Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-3

Тема: «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром»».

Цель: познакомить с понятиями: воображаемый и реальный герой; развивать воображение и фантазию как основы литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с понятиями: воображаемый и реальный герой.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценка собственной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-3

Тема: «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром»».

Цель: познакомить с понятиями: воображаемый и реальный герой; развивать воображение и фантазию как основы литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с понятиями: воображаемый и реальный герой.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценка собственной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

1 мин.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

- Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Приветствовать учителя.

Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполняют упражнения

Практический: работа с книгой.

20мин

Звучит музыка «Где водятся волшебники?» (Муз.М.Минкова, сл. Ю.Энтина)

Где водятся волшебники?

 В фантазиях твоих.

С кем водятся волшебники?

Да с тем, кто верит в них!

В страну Вообразилию

Я приглашаю вас.

Фантазии чудесные

Спасут от скуки.

Нам не нужен вездеход,

Не годится самолет

На летающей корове

Мы отправимся в полет.

Б.Заходер и Д.Хармс.

- О каких выдумках вы услышали?

- Вот следы авторской фантазии.

- Какие чувства вы испытали, слушая стихи?

- Несут ли вред и обиду фантазии? (Они безобидные, безвредные. Плод нашего воображения).

А сейчас посмотрите на слайд на что похож рисунок?(на коврик).

Хочу познакомить вас с одним удивительным человеком, фантазером, выдумщиком, человеком, который пишет веселые короткие сказки.

Дональд Биссет "Под ковром"

-Слышали вы о таком авторе? А хотите узнать?

Дональд Биссет (1919–1995) – английский детский писатель. Родился вАнглии. Хотел стать художником, но денег на обучение не было, и пошёл работать актёром. Там, за кулисами, он начал писать свои сказки и рисовать к ним смешные картинки. Он очень любил детей. Особенно с богатым воображением. Для них он писал свои сказки – правдивые небылицы. Правдивые потому, что ведь, правда, каждому хочется найти себе друга. Кто умеет играть и у кого играет богатая фантазия. Кто во всех нелепицах и не- былицах различает истинную правду – что хорошо, а что плохо, кто прав, кто не прав. Даже если в сказках все идет кувырком. Читатель с воображением все сам для себя расставит по местам. И так даже интереснее будет читать.

Прочитайте название. Можете догадаться по названию, о чём будет это произведение? Давайте проверим наши предположения, прочитаем текст.

С одним из его произведений мы познакомимся сегодня на уроке. Но чтобы понять эту сказку, я предлагаю выполнить некоторые упражнения

«Читалочки»:

1.Читай сверху вниз.

фа                фон                таз

фант          телефон      фантазия

фантик     фонтан       фантазер

2.Прочитай строчки.

Фонтан фантазии.

Валя – фантазерка, Ваня – фантазер.

3.Читай медленно. Поставь ударение.

воображать

воображение

воображаемый

Давайте познакомимся с произведением.

Откройте учебник на странице 6–7. Это отрывок из рассказа. Я буду читать текст с остановками, и мы будем обсуждать прочитанное. Будьте внимательны, и тогда секрет этого произведения мы разгадаем.

 Вы готовы? Начинаем. (Учитель читает текст до слов «…Они были друзьями».)

Что вас удивило? А может ли быть такое? Читаем дальше? (До слов «…воображаемые, – ответили они».)

А теперь поняли? Как они оказались под ковром? Найди подтверждение в тексте. (Карточка выставляется на доску.)

ВООБРОЖАЕМЫЕ

(Учитель читает до слов «…и сунула рисунок под ковёр».) Почему девочка кормит друзей с помощью рисунков? Зачем девочка сунула под ковёр рисунок?

Но ведь сахара тоже нет.

Сахар, какой? (Воображаемый.)

Значит, девочка и сахар придумала. Давайте дочитаем до конца.

 Кто мог любить бутерброды с сеном?

А что мог бы попросить у девочки тигр?

Что можете сказать о девочке? (Выдумщица, фантазерка.) Что вы поняли? (Девочка всё выдумала, сфантазировала.) Значение каких слов вам не понятно?

Слушают стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Слушают биографию об авторе.

Выполняют упражнения.

Слушают произведение.

Отвечать на вопросы.

Работь с произведением.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

Физминутка

2 мин.

«Герой заблудился».

Соедини героя с его домиком. (На слайде картинки с изображением сказочных героев и их домиков.)

Джин                             Крыша

Карлсон                        Лампа

Баба-Яга                       Избушка на курьих ножках

Дюймовочка                Цветок

Из каких произведений эти герои? (Джин – из восточной сказки «Волшебная лампа Аладдина»; Карлсон – из сказочной повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; Баба-Яга – из русских народных сказок; Дюймовочка – из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».)

Выполнять задание.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3. Решение частных задач

Практический: работа с книгой.

Словесный: ответы на вопросы.

10мин

Продолжение работы над произведением.

А теперь вновь обратимся к произведению «Под ковром». Про читайте про себя и назовите главных героев. (Выставляется карточка.)

Герои Лошадь Тигр Девочка

Какие герои в этом произведении воображаемые?

А девочка? (Реальная.)

Как понимаете смысл этих слов? (Воображаемые герои – это выдуманные, а реальные – существуют в жизни.)

Какое продолжение может быть у этой истории?

В полном варианте рассказа девочку зовут Шейла. По просьбе тигра она нарисовала для него «ручные часы». Затем подарила друзьям зонтик от воображаемого дождя. Наконец, нарисовала дождь. Утром Шейла обнаружила, что вся комната залита дождём, а тигр и лошадь плавают в раскрытом зонтике. Только мама, ничего не замечая, подметала ковёр. Рассказ завершается сценой: девочка сидела у камина, было тихо, только из-под ковра доносился гром кий храп.

Работать с произведением

Высказывают свое мнение.

Отвечать на вопросы.

Записывать буквы.

Р: выполняют задание.

К: участвуют в учебном диалоге.

Физминутка

3 мин.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,

Мишке косолапому, Заиньке усатому. (На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого)

Повторять движения и слова за учителем.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3. Решение частных задач

Наглядный:

рассматривают иллюстрацию.

Словесный: ответы на вопросы.

5мин

 

Откуда появились эти герои? Сделайте вывод. Сравним наш вывод с учебником, правильно ли мы думаем? Герои книг созданы фантазией и воображением писателей. В мир фантазий мы можем попасть, открыв воображаемую дверь. Дверь – это книги.

Рассмотрите иллюстрацию.

Что видите? Откуда эти герои? Кто автор этих произведений?

 Какое время суток изобразил художник?

Почему? (Детям пора отдыхать, книжки положили на полки, можно помечтать, пофантазировать.) Пофантазируйте, кого бы вы хотели «поселить» в своей комнате.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение: чтение.

2 мин.

О каком секрете литературы узнали?

Мы раскрыли ещё один секрет литературы «Кто в книгах живёт».

Объяснить нам не успел

Ни один учебник

Тот, кто честен, добр и смел

Тот и есть волшебник.

Всем на свете, наконец.

Нам запомнить нужно:

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба.

Спасибо!

-Урок окончен! Молодцы!

Отвечать на вопросы.

Формулировать выводы.

Читать предложение.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Р: самоанализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1.Читай сверху вниз. фа фон таз фант телефон фантазия фантик фонтан фантазер

Слайд 4

2.Прочитай строчки. Фонтан фантазии. Валя – фантазерка, Ваня – фантазер.

Слайд 5

3.Читай медленно. Поставь ударение. воображать воображение воображаемый

Слайд 6

ВООБРОЖАЕМЫЕ

Слайд 9

Герои Лошадь Тигр Девочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Рождение книги"

Предмет: чтение.Класс: 1-3Тема: «Рождение книги».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся об истории создания книги.Планируемые результаты:пр...