Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Кожемяко Ольга Владимировна

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

во втором классе

 Рассказы Н. Н. Носова

о детях и для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._chten.rasskazy_nosova_doc.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

во втором классе

 Рассказы Н. Н. Носова

о детях и для детей.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Рассказы Н. Н. Носова о детях и для детей.

Цель: установить совместно с учащимися   некоторые особенности рассказов Н. Носова. Заинтересовать учащихся отыскиванием литературных справок о писателе, произведения которого нравятся. Познакомить уч-ся с разными изданиями книг писателя Н.Н.  Носова. Оборудование урока: портрет Носова, выставка книг писателя, рассказы Н.Н. Носова, картинки с рассказами, плакат, пластинка, проигрыватель. Домашнее задание класса к уроку: читать рассказы Носова, особенно те, среди героев которых есть мальчик по имени Миша.   Узнать что-либо о писателе.   Принести на урок прочитанные книги Носова.

Ход урока

1. Организация класса.

2.        Беседа по выставке книг.

  1. Есть ли на выставке разные книги с одинаковым названием?
  2. Какие книги у нас на выставке?

—        Что можно рассказать о, книгах Носова только по заголовкам (что будет что-то  сметное,  интересное, забавное), по

иллюстрациям, оглавлениям?

У уч-ся на партах книги- Я, проходя вдоль рядов, просматриваю и отбираю для выставки все принесенные в класс книги, которые различаются по внешнему виду, и ставлю их у доски в нужном порядке-

3.        Работа с книгой.

Уточняю соображения уч-ся о том, чем различаются книги одного и того же автора и названия-

Знакомлю с понятием «титульный лист» и значением каждой надписи на титульном листе:

а)        название серии, в которую входят книги.  Оно дается
не всегда, так как не все книги включаются в серии;

б)        фамилия автора книги;

в)        полное название книги;

г)        фамилия художника, оформившего книгу;

д)        название издательства;

е)        место и год названия книги.

Все эти надписи — паспорт или адрес книги. Если читатель знает точные данные о книге, он легко может найти именно эту книгу в библиотеке.

Книги одного и того же автора, но в разных изданиях отличаются друг от друга форматом, оформлением обложки, иллюстрациями, бумагой, шрифтом, а иногда и содержанием (наличием или отсутствием ударения, сносок; большим или меньшим количеством рассказов — если это сборник рассказов).

4.  Краткий рассказ о Носове.

  1. Что вы знаете об этом писателе?
  2. Какие рассказы его вы уже читали в 1 кл. на уроке классного чтения?
  3. Где же можно найти сведения о самом писателе?

Сообщения учителя.

Н- Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине- После 7 кл. ушел рабочим на завод, одновременно учился- Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным,- Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и - Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории- Один из 1-х напечатанных рассказов Носова — «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже  свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения.  Сам  Н. Н.  Носов объясняет, почему он стал детским писателем:

«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т- е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит- Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем»

5. Анализ творчества писателя (при этом надо серьезно вести разговор)

—        Кто является   героями   рассказов Носова?    (Мальчики). Показываю рисунок Незнайки.

Учащиеся должны узнать героя, назвать, кто это, и рассказать о нем самое главное. Один учащийся начинает, следующие дополняют.

  1. Кто это?
  2. Какого он роста?        
  3. Где он живет?

— Что он умеет делать и что он думает о себе (что он все может)?

—        Как относятся к Незнайке малышки? Почему?
(Рекомендую тем, кто не читал, прочитать эту книгу).

Показываю другой рисунок, третий, четвертый. Те же вопросы.
(Иллюстрации к рассказам «Дружок», «Телефон», «Мишкина
каша»)        

- Кто какие книги прочитал? О чем эта книга? Далее читаю учащимся один рассказ («Тук-тук-тук»).

  1. Над чем смеется автор?
  2. Кто самый большой трус в рассказе?

Автор хочет обратить внимание читателей — что значит уметь наблюдать за окружающей природой: не просто смотреть на нее, а видеть ее.

—        Кто мог, не дочитав, произведения до конца, догадываться о причинах испугавшего ребят шума?

(Тот, кто хорошо в начале рассказа представил себе природу, окружавшую дом, где ночевали ребята, и кружащихся над липами ворон) .

—        А что помешало самим ребятам определить источник страха?

(Сам страх, и неумение запомнить и представить окружающую обстановку) .

—        Какие  пословицы знаете на тему трусости?

  1. Волков бояться — в лес не ходить.
  2.  Кто дрожит, тот и бежит
  3.  Не все, что серо — волк.
  4.  У страха глаза велики.
  1. Как узнать, читателям какого возраста предназначает Носов тот или иной рассказ? (Сверстники, ребята).
  2. Сколько лет героям  «Живой шляпы»?   (5 — 6).
  3. Сколько лет Мишке, рассказ «Тук-тук-тук»)  9—11.
  4. Значит, герои всегда одногодки, сверстники своих читателей.
  5. Каких героев любит Носов?   (Ребят бодрых, находчивых, деятельных, энергичных) .
  6. Каким одним словом можно охарактеризовать все рассказы этого писателя?  (Веселые, забавные)

6. Литературная игра  «Кто ты?»

Один из уч-ся выходит за дверь. Класс задумывает, кого из героев Носова будут подразумевать под вышедшим. Придумываются вопросы. 3 вопроса записываются на доске. Вошедший читает эти вопросы, должен угадать имя героя и название рассказа.

«Дружок»  (Мишке).

  1. Тебе не надоело читать стихи?
  2. Как тебе жилось на даче?
  3. Ты был рад,   что в конце концов нашел то, что потерял?

«Телефон».

  1. Почему вы так мало поговорили друг с другом?
  2. Тебе было жалко испорченной игрушки? —- Что тебе нравится в твоем друге?
  3. Почему за дверь выходили только мальчики?

7.        Обобщающая беседа.
4 вывода.

1). Герои рассказов Носова — мальчики. (Примеры учащихся).

2).  Каждый рассказ предназначен сверстнику, одногодку героя.

3). Носов любит ребят бодрых, находчивых, деятельных, энергичных.

4). Рассказы его веселые.

8.        Слушание музыкальной композиции   «Приключения   Не-
знайки»
.  Беседа по этой композиции.

  1. Какой эпизод вы прослушали?
  2. Понравился ли он вам?
  3. Что вы узнали о Незнайке из этого отрывка?

9. Домашнее задание.

Читать книги о людях, которые работают с животными, дрессируют животных (Книги Дурова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной"

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной". Выдается детям за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлены конспект и презентация к уроку....

Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс

Урок можно использовать и  как материал для внеурочной деятельности....

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Презентацию по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей" можно ипользовать как на уроках внеклассного чтения, так и во внеурочной деятельности....

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...