Тематическое планирование "Школа России" 4 класс ФГОС. Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Ступень обучения (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ (4 класс)
Количество часов 102
Программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, «Литературное чтение». Москва, «Просвещение», 2013 год
на 2016 - 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе УМК «Школа России»
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебников и разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Москва, «Просвещение», 2013 г.
а также дополнительных пособий:
для учителя Метод. рекомендации к учебнику «Литературное чтение. 4 класс» / Н.А. Стефаненко, Е. А. Горелова. Москва, «Просвещение», 2013 г.
для учащихся
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».
Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровье сберегающая.
Для реализации программного содержания используются:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013 г.
II. Содержание учебного предмета
2.1. Структура курса
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1. | Летописи, былины, жития | 10 | |
2. | Чудесный мир классики | 15 | |
3. | Поэтическая тетрадь | 8 | |
4. | Литературные сказки | 11 | |
5. | Делу время – потехе час | 6 | |
6. | Страна детства | 6 | |
7. | Поэтическая тетрадь | 4 | |
8. | Природа и мы | 9 | |
9. | Поэтическая тетрадь | 6 | |
10. | Родина | 6 | |
11. | Страна Фантазия | 5 | |
12. | Зарубежная литература | 16 | |
2.2. Содержание учебного материала
«Летописи, былины, жития»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События летописи. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер былины.
«Чудесный мир классики»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы, события литературной сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Характер героев художественного текста.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ритм, порядок слов, знаки препинания в лирическом тексте. Изменение картин природы в стихотворении. Сравнения, эпитеты.
«Литературные сказки»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности данного литературного жанра. Заглавие, главные герои, деление на части, составление плана, подробный пересказ, выборочный пересказ.
Делу время – потехе час»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Жанр произведения. Инсценирование произведения.
«Страна детства»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Тема детства в произведениях Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.
«Природа и мы»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отношение человека к природе. Герои произведения о животных.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины весны, осени, лета в произведениях»
«Родина»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Образ Родины в поэтическом тексте.
«Страна Фантазия»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра.
«Зарубежная литература»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Особенности повествования.
2.3. Планируемые результаты
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
-названия, основное содержание литературных произведений, их авторов;
-наизусть не менее 15 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;
уметь:
- уметь различать элементы книги, читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учёта скорости);
- определять тему главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объём не менее 1,5 страницы);
- делить текст на смысловые части, составлять простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные строки наизусть (по выбору);
- приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы;
- различать сказки народные и литературные»
- оценивать выполнение любой проделанной работы
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с разными источниками информации
Личностные результаты:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать своё отношение к учёбе;
- уважение к культуре разных народов;
- способность к самооценке
Предметные результаты:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную информацию, темп, громкость прочтения, определять место логического ударения;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- определять своё и авторское отношение к героям;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах
Метапредметные
Регулятивные
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- планировать и анализировать свои учебные действия;
Познавательные
- сравнивать произведения и героев;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- ориентироваться в аппарате книжного издания
Коммуникативные
Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности;
- работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнёра
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задании
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Прогнозируемые результаты | Приложение |
1 | Знакомство с учебником. Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. Особенности летописи как исторического произведения. События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников Запуск проекта «Создание календаря исторических событий» | Формулирование целей и задач курса | С. 8-6 |
Раздел «Летописи, былины, жития» (11 часов) | ||||
2 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. Особенности летописи как исторического произведения. События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников Запуск проекта «Создание календаря исторических событий» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | С. 8-6 |
3 | Знакомство с названием раздела. Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | |||
4 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | С. 10-11 Читать | |
5 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | |||
6 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» Внеклассное чтение | |||
7 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Былина и её герои. Особенности былины. | С. 12-20 | |
8 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | |||
9 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой Внеклассное чтение | Развитие речи: составление рассказа об Илье Муромце или подготовка к пересказу одного из эпизодов былины. | Былины | |
10 | «Житие Сергия Радонежского» | Памятник древнерусской литературы. Сергий Радонежский – святой земли Русской | С. 22-30 | |
11 | «Житие Сергия Радонежского» | |||
12 | Обобщение знаний. Защитники земли Русской. Проект | Оценивание своих достижений | С. 21, 32 | |
Раздел «Чудесный мир классики» (22 часов) | ||||
13 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания | Сравнение литературной и народной сказок Иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Характеристика главных героев Составление плана | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | С. 38-59, читать С. 59 № 1,2,3, наиз. |
14 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | |||
15 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок | |||
16 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев | |||
17 | А.С. Пушкин. Биография. «Няне» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоциально-нравственных переживаний. Подготовка к выразительному чтению наизусть | С. 64-69 | |
18 | А.С. Пушкин. Стихотворения | |||
19 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |||
20 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев | Волшебные сказки: народные и литературные Характеристика главных героев, отношение к ним. Подготовка к пересказу одной из частей сказки | С. 70-91, с 90 № 2,4,5 Наиз. | |
21 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | |||
22 | А.С. Пушкин. Обобщение знаний Внеклассное чтение | |||
23 | М.Ю. Лермонтов. О нём. «Дары Терека». | Средства художественной выразительности: прием олицетворения. | С. 94-96 | |
24 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Характеристика главных героев, их поступки и мотивы. Краткий пересказ. | с. 97-100, с. 111 № 2,5,7 читать | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | |||
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев | |||
27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | |||
28 | Л.Н. Толстой. «Детство» | Автобиография писателя. Жанры литературных произведений. Подготовка выборочного пересказа повести | С. 114-118 | |
29 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» | Басня. Особенности басни. Мораль. | С. 119 | |
30 | Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Рассказы | Отличие рассказа от сказки. Характеристика главных героев, их поступки и мотивы. Краткий пересказ. | С. 122-133 | |
31 | А.П. Чехов. «Мальчики» | |||
32 | А.П. Чехов. «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | |||
33 | Обобщающий урок «Чудесный мир классики» | С. 135-136 | ||
34 | Оценка достижений | |||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (12 часов) | ||||
35 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания | Средства художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Подготовка к выразительному чтению наизусть. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. | С. 138-140 |
36 | Ф. И. Тютчев. Стихи (наизусть по выбору) | |||
37 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Картины природы | Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | С. 141-142 |
38 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | Средства художественной выразительности Передача настроения и чувства в стихотворении Подготовка к выразительному чтению наизусть | с. 143-144 | |
39 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | Средства художественной выразительности Ритм стихотворения | с. 145 | |
40 | И.С. Никитин «В синем небе...» | Средства художественной выразительности Картины природы | с. 146 | |
41 | Н.А. Некрасов. «Школьник» | Образные языковые средства. Тема детства в стихотворениях | с. 147-149 | |
42 | Н.А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки…» | |||
43 | И.А. Бунин «Листопад». | Средства художественной выразительности для создания картины природы. Подготовка к выразительному чтению наизусть. | с. 150-151 | |
44 | Внеклассное чтение. Родные поэты | |||
45 | Обобщение по разделу. | |||
46 | Оценка достижений | |||
Раздел «Литературные сказки» (16 часов) | ||||
47 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Жанр научно - познавательной сказки в литературе. Заглавие и главные герои литературной сказки. Составление плана, последовательность событий литературной сказки. Подготовка подробного пересказа сказки | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 156-168 |
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки | |||
49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ | |||
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности произведения | Отличие жанра литературной сказки от рассказа. Заглавие и главные герои литературной сказки. Текст-описание в содержании художественного произведения Подготовка к выборочному пересказу сказки | с. 169-179 | |
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения | |||
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | |||
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | Народная сказка. Мотивы народных сказок Литературная сказка. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. Составление словесного портрета героя произведения | с. 180-192 | |
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | |||
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | |||
56 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Мотивы народных сказок в литературном тексте сказки Нравственный выбор героев сказки Подготовка к краткому пересказу сказки | с. 193-214 | |
57 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | |||
58 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление сказки на части | |||
59 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | |||
60 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей | с. 215-216 | ||
61 | Обобщающий урок | |||
62 | Проверим себя и оценим свои достижения | |||
Раздел «Делу время – потехе час» (9 часов) | ||||
63 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Жанр произведения. Литературная сказка. Нравственный смысл произведения. Инсценирование произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | с. 4-16 |
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | |||
65 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | Особенности юмористического текста. | с. 17-23 | |
66 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Особенности юмористического текста. Нравственный смысл произведения | с. 24-28 | |
67 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка | Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям | с. 29-34 | |
68 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценировка | |||
69 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | |||
70 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | |||
71 | Оценка достижений | |||
Раздел «Страна детства» (8 часов) | ||||
72 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Особенности развития сюжета. Герои художественного произведения. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 38-46 |
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | |||
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Музыкальное сопровождение произведения. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | с. 47-58 | |
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | |||
76 | М.М. Зощенко «Елка» | Особенности развития событий Подготовка к подробному пересказу рассказа | с. 59-64 | |
77 | Обобщающий урок «Страна детства» | |||
78 | Оценка достижений | |||
79 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение | с. 65-66 | ||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (5 часов) | ||||
80 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | Средства художественной выразительности в стихотворении. Ритм стихотворения. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | с. 68-70 |
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Средства художественной выразительности в стихотворении Развитие чувства в лирическом произведении | с. 71 | |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Средства художественной выразительности в стихотворении Тема детства в стихотворениях | с. 72-73 | |
83 | Стихи поэтов XX века | |||
84 | Оценка достижений | с. 74 | ||
Раздел «Природа и мы» (12 часов) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Анализ заголовка. Поступок как характеристика героя произведения Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. Подготовка выборочного пересказа рассказа | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям па основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 76-84 |
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе | |||
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Характеристики и портреты животных в рассказе. Авторское отношение к героям произведения. | с. 85-91 | |
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | |||
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |||
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | Герои художественного произведения. Поступок как характеристика героя произведения Авторское отношение к героям произведения. | с. 92-95 | |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» | |||
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. Юмор в произведении | с. 96-99 | |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. Научно-естественные сведения о природе в рассказе Выборочный пересказ | с. 100-110 | |
94 | Обобщающий урок «Природа и мы» | |||
95 | Оценка достижений | |||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (8 часов) | ||||
96 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. | Средства художественной выразительности в стихотворении: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Картины живой природы в лирическом стихотворении | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | с. 114-115 |
97 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | |||
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | Средства художественной выразительности в стихотворении: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Картины живой природы в лирическом стихотворении | с.116-117 | |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | Средства художественной выразительности в стихотворении: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение | с. 118 | |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Средства художественной выразительности в стихотворении: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Развитие чувства в лирическом произведении | с. 119 | |
101 | С.А. Есенин «Лебедушка» | Средства художественной выразительности в стихотворении: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение Мотивы народного творчества в стихотворении | с. 120-125 | |
102 | Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы» | с. 126 | ||
103 | Оценка достижений | |||
Раздел «Родина» (8 часов) | ||||
104 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. | Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» Этапы работы над проектом | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять сё в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 128-132 |
105 | И.С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте | |||
106 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Авторское отношение к изображаемому Образ Родины в стихотворении | с. 133-137 | |
107 | А.В. Жигулин «О, Родина!» | Авторское отношение к изображаемому | с. 138-139 | |
108 | Обобщающий урок «Родина» | Авторское отношение к изображаемому | с. 140-141 | |
109 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» | Защита индивидуальных проектов. | ||
110 | Проект «Они защищали Родину» | |||
111 | Оценка достижений | |||
Раздел «Страна Фантазия» (7 часов) | ||||
112 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Особенности фантастического жанра Подготовка рассказа о главном герое повести | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 144-149 |
113 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | |||
114 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Особенности фантастического жанра Характеристика главных героев в фантастической повести Приём сравнения для усиления эмоционального воздействия на читателя в фантастической повести | с. 150-156 | |
115 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | |||
116 | Путешествие по стране Фантазии | Особенности фантастического жанра Характеристика главных героев в фантастической повести Приём сравнения для усиления эмоционального воздействия на читателя в фантастической повести | ||
117 | Оценка достижений | |||
118 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | |||
Раздел «Зарубежная литература» (18 часов) | ||||
119 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Жанр приключенческой литературы. Характеристика главных героев в приключенческом романе | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | с. 160-165 |
120 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | |||
121 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы | |||
122 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Литературная сказка Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. Составление картинного плана к сказке | с. 167-193 | |
123 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | |||
124 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | |||
125 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке | |||
126 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | |||
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Жанр приключенческой литературы Герои приключенческой литературы Поступок как характеристика героя произведения | с. 194-200 | |
128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | |||
129 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | Библейские истории в литературе | ||
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |||
131 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство | Библейские истории в литературе | с. 201-208 | |
132 | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда | Библейские истории в литературе | с. 209-216 | |
133 | Внеклассное чтение «По дорогам любимых книг» | |||
134 | Контрольная работа за II полугодие | |||
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература | |||
136 | Урок-игра «Литературные тайны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС
Материал содержит тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению в 1 классе общеобразовательной школы по программе "Школа России". Соответствует федеральным государственным образ...
Календарно - тематическое планирование для 1 класса по литературному чтению (обучение грамоте)
Календарно - тематическое планирование для 1 класса по литературному чтению (обучение грамоте) из расчета 4 часа в неделю. Используется учебно-методический комплект:Горецкий, В. Г. Русская...
Календарно - тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению
Календарно - тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению расчитанное на 2 часа в неделю....
Календарно - тематическое планирование для 2 класса по литературному чтению.
Календарно - тематическое планирование для 2 класса по литературному чтению для учащихся индивидуальной формы обучения....
Календарно -тематическое планирование во 2 классе по литературному чтению
Календарно -тематическое планирование во 2 классе по литературному чтению...
Тематическое планирование "Школа России" 1 класс ФГОС. Литературное чтение
Тематическое планирование...