ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: РАССКАЗЫ В. Ю. ДРАГУНСКОГО 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: способствовать развитию творческого осмысления произведения; совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения; создать условия для развития читательского интереса, читательской самостоятельности; формировать умения и навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: формулировать тему и идею произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, осуществлять пересказ эпизодов | Метапредметные: Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой, планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами в группе; обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать; давать корректные советы по оформлению результатов работы группы | Личностные: проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: РАССКАЗЫ В. Ю. ДРАГУНСКОГО
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: способствовать развитию творческого осмысления произведения; совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения; создать условия для развития читательского интереса, читательской самостоятельности; формировать умения и навыки самостоятельной работы с книгой; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: формулировать тему и идею произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, осуществлять пересказ эпизодов | Метапредметные: Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой, планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами в группе; обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать; давать корректные советы по оформлению результатов работы группы | Личностные: проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе: – Захотелось ли вам дома прочитать какой-нибудь из рассказов? – Какие книги с рассказами В. Драгунского вы принесли на урок. – Какое настроение вызвали у вас произведения В. Драгунского? – С каким чувством он пишет о своих героях? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают отрывок, который их больше всего рассмешил, из рассказа В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Далее можно послушать нескольких учащихся с пересказом 1–2 рассказов В. Ю. Драгунского | Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Тема нашей игры: «Виктор Юзефович Драгунский и его произведения». Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок? – Рассказы Виктора Драгунского вот уже несколько десятилетий с неизменным интересом читают и взрослые и дети | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Задачи урока: Продолжить … (знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского). Учиться … (правильно, выразительно читать, анализировать прочитанное). Воспитывать … (интерес к литературному чтению) | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Повторение биографии автора | Организует работу в парах. – Решите кроссворд и прочитайте ключевое 1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера? 2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»? 3. Фамилия Дениски. 4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах? 5. Какое космическое имя-позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»? 6. Фамилия Мишки. 7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»? 8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»? 9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»? 10. Что всегда становится явным? Задает вопросы о творчестве автора: – Где родился В. Ю. Драгунский? – Где прошло детство В. Ю. Драгунского? – Кем работал В. Ю. Драгунский? – Чем В. Драгунский занимался во время Великой Отечественной войны? – Как назывался театр, которым руководил В. Драгунский? – Назовите знаменитую песню на слова В. Драгунского. – Когда В. Драгунский начал писать «Денискины рассказы»? – Сколько всего «Денискиных рассказов»? | Решают кроссворд. Работают в парах. Читают ключевое слово «Драгунский». Отвечают на вопросы учителя. – Родился в Нью-Йорке. – Детство прошло в Гомеле. – Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. – Во время Великой Отечественной войны был в ополчении. – Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка». – «Три вальса». – С 1959 года Драгунский пишет веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблева и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы». – 62 рассказа | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Литературная игра | Проводит литературную игру по произведениям Виктора Драгунского. (См. ресурсный мате- – Виктор Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? | Выполняют задания литературной игры. – «Дружба! Верность! Честь!» | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
V. Сочинение «Мой любимый Денискин рассказ» | Организует самостоятельную работу. Задает вопросы. – При подготовке к уроку внеклассного чтения вы познакомились с разными Денискиными рассказами. Почему они так называются? – Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими мыслями. – Ребята, а давайте сделаем рекламу этих рассказов, чтобы все ученики нашей школы заинтересовались и захотели их прочитать | Отвечают на вопросы учителя. Пишут мини-сочинение. – Повествование ведется от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни. Составляют вопросный план к сочинению: 1. Какой Денискин рассказ тебе понравился больше всего? 2. Кто главные герои рассказа? 3. Что заинтересовало тебя в рассказе? 4. Что смешного в рассказе? 5. Чему учит рассказ? Читают сочинения «Мой любимый Денискин рассказ». Изготавливают книжку-раскладушку для рекламы во 2, 3 классах | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. – В. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был такой: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребенка без радости», а каждое свое послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!». – Попробуйте написать письмо Дениске Кораблеву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно | Внимательно слушают, задают уточняющие | Осознавать, принимать, сохранять учебные |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какой итог сегодняшнему уроку литературного чтения вы смогли бы подвести? Что вы для себя вынесли? – Каково ваше настроение, довольны ли вы своей работой? – Кому захотелось продолжить знакомство с рассказами В. Драгунского? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять |
Ресурсный материал к уроку
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
Конкурс «Угадай, из какого произведения этот отрывок». Карточка 1. Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. Карточка 2. И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так: – Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала еще тише и слабей: – Грабят!.. И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если... И тут она довольно громко завопила: – Режут! Вот какое вранье! Кто ее режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она все равно не спит, мне надо вылезать. И все подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова: – Грабаул! Караулят! Карточка 3. У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны! Карточка 4. Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши. Карточка 5. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала: – Смотрите, а на елке сыски висят. Карточка 6. И, когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую заело, завел в третий раз: – Папа у Васи силен в математике, Учится папа за Васю весь год. Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжелым, но я заорал со страшной злостью: – Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдает?! Карточка 7. А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает. Карточка 8. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться. Карточка 9. И от этого всего я так обиделся на весь свет, и на маму, и на папу, и на все эти дела, что я выбежал сразу во двор как угорелый и затеял там великую срочную драку с Костиком, и с Андрюшкой, и с Аленкой. И хотя они втроем прекрасно меня отлупили, все равно настроение было у меня отличное. Карточка 10. И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку. Потом мама зажгла свет. – Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Карточка 11. Я все время потихоньку наблюдал за нею, думал, что она обрадуется, когда увидит, как Костик вытащит меня из-под кровати. А я еще для смеху возьму какую-нибудь ее туфлю в зубы, она тогда наверняка упадет от смеха. Я был уверен, что вот еще секунда или две промелькнут, и Костик обязательно меня обнаружит. Поэтому я сам все время смеялся про себя, без звука. Карточка 12. Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово. Карточка 13. – Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно! Конкурс «Вопрос-ответ». 1. На что Мишка выменял у Дениски самосвал? 2. Какую кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? 3. Что однажды услышал Денис от мамы? 4. Одна из букв русского алфавита оказалась для Дениски, Мишки и Аленки заколдованной. Назовите эту букву. 5. Однажды мама сказала Дениске: «Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый …!» 6. Что изобрела мама Дениски? 7. Что делал Дениска на Чистых прудах? Чем набивал карманы? 8. Откуда появился Дениска, когда на нем было две шляпки и три платья? 9. Соль, сахар, кипяток, хрен. А что в результате? 10. Драгунский пишет веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим назва-нием … 11. Имя Дениска было выбрано не случайно – так звали его … | Ответы: 1. «Он живой и све- 2. «Двадцать лет под кроватью». 3. «Подзорная труба». 4. «Тайное становится явным». 5. «Заколдованная 6. «Где это видано, где это слыхано». 7. «Двадцать лет под кроватью». 8. «Тайное становится явным». 9. «Подзорная труба». 10. «Он живой и светится». 11. «Двадцать лет под кроватью». 12. «Заколдованная буква». 13. «Тайное становится явным». Ответы: 1. На светлячка, рассказ «Он живой и светится…». 2. Манную кашу, рассказ «Тайное становится явным». 3. Что тайное всегда становится явным. 4. Буква «Ш», рассказ «Заколдованная 5. Кощей, рассказ «Тайное становится явным». 6. Подзорную трубу, рассказ «Подзорная труба». 7. Ловил головастиков полные карманы, рассказ «Подзорная труба». 8. Из шкафа, рассказ «Двадцать лет под кроватью». 9. Добавки к манной каше, рассказ «Тайное становится явным». 10. «Денискины 11. Сына. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение "Рассказы о дружбе. В.Ю.Драгунский"
3 класс. Домашнее задание к уроку....
Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.
Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....
Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯво втором классе Рассказы Н. Н. Носовао детях и для детей....
Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной"
Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной". Выдается детям за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....
Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс
Урок можно использовать и как материал для внеурочной деятельности....
Внеклассное чтение "Рассказы Л.Н.Толстого"
На уроке учащиеся вспоминают рассказы Л.Н. Толстого. Урок построен в виде викторины....
Презентация к уроку внеклассного чтения "Рассказы о животных"
В данной презентации знакомим обучающихся авторами произведений, которые пишут о животных....