Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Рождение книги"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Предмет: чтение.
Класс: 1-3
Тема: «Рождение книги».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся об истории создания книги.
Планируемые результаты:
предметные: - понимать значение книги как источника знаний ;
- читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.
Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
- проявлять интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdenie_knigi.docx | 19.5 КБ |
viktorina.docx | 14.27 КБ |
rozhdenie_knig_2.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: чтение.
Класс: 1-3
Тема: «Рождение книги».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся об истории создания книги.
Планируемые результаты:
предметные: - понимать значение книги как источника знаний ;
- читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.
Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
- проявлять интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс, карточки.
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Словесный: слово учителя. Словесный: высказывать свое мнение. Практич.: отгадывают загадку. | 5 мин. | -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Звучит песня : Песенка крокодила Гены «День рожденья…..» Открывается часть темы ( Рождение) - Как вы понимаете смысл этого слова? - Перечислите, что может появляться на свет. Поселились мудрецы В застекленные дворцы, Открывается вторая часть темы.( книги)
| Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы. Высказывать собственное мнение. Отгадывать загадку. | Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций. |
2. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. Практический: работа с книгой Практич.: рассказ детей. Практич.: работа с учебником. Практич.: выступление детей. | 30 мин. | - Чему будет посвящён наш урок? - Всегда ли книга была такой, какой мы привыкли её видеть? - Мы отправляемся в путешествие, в далёкое прошлое, чтобы узнать какими были первые книги. Откройте учебник и посмотрите на ленту времени. - найдите на ней себя. - Чтобы узнать об истории создания книги, куда мы отправимся по ленте времени?( Найдите подсказку на ленте времени.) - Долгий ли путь нам предстоит? А сейчас выйдут те дети, кому я раздала карточки и поделятся, что же интересного они узнали. Карточка № 1. В те далёкие времена, когда ещё не было книг, человек хотел передать потомкам свой опыт и знания. Как он это делал? Карточка № 2. Древние греки писали на глиняных или восковых табличках острыми палочками. Карточка № 3. В Древнем Египте делали записи на листах, изготовленных из растения папирус. Карточка № 4. Многие древние народы использовали для письма пергамент – обработанные овечьи и козьи шкуры. - Ребята, вы знаете, когда на Руси появились первые книги?( высказывания ребят) - Наши мнения разошлись, что поможет нам прийти к единому мнению ?( Лента времени). - Рассмотрите её внимательно и ответьте на вопрос.( 1000 лет назад) - Как вы думаете, эти книги были такие же как и сейчас? - Какими были первые книги на Руси? -Ответ вы найдёте в учебнике на стр. № 11, 5 абзац.( Ответы детей) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщения. Давайте их послушаем. (Сообщения детей о первых книгах на Руси, презентация.) 1 ученик. Книги – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний. Книги вмещают настоящее, прошлое и будущее. История книг, а значит библиотек, уходит в далёкое прошлое. 2 ученик. Печатные книги возникли не сразу, Писец переписывал каждую фразу, Глаза уставали, дрожала рука И так продолжалось века и века. 3 ученик. 12 веков как изготавливают бумагу, а на Руси первая печатная книга появилась более 400 лет назад. Создателем первой книги в России был Иван Фёдоров, она называлась «Азбука». 4 ученик. На Руси библиотеки появились в 11 веке. Основателем считается Ярослав Мудрый. Наиболее крупные собрания книг находились в Успенском соборе Московского Кремля. Что интересного вы узнали? - На ленте времени найдите , когда и где появилось книгопечатание?( 600 лет назад в Германии) | Тема и цель урока. Отвечать на вопросы. Рассказать, что узнали из карточки. Читать абзац. Рассказывать о книгах на Руси. | |
Физкультминутка. | 2мин. | Повторяют движения. | ||
3. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником. | 5 мин. | - Подумайте, могут ли в будущем телевидение и компьютеры заменить книги? У каждого лежит на парте книга, исследуйте, из каких основных частей состоит книга. ( Обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, содержание ) А теперь расскажите о вашей книге по этому плану. - О чём можно узнать по обложке? - В прозе или в стихах написана ваша книга? - Что могут рассказать иллюстрации? - О чём сообщается в разделе «Содержание»? - Что узнали об истории создания книги ? - Из каких частей состоит книга.? Для чего нужна вам эта информация? А сейчас я прочитаю вам стихотворение В.Берестова «Читалочка» ( учебник с.13) | Отвечать на вопросы. Выполнять задание. | |
4. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы. | 3 мин. | - Наш урок подошёл к концу. - Сможете ли вы рассказать своим родителям о том, как появились первые книги? - Сумеете теперь самостоятельно выбрать себе книгу для чтения? - Для расширения вашего кругозора я предлагаю вам и вашим родителям ответить на вопросы викторины. Викторина. 1.Когда и как возникла первая библиотека? (В Древней Месопотамии, 8000 лет назад) 2. Как выглядели книги Древнего Египта? ( Они были написаны на папирусе, свёрнутом в рулон. Хранились в храмах.) 3. Где была открыта первая публичная библиотека? ( В Древнем Риме.) 4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг? ( Библию.) 5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги? (Китайцам. | Отвечать на вопросы. | Р: отслеживать цель учебной деятельности. Р: самоанализ. |
Предварительный просмотр:
Викторина.
1.Когда и как возникла первая библиотека?
2. Как выглядели книги Древнего Египта?
3. Где была открыта первая публичная библиотека?
4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг?
5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги?
Викторина.
1.Когда и как возникла первая библиотека?
2. Как выглядели книги Древнего Египта?
3. Где была открыта первая публичная библиотека?
4. Что имеют в виду, когда говорят о Книге книг?
5. Какому народу человечество обязано изобретением бумаги?
Ход урока
1.Организационный момент:
Звучит песня : Песенка крокодила Гены «День рожденья…..»
Открывается часть темы ( Рождение)
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Перечислите, что может появляться на свет. Отгадайте загадку.
Поселились мудрецы В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.( книги)
Открывается вторая часть темы.( книги)
2.Первичное восприятии и постановка цели урока:
- Чему будет посвящён наш урок?
- Всегда ли книга была такой, какой мы привыкли её видеть?
- Мы отправляемся в путешествие, в далёкое прошлое, чтобы узнать какими были первые книги.
3.Работа по ленте времени:
- Посмотрите на ленту времени и найдите на ней себя.
- Чтобы узнать об истории создания книги, куда мы отправимся по ленте времени?( Найдите подсказку на ленте времени.)
- Долгий ли путь нам предстоит?
4.Работа в группах.
Повторение правил работы в группах. Приложение № 3.
4.1.Зад нание № 1. ( Приложение № 1)
На столах лежат листы с текстом, прочитайте его и расскажите, что вы узнали из текста.
4.2.Сообщения по группам.
- Ребята, вы знаете, когда на Руси появились первые книги?( высказывания ребят)
- Наши мнения разошлись, что поможет нам прийти к единому мнению ?( Лента времени).
- Рассмотрите её внимательно и ответьте на вопрос.( 1000 лет назад)
- Как вы думаете, эти книги были такие же как и сейчас?
- Какими были первые книги на Руси?
-Ответ вы найдёте в учебнике на стр. № 11, 5 абзац.( Ответы детей)
4.3.- Ваши одноклассники подготовили для вас сообщения. Давайте их послушаем.
(Сообщения детей о первых книгах на Руси, презентация.) Приложение № 2.
- На ленте времени найдите , когда и где появилось книгопечатание.
( 600 лет назад в Германии)
4.4.Задание № 2. Работа в группах.
- Подумайте, могут ли в будущем телевидение и компьютеры заменить книги?
(Ответы представителей от группы.)
4.5.- У каждой группы лежит на парте книга, исследуйте, из каких основных частей состоит книга.
( Обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, содержание )
4.6.Задание № 3. - Расскажите о вашей книге по этому плану.
- О чём можно узнать по обложке?
- В прозе или в стихах написана ваша книга?
- Что могут рассказать иллюстрации?
- О чём сообщается в разделе «Содержание»?
4.7.Выступления групп.
5.Обобщение.
- Что узнали об истории создания книги ?
- Из каких частей состоит книга.? Для чего нужна вам эта информация ?
Чтение учителем стихотворения В.Берестова «Читалочка» ( учебник с.13)
6. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Сможете ли вы рассказать своим родителям о том, как появились первые книги?
- Сумеете теперь самостоятельно выбрать себе книгу для чтения?
- Для расширения вашего кругозора я предлагаю вам и вашим родителям ответить на вопросы викторины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование представления учащихся об истории создания книги. Задачи: -познакомить с историей создания книги; - развивать интерес к литературному чтению; - формировать навык осознанного чтения.
Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне. .
Рождение книги.
История п роисхождения первых книг
, создавший европейский способ книгопечатания , первый типограф Европы. Иоганн Гуттенберг Библия Страница Библии Страница книги
Иван Фёдоров Первый русский букварь. 1574. Фронтипсис первой печатной книги."Апостол". 1564. Памятник И. Фёдорову. Львов Первая книга И. Фёдорова "Апостол". 1564 Книжный знак И. Фёдорова
Ярослав Мудрый
Спасибо за работу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром».
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Кто в книгах живёт. Д. Биссет «Под ковром»».Цель: познакомить с понятиями: воображаемый и реальный герой; развивать воображение и фантазию как основы литер...
Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)
Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...
Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
В методическом материале представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского " Растрепанный воробей" , которые выдаются учащимся на уроке для рабо...