конспект урока и презентация на тему "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

batashevaelena

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы". Конспект сопровождается презентацией "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.

 

Цель: познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.

 

Задачи:

1.Познакомить со звуками [ы], [и] и их обозначениями буквами Ыы, Ии после твердых и мягких согласных;

2. Обучать чтению обратных и прямых слогов с буквами  Ы, И.

3.Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).

4. Развивать мышление, внимание, память и устную речь;

5. Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки

6.Следить за здоровьем детей, их эмоциональным состоянием, осанкой;

7. Воспитывать нравственные качества; взаимовыручку.

Материалы к уроку: презентация к уроку.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Динь- динь – динь –

Звенит звонок:

                             Начинаем наш урок.              Слайд 2

II. Речевая разминка.

  1. Артикуляционная гимнастика                                Слайд 3

 

 «Щечки»

«Хомячок»

«Варенье»

«Лошадка»

  1. 2) «Жил – был язычок…»                                         Слайды 4-5

 

 

     Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

 

  1. 3) Скороговорка.                                                             Слайд 6

От топота копыт пыль по полю летит.

 

        Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].

        

- Что мы должны этим показать?

(Как копытами стучат лошади.)

 

        Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

        

        Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          - спокойно;

                          -  сердито;

                          - весело, бодро

 

-Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

 

  

  1. III. Повторение изученного материала.                          Слайд 7

1. – Что нам помогает общаться?

    (Речь.)

     –Из чего состоит наша речь?

     (Из предложений.)

     –  Из чего состоят предложения?

      ( Из слов.)

      – Из чего состоят слова?

      ( Из звуков.)

  1. 2.Работа по таблице «Звуки речи».                                

– Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

– Чем отличаются согласные от гласных?

– Чем отличаются ударные гласные от безударных?

– При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)

 

3.Повторение о роли гласных букв                                    Слайд 8

– К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)

– Назовите их.(Хором)

– На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

 

– Какие буквы  указывают на  твёрдость предшествующего согласного?

(А, О, У, Э )

           

–Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

(Я, Е,Ё, Ю).

 

 

ФИЗМИНУТКА

Работа по букварю. Стр. 20.

– Маша принесла вам, ребята, подарок ,рыбку, а Миша – гриб. Проанализируйте звукосхемы. С какими буквами мы будем сегодня работать?

 

 

IV. Работа над новым материалом.

 

  1. Определение темы.

Игра «Путаница»

– К нам на урок спешили буквы да заблудились. Какие это буквы?

 

 Слайды 9-10-11

 

Стадия постановки проблемы:

Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?

 

( Дети  предлагают свои предположения.)

 

–Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв и  и  ы в словах.

 

–Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять  буквы и  и  ы? (На что они могут указывать в словах?)

 

 

( Дети предлагают свои версии.)

 

–Проверим ваши предположения.

Слайд 12

Цветы, блины, цыпленок, сыр.

Слайд 13

Загадка/мыло/

Слайд 14

В слове молодцы тоже есть буква-именинница.

 Слайд 15-16

Лимоны, кит ива, малина, а еще индеец, инопланетяне, индюк…

 

2.Слогозвуковой анализ слова «лимоны». ( Стадия осмысления)

                                                                                                 

 

Слайд 17

 (Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)

 

– Что изображено?

(Лимоны.)

–Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.

(1 ученик работает у доски.)

 

– Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?

([и])

– Какой буквой обозначим?

( Буквой  и.)

Подпишем её под гласным звуком.

–Какой согласный перед буквой  и?

(Мягкий)

–Значит, на что указывает буква и?

(На мягкость предшествующего согласного.)

 

 

–Какой гласный звук в третьем слоге?

([ы])

–Какой буквой обозначим?

(Буквой  ы.)

–Какой согласный перед буквой ы?

(Твёрдый.)

–Значит, на что указывает буква  ы?

(На твёрдость предшествующего согласного.)

– Правильны ли были ваши предположения?

(Дети дают ответы.)

–Сделайте вывод о работе букв и  и  ы. которую они выполняют в словах.

(Дети делают вывод, используя опорные схемы)

 

 

 « Буква Ы и буква И нам нужны для звуков гласных            

Слушать надо звук согласный.

Он нам всем подскажет ясно.

После твердых – буква Ы,

После мягких – буква И».


 

 

ФИЗМИНУТКА

 

V Закрепление  пройденного материала. (Стадия рефлексии)

 

1.     Чтение слогов. (Работа в парах) Стр. 20:

 

МЫ   НЫ   ЛЫ   РЫ                   мыло

 

МИ    НИ   ЛИ    РИ                     Мила

 

– Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)

 

– Прочитаем хором.

 

–Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.

(МИ, НИ, ЛИ, РИ)

–Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?

 (Буква  и.)

 

–Дополни слоги до целого слова.

 

МИ – мир, милый, Миша

НИ – низ, Нина

ЛИ – липа, лимон

РИ – рис, рисунок

 

 

- Прочитайте  слоги, где согласный произносится твёрдо.

( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)

 

 

- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?

(Буква  Ы)

 

-Дополни слоги до целого слова.

 

МЫ  - мыло, мысли, мыши         

НЫ – нырять                                  

ЛЫ – лыжи, лыжня                        

РЫ – рыба, рысь                         

 

–Какой слог сам по себе является словом?

(Мы)

–Составьте предложение, употребив в нём это слово.

(Мы ходили с мамой в театр.)

 

3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов.

 

Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость  и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра.

 

                                  Игра «Один – много».             Слайд 19

 

–Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.

 

     Шар – шары

День – дни

Стол – столы

Конь -  кони

Гриб – грибы

 

–Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?

( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)

 

–Значит, если буквы  И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.

 

5. Работа по учебнику «Букварь», стр. 21.

     1)  –Прочитайте ребус.

     (Цыпленок)

Чтение стихотворения Кожомбердиева Т.

     2) Работа с пословицей

В правдивом сердце никогда

Нет ни обиды, ни стыда.

3) Чтение отдельных гласных букв в тексте стихотворения В. Лунина.

(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)

VI  Итог урока.

– Мы сегодня хорошо потрудились.

–Чему учились на уроке?

–Какую роль играют буквы  Ы  и  И в словах?

( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.

2.Если  буквы И  и  Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)

Д/З Звуковой анализ слова «тыква»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки [ ы ] , [ и ] и их обозначение буквами Ыы и Ии Учитель начальных классов ШГ №33 г. Бишкек Баташева Елена Романовна

Слайд 2

Динь - динь - динь – Звенит звонок: Начинаем наш урок.

Слайд 3

. Артикуляционная гимнастика . « Щечки» «Хомячок» «Варенье» «Лошадка»

Слайд 4

Гимнастика для губ и языка. а) «Жил – был язычок…»

Слайд 5

Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

Слайд 6

б ) Скороговорка. От топота копыт пыль по полю летит.

Слайд 7

- Что нам помогает общаться? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова?

Слайд 9

а о у э ? я ё ю е ?

Слайд 14

Молодц ы !

Слайд 18

Буква Ы и буква И нам нужны для звуков гласных Слушать надо звук согласный. Он нам всем подскажет ясно. После твердых – буква Ы, После мягких – буква И».

Слайд 19

Шар– День – Стол – Конь - Гриб – [и] или [ы]

Слайд 20

Домашнее задание:

Слайд 21

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

конспект урока и презентация на тему "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".

Резработка урока обучения грамоте в 1 класе по теме "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е". К конспекту урока прилагается презентация "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е"....

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д"

Тема.      Согласные звуки [д], [д,], буква  Д,д         Цели.Создать условия для ознакомления с согласными зв...

Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х\'], обозначение их буквой Х».

Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х»....

Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»

Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...