Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки»" ,"Школа России" 4 класс 2 часть Климанова, Горецкий
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 02.02.2024 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 4 кад. Урок: 2 Время: 8:55-9:35 Кабинет: 106 | Студент: Ахметова Е.Р. Группа: 31 Учитель: Гришкевич В.В. Методист: Курбанова О.Ф. |
Тема урока: Рассказ В.Ю. Драгунского «Главные реки»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе анализа рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки»; формирование представления о биографии писателя; умения выразительно читать прозаические произведения и составлять характеристику героев.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения. 2. Формировать умение составлять характеристику героев. 3. Формировать представление о биографии В.Ю. Драгунского. | Предметные: 1. Иметь представление об анализе рассказа. 2. Оперировать правилом составления характеристики героев произведения. 3. Иметь представление о способах определения значений новых слов. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Проявление уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Проявление заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам |
УМК: Литературное чтение 4 класс 2 часть Климанова, Горецкий, Школа России, рабочая тетрадь, презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, товарищи кадеты! Меня зовут Екатерина Ренардовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Посмотрим на вашу готовность, проверьте, чтобы на вашем рабочем месте не лежало ничего лишнего. 2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Давайте вспомним правила успешного урока. Покажите мне правильную посадку. -Отлично, соблюдая эти правила, мы точно можем быть уверенными в том, что урок будет успешным! | Приветствуют учителя Организуют рабочее место Отвечают на вопрос учителя; | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса. Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный, индивидуальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу. - Ребята, с каким писателем вы познакомились не так давно? - Давайте рассмотрим книжную выставку, какие из его произведений вам уже знакомы? - Какое название мы могли бы дать этой выставке? - Какой рассказ вам нужно было прочитать дома? Кто готов его пересказать? -Чем по вашему мнению похожи рассказы В.Ю.Драгунского? - Ребята, что такое юмористический рассказ? А можно ли назвать рассказы В.Ю.Драгунского юмористическими? - Сегодня мы с вами узнаем больше об этом замечательном писателе и познакомимся с еще одним его интересным рассказом. | Отвечают на вопросы учителя; - Мы познакомились с В.Ю. Драгунским. Пересказывают рассказ; -Похожи героями, сюжет рассказа юмористический. - Это рассказ, который вызывают смех и улыбку у читателя. | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. - Чтобы узнать, какой рассказ мы сегодня изучим, разгадайте ребус. - Отлично, так как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Чтобы поставить цель на урок, давайте воспользуемся словами-помощниками на экране и вставим пропуски: Познакомиться с ……писателя и его рассказом « …….» - Чтобы ничего не упустить, давайте составим план урока, правда пока я шла к вам, пункты поменялись местами. Посмотрите на экран и составьте в правильном порядке. | Разгадывают ребус; -«Главные реки» - Рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки» -Познакомимся с биографией писателя и его рассказом "Главные реки» -Узнать: больше о биографии автора -Познакомиться: с рассказом «Главные реки» -Научиться: анализировать героев рассказа -Подвести итоги уроки | К: - участие в учебном диалоге; формулирование ответов; - построение речевых высказываний. П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал Форма контроля: внешний контроль | 1.Организовывает «открытие» новых знаний. - Ребята, что вам известно об этом писателе? -На ваших столах есть карточки с фактами из биографии писателя, в них есть пропуски, которые нужно заполнить. Слушайте внимательно! -Родился Виктор Драгунский в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако позже семья вернулась в Россию. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Он не сразу стал писателем. После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком, учился актёрскому ремеслу. Дальше началась его актёрская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка». Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на елках. был он также клоуном в цирке в лохматом рыжем парике. клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. Во время Великой Отечественной войны он был в ополчении, с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней. Ему выпала редкая участь - быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. У Виктора Драгунского родился сын Денис, с которым начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего написано около девяноста весёлых рассказов, которые принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах сам Виктор Юзефович, а Дениска — это его сын, который, повзрослев, стал пре-успевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, самозабвенно полюбившего девочку на шаре и вравшего про пожар во флигеле. «Денискины рассказы» хороши потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка, отражают светлое восприятие мира. В основе всех сюжетов - пытливый и деятельный Дениска и его друг - мечтательный, медлительный Мишка. Книги В. Ю. Драгунского читают не только у нас в России, но и на Украине, в Молдавии, в Узбекистане, в Азербайджане, в Норвегии, в Чехии, в Германии и даже в Японии. -Ребята, какие факты из жизни писателя были вам незнакомы? -Отлично, мы выполнили первый пункт плана. -Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, можете ли вы уже сейчас предположить, о чем он? -Предлагаю послушать рассказ В. Ю. Драгунского «Главные реки» в аудиозаписи и высказать свои впечатления. -Мы выполнили второй пункт плана. | Дети отвечают; Отвечают на вопрос учителя; Делают предположения о содержании рассказа; Слушают аудиозапись; | Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Повторение материала. -На какие части вы могли бы разделить рассказ? -Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Какую клятву он дал себе? - Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? -Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? -Помогли ли Дениске подсказки друзей? Над чем вас может заставить задуматься данная история? -Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? | Отвечают на вопросы учителя; | К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
Динамическая пауза(1 мин) | Настроение упало, дело валится из рук, Но еще не все пропало, если есть хороший друг! С делом справимся вдвоем, с облегчением вздохнем! Настроение поднимаем и от пыли отрясаем! | Выполняют движения | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1. Повторение изученного материала - А сейчас давайте поработаем в группах. Откройте тетрадь на странице 61. Ваша задача в группах составить свой рассказ о приключениях Дениски. Но перед этим, вспомним правила работы в группах. | Работа в группах; -Уважать мнение каждого -Каждый несет ответственность за общий результат -Слушай, не перебивая | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Проверка готовности -Ребята, а каким героем для вас представился Дениска? В задании на странице 61 указаны его качества, выпишите самостоятельно те, которые по вашему мнению ему подходят и придумайте свои. -Аргументируйте свой ответ примерами из текста? -Отлично, мы выполнили третий пункт плана. | Выполняют самостоятельную работу; | П: ориентироваться на разнообразие способов задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, все ли пункты плана мы выполнили? -Да, мы не подвели итоги. Самое время это сделать! - Какая тема была у нашего урока? - С произведением какого автора мы сегодня познакомились? - Как называется рассказ? - Чему он нас учит? - Ребята, вы отлично поработали! Если вы считаете, что вы справились и этот урок не вызвал у вас затруднения, поднимите зеленый карандаш. Если вы справились, но были небольшие трудности – желтый. Если было трудно, поднимите красный. Спасибо вам за активную работу, урок окончен. | -Не подвели итоги урока. | Р: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - анализировать и осмысливать свои достижения на занятии. П: работать по предложенному плану. К: формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....
Технологическая карта урока литературное чтение В.Ю. Драгунский "Он живой и светится..."
3 класс, УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока литературного чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю...
Технологическая карта урока литературного чтения "Пивоварова. "Сочинение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с биографией И. Пивоваровой, рассказом И.Пивоваровой «Сочинение».Задачи урока:Дидактические:знать особенности юмористи...
Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Юзефович Драгунский» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений, обучающихся о жизни и творчестве В. Драгунского; формирование навыка, осознанного и выразительного чтения; обогащ...