Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamin-sibiryak.docx | 16.32 КБ |
mamin-sibiryak.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
Загадки в пословицах и поговорках (на доске).
- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).
- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)
3.Введение в тему.
1). Предварительная беседа.
- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)
2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».
Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:
- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)
4. Физкультминутка.
5. Изучение темы. Работа над сказкой.
1).Чтение сказки до конца.
- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?
2).Работа после чтения.
- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)
- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)
- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).
- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?
- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).
- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?
- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).
- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).
- Как сам заяц относился к своим словам?
-Прочитайте, как встретились заяц и волк.
-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.
- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)
- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)
3). Беседа по прочитанному. Обобщение.
- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)
- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)
- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)
- Как поступает заяц, увидев волка?
- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.
- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.
- Можно ли считать финал развязкой и почему?
- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)
6. Итог урока.
-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?
Предварительный просмотр:
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
Загадки в пословицах и поговорках (на доске).
- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).
- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)
3.Введение в тему.
1). Предварительная беседа.
- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)
2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».
Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:
- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)
4. Физкультминутка.
5. Изучение темы. Работа над сказкой.
1).Чтение сказки до конца.
- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?
2).Работа после чтения.
- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)
- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)
- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).
- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?
- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).
- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?
- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).
- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).
- Как сам заяц относился к своим словам?
-Прочитайте, как встретились заяц и волк.
-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.
- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)
- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)
3). Беседа по прочитанному. Обобщение.
- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)
- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)
- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)
- Как поступает заяц, увидев волка?
- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.
- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.
- Можно ли считать финал развязкой и почему?
- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)
6. Итог урока.
-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской...
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Чему учит сказка?
Урок разработан по УМК "Перспекива". Авторы учебника Л. Ф.Климанова, Л. А.Виноградская, В. Г. Горецкий...