План - конспект урока по литературному краеведению
план-конспект урока по чтению на тему

Садомина Апполинария Максимовна

Учитель: Садомина Апполинария Максимовна

Предмет: литературное краеведение

Тема: Л.В. Лапцуй «Тундра шепчет»

Цели:

1.      Познакомить учащихся с биографией Л.В. Лапцуй.

2.      Развивать речь, память учащихся, умения отвечать на вопросы.

3.      Воспитывать любовь к чтению произведений Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_leonid_laptsuy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Учитель: Садомина Апполинария Максимовна

Предмет: литературное краеведение

Тема: Л.В. Лапцуй «Тундра шепчет»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией Л.В. Лапцуй.
  2. Развивать речь, память учащихся, умения отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать любовь к чтению произведений Севера.

Оборудование: портрет Л.В. Лапцуй, записи на доске, слайды, книга «Песни мои - детям» Л.В. Лапцуй.

План:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Чтение произведения «Тундра шепчет».
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Приветствие.

- Сегодня познакомимся с писателем Л.В. Лапцуй и будем читать его поэму «Тундра шепчет».

- Но сначала проверим домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания.

- С кем вы познакомились на прошлом уроке? (Ответы детей).

- какие и чьи сказки читали? (Ответы детей).

  1. Изучение нового материала.

Биография Л.В. Лапцуй (на слайде).

- Леонид Васильевич Лапцуй (1932 -1982 г.г.) родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев - кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз «Красный рыбак» Ямальского района. Рано оставшийся без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет — работал оленеводом, охотничал, рыбачил. В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году - Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера.

- Л. В. Лапцуй — заслуженный работник культуры РСФСР, активный организатор и участник многих мероприятий по сбору и сохранению ненецкого национального фольклора.

- Принимал непосредственное участие в создании букваря для национальных школ. Автор книги для внеклассного чтения на ненецком языке. Член Союза писателей СССР с 1964 года.

- Имя Леонида Васильевича Лапцуя присвоено Салехардскому культурно-просветительному училищу

- Вспомните произведения, которые написал Л.В. Лапцуй. (Ответы детей).

- В 1962 году Л. Лапцуй принес поэту И.Г. Истомину свой первый рассказ на ненецком языке «В снегах песцовых». Поэт Иван Истомин угадал и оценил поэтический дар Леонида Лапцуя.

- Один за другим в окружной и областной газетах, в журнале «Литературная жизнь» печатаются на русском языке рассказы ненецкого литератора: «Чайки над Обью», «Дедушка Аби», «Он не будет помнить дымного чума», «Северное сияние», «Палочки с зарубками» и многие другие, повествующие о возрожденном ненецком крае, о трудовых буднях рыбаков, охотников и оленеводов.  

- Произведения Л. В. Лапцуя переведены на иностранные языки и языки многих народов Советского Союза. Он удостоен второй премии на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей. «Певцом Ямала» называют поэта жители Ямальской тундры.

Физ. минутка

Руки в стороны в полет,

Отправляем самолет.

Крыльями помашем

И на место быстро сядем.

  1. Чтение произведения «Тундра шепчет»

Задание: (со с.246 до с.250)

Беседа по прочитанному тексту.

- О ком начало этой поэмы? (Ответы детей).

- Кем был Костецкий? (Ответы детей).

- Кто такой Лаптандер? (Ответы детей).

- Что сказал Лаптандер Костецкому? (Ответы детей).

- О чем пел Лаптандер? (Ответы детей).

- Что случилось после каникул? (Ответы детей).

- Что сделал Костецкий?

- О чем пел старик Лаптандер?

- Что сказал Лаптандер Костецкому?

  1. Домашнее задание.

- Читать поэму.

- Кто желает, может прочитать поэму до конца.

Оценивание учащихся.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- С кем познакомились?

- Что о нем расскажите?

- Как называется поэма, которую начали читать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)

План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе

План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...

Конспект урока по литературному краеведению "Мой край Ямал"

Конспект обобщающего урока по литературному краеведению  для учащихся 2-3 класса. Загадки,  фототесты, кроссворды помогают  разнообразить виды деятельности на уроке. Кроме того, в ...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...