Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch._gramote_moyo_4.docx | 38.75 КБ |
prezen._h.pptx | 62.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым
Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
1 класс
по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».
Урок с использованием ИКТ технологии,
технологии системно-деятельностного подхода в обучении,
элементы здоровьесберегающей технологии.
учителя начальных классов Мащенко Елена Петровна
Дата проведения 23.11.2017г.
г. Ялта
2018
23. 11. 2017 г.
Учитель Мащенко Е. П. 1-Б класс
Обучение грамоте (чтение) Урок № 22
Тема: Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х.
Цель урока: Познакомить обучающихся с буквами Х, х и особенностью звуков, которые обозначает данные буквы, с ролью звуков и букв в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х,], характеризоватьих, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
- Это наш девиз урока чтения.
- Проверим готовность к уроку.
II.Актуализация опорных знаний.
Повторение о звуках.
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?
- Сколько гласных?
- Назовите их хором.
- Почему они относятся к гласным?
- Какие ещё звуки есть?
- Почему они относятся к согласным?
- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?
- Какими ещё могут быть согласные звуки?
III.Постановка учебной задачи.
Игра.
Сейчас мы поиграем. Игра называется «Какая это буква» (дети с завязанными глазами ощупывают букву, называют её и характеризуют).
Буквы ЛЕХБ.
- Какую букву вы не смогли узнать? Почему?
- Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? О чем будем беседовать? Какие задачи перед собой поставим?
IV.Работа по теме урока.
1.Хлеб наше богатство.
Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.
- Что изображено в центре?
- Что изображено в правом верхнем углу? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
- Кого принято встречать хлебом и солью?
- Для чего это делают?
- Каким изображено солнышко?
- Где выращивают хлеб?
- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)
- Какую роль в жизни человека имеет пшеница?
- Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)
- Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)
- Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (В пословицах содержатся народная мудрость.)
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
• ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)
• ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
• ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)
2.Физминутка «Солнышко».
Солнышко встало и потянулось.
Подул ветер, набежала туча, полил дождь.
Сначала тихо, потом сильнее, сильнее.
Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал.
Солнышко засияло.
3.Знакомство со звуками [х], [х'].
Отгадайте загадку:
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки.
(ГОРОХ)
- Какой звук вы слышите в конце слова?
ХИРУРГ
- Какой звук вначале слова?
- Звуки[х], [х'] обозначаются буквой «Ха»
- Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х.
- На какой улице она живёт? (На улице согласных)
- В каком ряду она стоит?
- Почему она стоит в нижнем ряду?
- Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?
- Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные)
4.Знакомство с буквами Х, х.
- А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.
- Ребята, на что похожа буква Х?
(Отвечают дети)
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка,
Ветру вольная подружка.
- Кто может показать букву х при помощи рук и ног?
5.Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.
Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):
Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот,
6.Закрепление знаний и способов.
Чтение слов и слогов с буквой Х. (Учебник стр. 39)
Игра «Найдите стручок», из которого выкатилась горошина. В слове на стручке должно быть такое же буквосочетание, как и в слоге на горошине.
Хо хи ха хло хле
хлебушек хирург хлопок
буханка хорёк
V.Продолжение работы по теме урока.
1.Чтение текста на стр. 39.
- О чём говорится в тексте? Как озаглавить?
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
2. Беседа на тему «Как растет хлеб?»
- Послушайте загадку.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
(ХЛЕБ)
Какие слова помогают догадаться. Что это хлеб?
Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: от маленького зернышка, заботливо вложенного руками пахарей, хлеборобов в землю до душистой буханки с хрустящей румяной корочкой, выпеченной пекарем. Сотни людей вкладывают свою душу в его создание, и их всех можно назвать хлеборобами.
Послушайте, как об этом сказано в стихотворении:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба е жалеют.
Вывод:
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.
Как мы должны относиться к хлебу и людям которые его выращивают? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.)
3.Физминутка
Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
4.Слого-буквенный анализ слова хлеба.
Учитель:
- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).
Наши звуки встали в ряд
И сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).
Учитель:
- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?
- Какой слог ударный?
- Какой звук ударный?
Всё сказали, не забыли
И на место поспешили.
Учитель:
- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).
VI.Закрепление.
1.Работа в группах.
Игра “Тим и Том”
- У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.
(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).
- Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима.
(Хижина, хомяк, пастухи, ухо, мох, хитрец хор, хищник, холод, химик, хвост).
2.Индивидуальная дифференцированная работа.
- У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х,].
(Карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).
VII.Рефлексия.
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
VIII.Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает?
- Почему нужно бережно относится к хлебу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: Если хочешь много знать , Многого добиться , Обязательно читать Должен научиться!
Повторение о звуках . - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? - Назовите их хором. - Почему они относятся к гласным? - Какие ещё звуки есть? - Почему они относятся к согласным? - Почему согласные располагаются на таблице в два ряда? - Какими ещё могут быть согласные звуки?
Тема: Звуки [x ], [x’]. Буквы Х, х. Цель: познакомиться со звуками [x], [x ’], с буквой «ха» Задачи : учиться отличать звуки [x], [x’] учиться читать плавно; развивать память, внимание
Значение слова хлеб • ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы ) • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты ) • ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)
Физминутка Солнышко встало и потянулось. Подул ветер, набежала туча, полил дождь. Сначала тихо, потом сильнее, сильнее. Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал. Солнышко засияло.
Отгадайте загадку: Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки – дробинки. (………….) - Какой звук вы слышите в конце слова? ХИРУРГ
На что похожа буква «ха »? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Х
Физминутка Хомка-хомка , хомячок, Полосатенький бочок . Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 ! Хомка хочет сильным стать!
Игра «Найдите стручок» ХА ХО ХИ ХЛО ХЛЕ ХЛЕБУШЕК БУХАНКА ХИРУРГ ХЛОПОК ХОРЁК
Анализ текста - О чём говорится в тексте? Как озаглавить? - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
Рефлексия Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось…
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р»
Задачи урока: образовательные:познакомить с буквой Р р;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....
урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"
урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...
Конспект урока с презентацией по обучению грамоте. 1 класс. Тема. Чтение слов с гласной буквой «Ё». Отработка навыков чтения.
Подробный конспект урока с презентацией по данной теме....
Урок по обучению грамоте 1 класс на тему: "Звук [ч\'] и буква Ч"
Открытый урок по чтению в 1 классе....
Конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д"
Тема. Согласные звуки [д], [д,], буква Д,д Цели.Создать условия для ознакомления с согласными зв...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...