Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Полякова Валентина Михайловна

             На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской

             природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

             части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

             слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

             происхождению слов, его красоте и богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

                              Открытый урок ( интегрированный) по чтению

                    по сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго

                      Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

 ТЕМА. Д.Н.Мамин _ Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза,

              Короткий Хвост».

ЦЕЛЬ: на материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской  

             природе, животному миру, развивать наблюдательность. Уметь делить текст на

             части и выделять в них главное. На основе сказки учить детей определять на

             слух безударную гласную в корне, уметь ее проверить, прививать интерес к языку,                                    

             происхождению слов, его красоте и богатству.

                                                           Ход урока

  I Организация класса.

       Настрой класса на работу, проверка готовности к уроку.

II Работа над новым материалом.

  1. Чтение пословиц с доски.

- Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

-Как вы объясните смысл этих пословиц?

        2.Объяснение происхождения слов заяц и волк.

              Заяц – буквально значит « прыгун». Из всех наших животных только борзая собака

              Может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью

              65 км в час.

              Волк – образовано от слова « волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное.

              Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот

         3.Объявление  темы и цели урока.

                -Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется

                  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

                  Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих

                  Произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и

                  Издавались отдельными книжками. Мы с вами знакомились с книгой этого

                  автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями,

                  которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся. ( На планке выставлены книги

                  Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки)

                  -«Аленушкины сказки» - лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича

                  для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. А на тексте этой

                  сказки мы повторим написание слов с безударной гласной в корне слова.

                     ( Ставлю перед детьми цель урока).

        4. Первичное прослушивание сказки. ( Читает хорошо читающий ученик. Присказку

                   читаю сама, одновременно демонстрируя на экране иллюстрацию к

                  присказке.

        5. Обмен впечатлением после прослушивания.

              - Понравилась сказка?

              -Чем понравилась?

              -Что запомнилось?

              -Грустная она или веселая?

              -Почему так решили?

        6. Списывание с доски пословицы в тетрадь по русскому языку.

             Задание: а) выделить корень;

                              б) поставить знак ударения;

                              в) подчеркнуть безударную гласную в корне слова.

             - Почему во всех словах гласный звук произносится четко?

             - Как называют такие гласные?

        7.Чтение сказки «цепочкой» по абзацам.

              - Почему Заяц решил никого не бояться?

              -Как все остальные зайцы отнеслись к этому?

              -Как вы думаете, заяц и в самом деле стал храбрецом?

              -Каким изображен Волк в сказке?

              -А могла эта история закончиться по-другому?

              -Что могло погубить Зайца?

              -Чем эта сказка похожа на сказку « Лягушка-путешественница.»

          8. Выборочное чтение:

                 а) рассмотреть рисунок в учебнике и в тексте найти отрывок, который

                     относится к этому рисунку;

                 б) выписать из этого отрывка слова - антонимы ( молодые – старые, прибежали –    

                     приплелись) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова, приписать

                     проверочные слова;

                 в) прочитать, как отреагировали зайцы на слова о смелости храброго Зайца;

                 г) из этого отрывка выписать слова – синонимы ( улыбнулись, засмеялись,

                     хихикнули) и подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Разобрать

                     по составу слово улыбнулись;

                 д) на экране картина, где заяц катится по волчьей спине. Найти описание этого

                      эпизода в сказке и выписать из этого отрывка слова с безударной гласной в

                   

                    корне, требующей проверки, устно указать проверочное слово.

          9. Письмо с доски. Родился зайчик в лесу и все боялся.

                а)списать, вставить пропущенную букву. Работать со схемой:

            Думаю.                          Проверяю.                       Пишу.

        в л. су                                       лес                                в лесу

              При проверке работы использовать сигнальные карточки.

                б) выделить главные члены предложения и указать связь слов в предложении.

                    (Работу выполнить устно)

        10. На экране запись: сильно испугался - …, очень удивился тому, что услышал –

…,  появился, как только о нем вспомнили - …, притаился и замер от страха - …, убежал стремительно - …, ослабел, сильно устал - …, гнался, не отставая, неотступно - …

           Задание. Найти в сказке выражения, которыми можно заменить данные.

    III Итог урока.

             К кому из героев сказки можно отнести пословицы « Смелость города берет»,

            «Смелый приступ – половина победы»

 IY Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки близки к тексту.                                

                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                         

                           

                         

                     

                                                                                                                                             

   

   

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...

урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Урок литературного чтения разработан с целью - познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;- продол...