Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-3

Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».

Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: дать представление о литературе, о литературном чтении;

Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-3

Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».

Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: дать представление о литературе, о литературном чтении;

Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

Словесный: высказывать свое мнение.

5 мин.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

- Узнаете ли вы в  этой записи знакомое слово? (Книга.)сл.1
- Какую книгу вы приготовили сейчас для урока? (Учебник «Литературное чтение».)
- А что мы изучаем по этому учебнику? Чему мы учимся? (Возможные ответы: читать, узнавать новых авторов и т.д.)

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы.

 Высказывать собственное мнение.

Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: работа с книгой.

Практич.: работа с книгой.

Практич.: работа с книгой.

30 мин.

- Тогда почитайте то, что я для вас приготовила. (На парты даны детям открытки, афиши, рецепты и т.д., читают 1-2 мин.)
- Расскажите, что вы прочли? (Справки, рецепты, открытки, афиши, стихи, сказки.) слайд 2.
- Как вам кажется, всё ли, что мы читаем, можно назвать словами «Литература», Литературное чтение»?
Ответы детей: называют то, что относится к литературе, и то, что не относится (бытовое чтение). (Скорее всего у ребят будет разное мнение, нужно выслушать желающих высказаться и подвести к тому, что не всё можно назвать «литературой», но можно научиться различать «литературу» и бытовые тексты.)
Слайд 3.
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Какую задачу себе поставите? (Учиться определять литературные тексты.)

- На стр. 19 есть несколько текстов. Познакомимся с ними и попробуем решить поставленную задачу.
- Самостоятельно прочитайте первый текст. А теперь вслух. (Не даю дочитать до конца.)
- Постойте, постойте. Мы ничего не перепутали? Вы случайно не математику открыли? (Нет, литературное чтение.)
- Значит то, что мы прочитали, относится к литературе? (Нет, это задача.)
- Докажите это. (Есть вопрос, читают, есть условие, читают)
- Значит, задачи нельзя отнести к литературе?

Второй текст читаю сама. 
- А это задача? Выслушать разные мнения. 
- Итак, существуют разные гипотезы. Поищем доказательства: вопрос и условие подчеркните карандашом. Групповая работа.
Обсуждение. По ходу обсуждения демонстрирую слайд 4 с рисунками к задаче. Так сколько ложек каши в ботинках?
- Сделайте вывод.
- Хорошо, это задача. 
- Подумайте, она относится к литературе или математике? (Опять разные мнения. Значит, будем искать доказательства.)
- Много ли мы узнали о Пете? (Факт дня рождения и кто к нему пришёл.)
- А о Петре Петровиче? (Перечисляют ответы: пришёл к Машиному папе посоветоваться, значит, у него что-то не получается, Маша маленькая, любит баловаться, не любит кашу.)
- Вот видите в одной задаче лишь короткий факт, а в другой целая история. Вывод: какая задача математическая, а какая литературная?
- Мы с вами ответили на один из ключевых вопросов, помогающих разобраться в литературе: о чём текст?
- Попробуем определить, остальные задачи литературные или математические?
- Послушайте и подумайте. В какой задаче важен не счёт, а смешная ситуация?

Третий текст читаю сама. Четвёртый ученик.
Слушаю мнения детей.
- Разберёмся, что эту задачу сделало смешной? Подчеркните слова, говорящие, что можно сделать с апельсином или что сделали.
На слайде 5: честно разделить, съесть всем вместе, достанется каждому, спрятаться и слопать, достанется одному.
- Авторы литературных произведений стремятся привлечь читателя, заставить переживать его. А с помощью чего? (С помощью ярких выразительных интересных слов.) 
и (слайд) лежало, съели, осталось
- Язык математической задачи другой. Какой? (Скупой, простой, «сухой», чтобы яснее виделось решение задачи.)
- Так какая же задача литературная? В этом нам помог разобраться ещё один важный вопрос: как написан текст?

- Итак, какими могут быть задачи?

- Есть ещё отличия научных текстов от литературных произведений. Зачем написан текст?

- Зачем задачи? (Учиться считать, решать, думать.)
- Перечитаем литературные задачи и подумаем, а они зачем? (Перечитываем вслух.)
(Возможные ответы: чтобы мы не баловались, не были жадными и т.д.)
Слайд с рисунком из учебника.
- Каким увидел художник Петра Петровича? (Его жалко, из-за шалости маленькой Маши его обувь оказалась испорчена, автор осуждает поступок Маши.)

- Что хотел автор нам сказать?
- Как вы думаете, а автор на стороне того, кто апельсин разделит или съест сам? (Слопать – съесть быстро, тайком)
- Много ли друзей у такого человека? (Одиночестве, одному)

- Что хотел автор нам сказать?
- Значит, для чего литературные задачи? (Повлиять на наши чувства, научить правильным поступкам.)

 

Отвечать на вопросы.

Предположения детей.

Тема и цель урока.

Читать текст.

Отвечать на вопросы.

Анализ текста.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р:сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р:сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

Физкультминутка.

2мин.

Повторяют движения.

3. Решение частных задач

Словесный: слушают текст.

Практич.: работа с учебником.

Словесный: вопросы по рассказу.

5 мин.

- Как вы думаете, почему автор выбрал столь необычную форму для своих рассказов - задачу?
- Послушайте, что говорит об этом сам автор: …слайд 6.

«…если честно, книжка раскрытая перед вами, - не совсем задачник, Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Для второго, третьего и четвертого классов. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный в соответствующем классе материал. Однако главная задача "задачника" - не материал закреплять, и вовсе никакого отношения не имеют эти задачи к тому, что называется занимательной математикой. Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом. Вот они пускай усомнятся!»

- Так зачем же были написаны эти задачи? (Чтобы нескучно было заниматься математикой.)
- Помните, мы сказали, что научные тексты написаны строгим языком, а каким языком написаны эти задачи? (Весёлым.) 
- Такой язык ещё называют «острым». Да и фамилия подходящая – Остер. Григорий Остер.
Слайд 7 с фото и предисловием.

- Григорий Остер создавал не только задачи. Ещё он придумал рассказ «Я ползу». Послушайте его.

- Разберитесь, относится ли этот текст к литературному чтению. Для этого подумайте.

- О чём текст? (О том, как необычно измерили рост удава в попугаях,) 
- Как написан текст? (Смешно, слово «поместится» поняли по-разному, пришлось шагать по попугаю.)
- Зачем написан текст? (Длину можно измерить по-разному, только надо быть смекалистым и находчивым.)

Отвечать на вопросы.

Слушать текст.

Отвечать на вопросы по тексту.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р:сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Какую задачу ставили?
- Как вы считаете, научились ли вы узнавать литературные тексты?
- Каким способом? (По вопросам.)
Слайд 8 с поговоркой «Испокон века книга растит человека».
- Про какую книгу можно так сказать? (Учебник математики, технологии, русского языка, литературное чтение.)

- Почему? (Выслушать размышления детей.) 
- В учебнике "Литературное чтение" больше литературных текстов. Каковы цели их авторов? (Обратиться к чувствам читателей.)  

- Читая книги, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувства страха или восторга, и учимся быть правдивыми, честными, добрыми, смелыми и т.д., т.е. настоящими людьми.

Отвечать на вопросы.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Р: самоанализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

срыхкроаждмакнигасинчаппвхи

Слайд 3

читаем Литературный текст Бытовой текст Стихи Сказки Справки Рецепты Открытки Афиши Объявления

Слайд 4

Сколько ложек каши обнаружил в своих ботинках Пётр Петрович после того, как получил дельный совет?

Слайд 5

Как написан текст? Честно разделить, съесть всем вместе, достанется каждому, спрятаться и слопать, достанется одному Лежало Съели осталось

Слайд 6

Зачем написан текст?

Слайд 7

Григорий Остер «…Если честно, книжка – не совсем задачник. Нет, нет задачи тут самые настоящие. Для второго, третьего и четвертого классов. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный в соответствующем классе материал. Однако главная задача "задачника" - не материал закреплять, и вовсе никакого отношения не имеют эти задачи к тому, что называется занимательной математикой. Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом. Вот они пускай усомнятся!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»Цели урока: повторить и обобщить изученный материал...

Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...

Тексты художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми

В данном материале собраны тексты детских авторов, на основе которых могут строиться воспитательные беседы с учащимися 1 класса...