конспект урока и презентация на тему "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

batashevaelena

Резработка урока обучения грамоте в 1 класе по теме "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е". К конспекту урока прилагается презентация "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".

Скачать:


Предварительный просмотр:



Тема. Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е.

Цели: 

1.Познакомить со звуком [э] и его обозначением буквами э, е после твердых и мягких согласных;

2. Обучать чтению обратных и прямых слогов с буквами  Э, Е.

3.Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).

4. Развивать мышление, внимание, память и устную речь;

5. Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки

6.Следить за здоровьем детей, их эмоциональным состоянием, осанкой;

7. воспитывать нравственные качества; взаимовыручку.

Ход урока

     
I. Организационный момент


Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

                    Будем звуки изучать и буквами обозначать.

-– А для чего изучать звуки и обозначать их буквами?

Эмоциональный настрой.

–  С каким настроением пришли на урок? 

Постараемся поработать так, чтобы улыбка осталась и в конце нашего урока. А для этого надо внимательно слушать и запоминать, думать и отвечать.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Дыхательная гимнастика.

–  Для чего мы выполняем речевую зарядку? (Чтобы говорить правильно и красиво.)

–  Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!..)

2. Дети выполняют упражнения

  • «Щечки»
  • «Хомячок»
  • «Варенье»
  • «Лошадка»                                               Слайд 4

дыхательное упражнение – «воздушный шарик»;

– Работа в паре: читают по слоговой таблице;

– Работают со скороговоркой :

 Еле-еле Лена ела,

Есть из лени не хотела.                                 Слайд 5

II. . Актуализация опыта учащихся, привлечение к определению цели урока.

-постановка проблемы.

– Сегодня мы продолжим путешествие по стране Знаний и познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает на письме. Но скажу вам по секрету, вы уже знакомы с этим звуком.

Но к встрече с ним вы должны подготовиться.

Повторить изученное.

Работа по учебнику. Стр.18

  1. Чтение таблицы по цепочке на время по рядам.

– Какие буквы мы сейчас читали? (гласные)

– По каким признакам мы различаем все звуки? (голос и голос-преграда (препятствие))

  1. Расшифровка. Угадай слово по схеме.(1 схема белка, 2 схема Мэри, Нэля)
  2. Ребус. (загадка)
  3. Слайд 6         «жужжащее» чтение и отгадывание загадки (эхо)

IV. Открытие новых знаний.

- Сегодня к нам в гости пришла новая буква, а звук, который она обозначает, вам уже знаком.

ЗАГАДКИ                                                                      Слайды 8-9-10-11

У песочных ям, у горы крутой

Стоит великан с железной рукой. /Экскаватор/

Ножка – деревяшка,

Шоколадная рубашка,

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю/Эскимо/

Работа в парах по учебнику стр.18

Слайд 12          поэт                                      этика

                          поэма                                   энергия


                         поэзия                                  этикетка

Характеристика звука.

- Произнесите этот звук три раза, проследите за артикуляцией.

- Скажите, какой это звук по произношению? (гласный). Докажите.

- Звук [э] на письме обозначается буквой Ээ. А еще этот звук называют «улыбающимся».

Почему?

Физкультминутка

Загадка:

Кто умеет говорить на всех языках? /Эхо/

Стр.18.  Поиграйте в эхо.

V.Закрепление знаний

- Какой звук обозначает буква Э? Произнесем [э].

А в теме урока сказано, что этот же звук есть и в другой букве. Какой? Обращаю внимание на начало страницы.

- Какой звук обозначает буква е? Произнесем его [э].

Вот и гость наш страус Эму предлагает произнести слова      Слайд 14-15

ЛЕС  ДЕРЕВО ПЕНЬ          Слайд 16

- Послушайте, один звук [ э ] обозначается двумя буквами.

              Ээ

[Э]

              Ее    

- Как вы думаете, что за секрет русского языка будем открывать? (Когда звук [э] обозначим буквой Э, а когда буквой Е и какой сигнал подают эти буквы при чтении).

Это и есть задача нашего урока.

Сделайте вывод:

После твердых согласных звук [ э] обозначается буквой э, после мягких согласных обозначается буквой е. Буквы э, е показывают, как читать согласный перед ними. Е - сигнал читай мягко, Э – сигнал читай твердо.

« Буква Э и буква Е нам нужны для звука э              Слайд 18

Слушать надо звук согласный

Он нам всем подскажет ясно.

После твердых – буква Э

После мягких – буква Е».


Физкультминутка



10.
Работа по учебнику. Стр. 19

- Чтение стихотворений и поговорки.


11.
Слайды 19-20-21  Рисунки печка, речка, овечка. Звуковой анализ слов (устно).

- Что показывает буква Е в этих словах? Какую роль она выполняет? Буква Е показатель мягкости.


12. Хоровое чтение скороговорки.



13. Слоги с буквой  Э после согласных встречаются очень редко, обычно буква э бывает в начале слова.


VI.
Итог урока. Рефлексия. 

– О чем  сегодня расскажите родителям?

– Какое настроение осталось после нашего урока?

– Спасибо вам за работу!

Д/З. выучить скороговорку на ускорение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук [ э ] и его обозначение буквами Ээ и Ее Учитель начальных классов ШГ №33 г. Бишкек Баташева Елене Романовна

Слайд 2

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок . Будем звуки изучать и буквами обозначать.

Слайд 4

. Артикуляционная гимнастика . « Щечки » « Хомячок » « Варенье » « Лошадка »

Слайд 5

Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела.

Слайд 6

По тропинкам, по низинкам Ходит лесом невидимка, Повторяя вслед за мной Все слова в тиши лесной.

Слайд 7

эхо

Слайд 8

У песочных ям, у горы крутой Стоит великан с железной рукой

Слайд 9

экскаватор

Слайд 10

Ножка – деревяшка, Шоколадная рубашка, На солнышке я таю, Во рту я исчезаю

Слайд 11

эскимо

Слайд 12

поэт поэма поэзия этика энергия этикетка

Слайд 13

Ээ дает [ э ]

Слайд 15

эму

Слайд 16

ЛЕС ДЕРЕВО ПЕНЬ

Слайд 17

[ Э ] [ Е ] ! Ээ Ее

Слайд 18

Буква Э и буква Е нам нужны для звука э Слушать надо звук согласный Он нам всем подскажет ясно. После твердых – буква Э После мягких – буква Е

Слайд 19

Потренируемся:

Слайд 22

Вывод: Слышим [ э ] , но пишем Е, так как произносим мягко.

Слайд 23

МОЛОДЦЫ! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

конспект урока и презентация на тему "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы"

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы". Конспект сопровождается презентацией "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы"....

Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х\'], обозначение их буквой Х».

Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х»....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "О работе букв Е,Ё,Ю,Я , как способ обозначения звука "й"

Урок проведен с целью: создать условия для развития  умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фо...