Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной;
осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.
Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз;
учить анализировать текст (сюжет, внешность, «речь», и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении);
учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;
развивать умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
учить участвовать в обсуждении прочитанного произведения (предметная);
учить умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного;
создавать условия для проявления обучающимися интереса к учебному материалу и учебной деятельности (личностная);
учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения (познавательная);
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (регулятивная);
формировать умение проявлять интерес к общению и групповой работе, использовать в общении правила вежливости (коммуникативная).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема. Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной;
осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.
Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз;
учить анализировать текст (сюжет, внешность, «речь», и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении);
учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;
развивать умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
учить участвовать в обсуждении прочитанного произведения (предметная);
учить умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного;
создавать условия для проявления обучающимися интереса к учебному материалу и учебной деятельности (личностная);
учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения (познавательная);
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (регулятивная);
формировать умение проявлять интерес к общению и групповой работе, использовать в общении правила вежливости (коммуникативная).
Ход урока.
- Орг. момент
- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.
- Речевая разминка
- Игра «Инопланетяне».
Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается.
- А сейчас давайте этот звуковой ряд прочтём, как повествовательное предложение; вопросительное предложение; с восклицательной интонацией.
- Жужжащее чтение (1 мин)
Замер скорости чтения (дополнительные книги для чтения)
- В читательских дневниках запишите скорость чтения.
- Проверка домашнего задания
- Чтение по ролям сказки Л.Муур «Крошка Енот»
- Назовите действующих лиц сказки Л. Муур «Крошка Енот».
- Прочтите её по ролям.
- Какой урок вы извлекли из этого произведения?
- Формулирование темы, задач урока
1) Коллективная работа
- К какому жанру литературы относится это произведение?
- Что такое сказка? (1 уч-ся ищет определение в толковом словаре)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские)
- Исходя из темы прошлого урока и ответа на вопрос, сформулируйте тему урока. (авторская сказка)
- Давайте уточним вид авторской сказки, для этого хором прочитаем потешку, которую вы выучили. (с показом действий - физкультминутка)
Тень-тень, потетень, Похвалялся зайка:
Выше города плетень, - Поди догоняй-ка!
Сели звери под плетень, Похвалялися ежи:
Похвалялися весь день. - У нас шубки хороши!
Похвалялася лиса: Похвалялся медведь:
- Всему свету я краса! - Могу песни я петь!
- Что подсказала вам потешка? (сказка о животных)
- Какие задачи вы поставите перед собой?
(познакомиться с новым автором, со сказкой;
учиться выразительно читать, анализировать текст, понимать поступки и характер героев;
воспитывать любовь к животным)
- Эти задачи подчинены цели: сравнение литературной (авторской) сказки с народной. Работа над произведением рассчитана на 2 урока.
- Новая тема
- Работа в парах
- На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (УУД познавательные (Синтез – составление целого из частей))
Слова: про, сказка, зайца, храброго, Уши, глаза, хвост, длинные, короткий, косые
- Какую информацию можно почерпнуть из названия? (сказка – жанр; заяц – герой; длинные уши, короткий хвост, косые глаза – описание)
- Только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусливые. Может быть, вы что-либо предложите?
- Краткое знакомство с автором
- Прочтите имя, отчество, фамилию автора.
- Д.Н. Мамин-Сибиряк – русский писатель. Его главное произведение для детей – “Алёнуш-кины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, даже не увидев дочь; ребёнок рос слабеньким и болезненным. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о сборнике сказок так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
- Знакомство со сказкой (учитель + ученик)
- Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. (Чтение учителем + аудиозапись до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут»)
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Слушайте дальше. (чтение учащимися до слов «… а он видел и не смел дохнуть.»)
- «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.» Как вы думаете, что же случилось?
- Давайте дочитаем до конца и узнаем, оправдались ли наши предположения. (чтение учителем до конца)
- Оправдались ли наши предположения?
- Анализ произведения
- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней много смешных моментов.)
- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.)
- Как понимаете выражение «душа в пятки»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».)
- Обратите внимание, как автор называет героя в первом абзаце и в третьем.
- Почему по-разному?
- Когда же впервые зайчик был назван так длинно и торжественно? (после того, как он вырос, стал большой и во всеуслышание заявил, что он никого не боится.)
- Что вы ещё заметили в этих двух абзацах? (слово «зайчик» пишется с маленькой буквы, а «Заяц» - превращается уже в имя собственное.)
- Самостоятельное чтение – спринт. Давайте проследим, когда Заяц снова превращается в зайчика, а потом опять в Зайца. Отметьте нужные отрывки карандашом.
(Первое превращение зайчика в Зайца связано с его взрослением и вспышкой храбрости. Обратное превращение Зайца в зайчика произошло, когда он неожиданно столкнулся с Волком, то есть с реальной опасностью. Автор снова называет его зайчиком: «Долго бежал несчастный зайчик». Вторичное превращение зайчика в Зайца связано с тем, что все зайцы - свидетели случившегося - неправильно истолковали то, что видели: падение Зайца на Волка показалось им подвигом Храброго Зайца.)
- Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)
- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.)
- Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примёрз».
- Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)
- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я... я... я...».)
- Расскажите, что же произошло дальше.
- Как вы понимаете выражения «задать стрекача», «выскочить из собственной шкуру»?
- Когда заяц впервые был назван «храбрым»? (после того, как его нашли в ямке еле живого от страха)
- Верно ли дано Зайцу такое определение? Как вы считаете? (Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)
- Какое чудо произошло в этой сказке? (Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал таким.)
- Что же произошло с зайцем? (Данное ему имя повлияло на судьбу Зайца.)
5) Сравнение авторской сказки с народной
- Коллективная работа
- Цель нашего урока – сравнить сюжет и построение сказки Д. Мамина-Сибиряка с народной сказкой. Что значит «сравнить»? (найти общее и различное)
- Какой ещё герой появляется в сказке? (Волк.)
- Волк и заяц – это типичные герои русских народных сказок, и этим наша авторская сказка и народные сказки … (похожи).
- Вспомните, в каких русских народных сказках эти герои встречаются.
- Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки? (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…»)
- Посмотрите на доску. К данному отрывку можно построить такую «цепочку»:
- В данной сказке происходит накопление героев и это тоже общий признак авторской и народной сказок. В каких народных сказках происходит накопление героев? (Репка, Теремок)
- Найдите ещё отрывок, к которому можно построить «цепочку». («Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…»)
- Попробуйте составить свою «цепочку».
- Мы увидели, что в построении авторской сказки встречаются элементы русской народной сказки. А сюжетные линии могут быть похожи? Вспомните сказку «Кот и Лиса».
- Что заметили? (Есть сходная ситуация, когда кот случайно пугает волка и медведя, а в нашей сказке заяц случайно пугает волка и утверждает своё положение.)
- Работа в группах «Мозговой штурм»
- А сейчас давайте найдём различия народной и авторской сказок.
Наверное, я вас разочарую, сказав, что для серьёзных исследователей литературы недоста-точно просто прочитать фамилию автора до или после текста. А если бы фамилия была утрачена: мы бы смогли определить, авторская сказка или народная?
Выдвинете гипотезы-предположения, как можно догадаться, что эта сказка авторская, а не народная? (язык сказки: язык авторской сказки отличается более разнообразной лексикой;
смена настроения от смеха над зайцем до чувства наслаждения жизнью - тоже, конечно, несвойственен народной сказке)
- Давайте обобщим всё выше сказанное и составим сравнительную таблицу (учащиеся берут карточки с записями и прикрепляют их в соответствующий столбик):
Народные | Литературные |
1. Автор – народ. 2. Существует в устной форме 3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). 4. Время создания определить невозможно. 5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
| 1. Автор – конкретное лицо. 2. Создаётся в письменной форме. 3.Внесение изменений не допускается. 4. Время создания сказки известно. 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. |
- Итог урока
- Помните ли вы полное имя Зайца?
- Это имя было дано Зайцу от рождения или присвоено?
- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.)
- Рефлексия
- Урок подходит к концу. Каждый из вас внёс в него свой вклад. Расскажите: Я
МЫ
ДЕЛО
- Домашнее задание (по выбору)
1 уровень: стр. 75-79, выр. чит.,
2 уровень: читать по ролям
3 уровень: пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....
Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской...
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Чему учит сказка?
Урок разработан по УМК "Перспекива". Авторы учебника Л. Ф.Климанова, Л. А.Виноградская, В. Г. Горецкий...