Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Рождение книги"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: чтение.

Класс: 1-3

Тема: «Рождение книги».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся об истории создания книги.

Планируемые результаты:

предметные: -  понимать значение книги как источника знаний ;

- читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.

Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- проявлять интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdenie_knigi.docx19.5 КБ
Файл viktorina.docx14.27 КБ
Файл rozhdenie_knig_2.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: чтение.

Класс: 1-3

Тема: «Рождение книги».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся об истории создания книги.

Планируемые результаты:

предметные: -  понимать значение книги как источника знаний ;

- читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.

Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- проявлять интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс, карточки.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

Словесный: высказывать свое мнение.

Практич.: отгадывают загадку.

5 мин.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Звучит песня : Песенка крокодила Гены  «День рожденья…..»

Открывается часть темы ( Рождение)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Перечислите, что может появляться на свет.     

Поселились мудрецы                                                                                                                                    В застекленные дворцы, 
В тишине наедине 
Открывают тайны мне
.( книги)                                                                                                                                

Открывается вторая часть темы.( книги)

             

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы.

 Высказывать собственное мнение.

Отгадывать загадку.

Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа с книгой

Практич.: рассказ детей.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: выступление детей.

30 мин.

- Чему будет посвящён наш урок?

- Всегда ли книга была такой, какой мы привыкли её видеть?

- Мы отправляемся в путешествие, в далёкое прошлое, чтобы узнать какими были первые книги.

Откройте учебник и посмотрите на ленту времени.

- найдите на ней себя.

- Чтобы узнать об истории создания книги, куда мы отправимся по ленте времени?( Найдите подсказку на ленте времени.)

- Долгий ли путь нам предстоит?

А сейчас выйдут те дети, кому я раздала карточки и поделятся, что же  интересного они узнали.

Карточка № 1.

В те далёкие времена, когда ещё не было книг, человек хотел передать потомкам свой опыт и  знания. Как он это делал?

Карточка № 2.

Древние греки писали на глиняных или восковых табличках острыми палочками.

 Карточка № 3.

В Древнем Египте делали записи на листах, изготовленных из растения папирус.

Карточка № 4.

Многие древние народы использовали для письма пергамент – обработанные овечьи и козьи шкуры.

- Ребята, вы знаете, когда на Руси появились первые книги?( высказывания ребят)

- Наши мнения разошлись, что поможет нам прийти к единому мнению ?( Лента времени).

- Рассмотрите её внимательно и ответьте на вопрос.( 1000 лет назад)

- Как вы думаете, эти книги были такие же как и сейчас?

- Какими были первые книги на Руси?

-Ответ вы найдёте в учебнике на стр. № 11, 5 абзац.( Ответы детей)

Ваши одноклассники подготовили для вас сообщения. Давайте их послушаем.

(Сообщения  детей о первых книгах на Руси, презентация.)

1 ученик. Книги – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний. Книги вмещают настоящее, прошлое и будущее. История книг, а  значит библиотек, уходит в далёкое прошлое.

2 ученик.                                                                                                                                                                                         Печатные книги возникли не сразу,                                                                                                                                   Писец переписывал каждую фразу,                                                                                                                                                           Глаза уставали,  дрожала  рука                                                                                                     И так продолжалось века и века.

3 ученик. 12 веков как изготавливают бумагу, а на Руси первая печатная книга появилась более 400 лет назад. Создателем первой книги в России был Иван Фёдоров, она называлась «Азбука».

4 ученик.  На Руси библиотеки появились в 11 веке. Основателем считается Ярослав Мудрый. Наиболее крупные собрания книг находились в Успенском соборе Московского Кремля.

Что интересного вы узнали?

- На ленте времени найдите , когда и где появилось

книгопечатание?( 600 лет назад в Германии)

 Тема и цель урока.

Отвечать на вопросы.

Рассказать, что узнали из карточки.

Читать абзац.

Рассказывать о книгах на Руси.

Физкультминутка.

2мин.

Повторяют движения.

3. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

5 мин.

- Подумайте, могут ли в будущем телевидение и компьютеры заменить книги?

 У каждого лежит на парте книга, исследуйте, из каких основных частей состоит книга.

( Обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, содержание )

А теперь  расскажите о вашей книге по этому плану.

- О чём можно узнать по обложке?

- В прозе или в стихах написана ваша книга?

- Что могут рассказать иллюстрации?

- О чём сообщается в разделе «Содержание»?

- Что узнали об истории  создания  книги ?

- Из каких частей состоит книга.? Для чего нужна вам эта информация?

А сейчас я прочитаю вам стихотворение В.Берестова «Читалочка» ( учебник с.13)

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Наш урок подошёл к концу.

 - Сможете ли вы рассказать своим родителям о том, как появились первые книги?

- Сумеете теперь самостоятельно выбрать себе книгу для чтения?

- Для расширения вашего кругозора я предлагаю  вам и вашим родителям ответить на вопросы викторины.

Викторина.

1.Когда и как возникла первая  библиотека? (В Древней Месопотамии, 8000 лет назад)

2. Как  выглядели книги Древнего Египта? ( Они  были написаны на папирусе,  свёрнутом в рулон. Хранились  в  храмах.)

3. Где была открыта первая  публичная библиотека? ( В Древнем Риме.)

4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг? ( Библию.)

5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги? (Китайцам.

Отвечать на вопросы.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Р: самоанализ.



Предварительный просмотр:

                                                          Викторина.

1.Когда и как возникла первая  библиотека?

2. Как  выглядели книги Древнего Египта?

3. Где была открыта первая  публичная библиотека?

4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг?

5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги?

     Викторина.

1.Когда и как возникла первая  библиотека?

2. Как  выглядели книги Древнего Египта?

3. Где была открыта первая  публичная библиотека?

4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг?

5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги?

                                                      Ход урока

1.Организационный момент:

Звучит песня : Песенка крокодила Гены  «День рожденья…..»

Открывается часть темы ( Рождение)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Перечислите, что может появляться на свет.                                                                                                                                               Отгадайте загадку.

Поселились мудрецы                                                                                                                                    В застекленные дворцы, 
В тишине наедине 
Открывают тайны мне
.( книги)                                                                                                                                

Открывается вторая часть темы.( книги)

2.Первичное восприятии и постановка цели урока:

- Чему будет посвящён наш урок?

- Всегда ли книга была такой, какой мы привыкли её видеть?

- Мы отправляемся в путешествие, в далёкое прошлое, чтобы узнать какими были первые книги.

3.Работа по ленте времени:

- Посмотрите на ленту времени и найдите на ней себя.

- Чтобы узнать об истории создания книги, куда мы отправимся по ленте времени?( Найдите подсказку на ленте времени.)

- Долгий ли путь нам предстоит?

4.Работа в группах.

Повторение правил работы в группах. Приложение № 3.

4.1.Зад   нание № 1. ( Приложение № 1)

На столах лежат  листы с текстом, прочитайте его и расскажите,  что вы узнали из текста.

4.2.Сообщения по группам.

- Ребята, вы знаете, когда на Руси появились первые книги?( высказывания ребят)

- Наши мнения разошлись, что поможет нам прийти к единому мнению ?( Лента времени).

- Рассмотрите её внимательно и ответьте на вопрос.( 1000 лет назад)

- Как вы думаете, эти книги были такие же как и сейчас?

- Какими были первые книги на Руси?

-Ответ вы найдёте в учебнике на стр. № 11, 5 абзац.( Ответы детей)

4.3.- Ваши одноклассники подготовили для вас сообщения. Давайте их послушаем.

(Сообщения  детей о первых книгах на Руси, презентация.) Приложение № 2.

                  - На ленте времени найдите , когда и где появилось книгопечатание.

                            ( 600 лет назад в Германии)

4.4.Задание № 2. Работа в группах.

- Подумайте, могут ли в будущем телевидение и компьютеры заменить книги?

(Ответы  представителей от группы.)

4.5.- У каждой группы лежит на парте книга, исследуйте, из каких основных частей состоит книга.

( Обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, содержание )

4.6.Задание № 3. - Расскажите о вашей книге по этому плану.

           - О чём можно узнать по обложке?

          - В прозе или в стихах написана ваша книга?

          - Что могут рассказать иллюстрации?

         - О чём сообщается в разделе «Содержание»?

                                                                     

4.7.Выступления групп.

5.Обобщение.

- Что узнали об истории  создания  книги ?

- Из каких частей состоит книга.? Для чего нужна вам эта информация ?

Чтение учителем стихотворения В.Берестова «Читалочка» ( учебник с.13)

6. Подведение итогов  урока.

- Наш урок подошёл к концу.

 - Сможете ли вы рассказать своим родителям о том, как появились первые книги?

- Сумеете теперь самостоятельно выбрать себе книгу для чтения?

- Для расширения вашего кругозора я предлагаю  вам и вашим родителям ответить на вопросы викторины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рождение книги

Слайд 2

Цель: формирование представления учащихся об истории создания книги. Задачи: -познакомить с историей создания книги; - развивать интерес к литературному чтению; - формировать навык осознанного чтения.

Слайд 3

Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. .

Слайд 4

Рождение книги.

Слайд 5

История п роисхождения первых книг

Слайд 7

, создавший европейский способ книгопечатания , первый типограф Европы. Иоганн Гуттенберг Библия Страница Библии Страница книги

Слайд 8

Иван Фёдоров Первый русский букварь. 1574. Фронтипсис первой печатной книги."Апостол". 1564. Памятник И. Фёдорову. Львов Первая книга И. Фёдорова "Апостол". 1564 Книжный знак И. Фёдорова

Слайд 9

Ярослав Мудрый

Слайд 10

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром».

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром»».Цель: познакомить с понятиями: воображаемый и реальный герой; развивать воображение и фантазию как основы литер...

Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...