конспект урока и презентация на тему "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы". Конспект сопровождается презентацией "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_i_y_i_ih_oboznachenie_bukvami_i_y.doc | 58 КБ |
zvuki_y_i_i_ih_oboznachenie_bukvami_yy_i_ii.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
Цель: познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.
Задачи:
1.Познакомить со звуками [ы], [и] и их обозначениями буквами Ыы, Ии после твердых и мягких согласных;
2. Обучать чтению обратных и прямых слогов с буквами Ы, И.
3.Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
4. Развивать мышление, внимание, память и устную речь;
5. Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки
6.Следить за здоровьем детей, их эмоциональным состоянием, осанкой;
7. Воспитывать нравственные качества; взаимовыручку.
Материалы к уроку: презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Динь- динь – динь –
Звенит звонок:
Начинаем наш урок. Слайд 2
II. Речевая разминка.
- Артикуляционная гимнастика Слайд 3
«Щечки»
«Хомячок»
«Варенье»
«Лошадка»
- 2) «Жил – был язычок…» Слайды 4-5
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
- 3) Скороговорка. Слайд 6
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
- Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
- III. Повторение изученного материала. Слайд 7
1. – Что нам помогает общаться?
(Речь.)
–Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
– Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
– Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
- 2.Работа по таблице «Звуки речи».
– Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
– Чем отличаются согласные от гласных?
– Чем отличаются ударные гласные от безударных?
– При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
3.Повторение о роли гласных букв Слайд 8
– К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)
– Назовите их.(Хором)
– На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
– Какие буквы указывают на твёрдость предшествующего согласного?
(А, О, У, Э )
–Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
(Я, Е,Ё, Ю).
ФИЗМИНУТКА
Работа по букварю. Стр. 20.
– Маша принесла вам, ребята, подарок ,рыбку, а Миша – гриб. Проанализируйте звукосхемы. С какими буквами мы будем сегодня работать?
IV. Работа над новым материалом.
- Определение темы.
Игра «Путаница»
– К нам на урок спешили буквы да заблудились. Какие это буквы?
Слайды 9-10-11
Стадия постановки проблемы:
Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?
( Дети предлагают свои предположения.)
–Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв и и ы в словах.
–Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы и и ы? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
–Проверим ваши предположения.
Слайд 12
Цветы, блины, цыпленок, сыр.
Слайд 13
Загадка/мыло/
Слайд 14
В слове молодцы тоже есть буква-именинница.
Слайд 15-16
Лимоны, кит ива, малина, а еще индеец, инопланетяне, индюк…
2.Слогозвуковой анализ слова «лимоны». ( Стадия осмысления)
Слайд 17
(Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)
– Что изображено?
(Лимоны.)
–Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.
(1 ученик работает у доски.)
– Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
– Какой буквой обозначим?
( Буквой и.)
Подпишем её под гласным звуком.
–Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
–Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
–Какой гласный звук в третьем слоге?
([ы])
–Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.)
–Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
–Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
– Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
–Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
(Дети делают вывод, используя опорные схемы)
« Буква Ы и буква И нам нужны для звуков гласных
Слушать надо звук согласный.
Он нам всем подскажет ясно.
После твердых – буква Ы,
После мягких – буква И».
ФИЗМИНУТКА
V Закрепление пройденного материала. (Стадия рефлексии)
1. Чтение слогов. (Работа в парах) Стр. 20:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
– Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
– Прочитаем хором.
–Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
–Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
–Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
- Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
(Буква Ы)
-Дополни слоги до целого слова.
МЫ - мыло, мысли, мыши
НЫ – нырять
ЛЫ – лыжи, лыжня
РЫ – рыба, рысь
–Какой слог сам по себе является словом?
(Мы)
–Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов.
–Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра.
Игра «Один – много». Слайд 19
–Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.
Шар – шары
День – дни
Стол – столы
Конь - кони
Гриб – грибы
–Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?
( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)
–Значит, если буквы И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.
5. Работа по учебнику «Букварь», стр. 21.
1) –Прочитайте ребус.
(Цыпленок)
Чтение стихотворения Кожомбердиева Т.
2) Работа с пословицей
В правдивом сердце никогда
Нет ни обиды, ни стыда.
3) Чтение отдельных гласных букв в тексте стихотворения В. Лунина.
(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)
VI Итог урока.
– Мы сегодня хорошо потрудились.
–Чему учились на уроке?
–Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2.Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
Д/З Звуковой анализ слова «тыква»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Динь - динь - динь – Звенит звонок: Начинаем наш урок.
. Артикуляционная гимнастика . « Щечки» «Хомячок» «Варенье» «Лошадка»
Гимнастика для губ и языка. а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б ) Скороговорка. От топота копыт пыль по полю летит.
- Что нам помогает общаться? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова?
а о у э ? я ё ю е ?
Молодц ы !
Буква Ы и буква И нам нужны для звуков гласных Слушать надо звук согласный. Он нам всем подскажет ясно. После твердых – буква Ы, После мягких – буква И».
Шар– День – Стол – Конь - Гриб – [и] или [ы]
Домашнее задание:
Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".
Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...
конспект урока и презентация на тему "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".
Резработка урока обучения грамоте в 1 класе по теме "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е". К конспекту урока прилагается презентация "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е"....
Конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д"
Тема. Согласные звуки [д], [д,], буква Д,д Цели.Создать условия для ознакомления с согласными зв...
Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х\'], обозначение их буквой Х».
Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х»....
Технологическая карта+ конспект +презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме « Правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двухсложных словах».
в соответствии с фгос...
Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»
Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...
Конспект урока с презентацией по предмету «Русский язык» по теме : «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных», 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе коррекционной школы (вариант 1)...