Учебно-методический комплект на тему " М. И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", " Наши царства" " 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
М. И. ЦВЕТАЕВА «БЕЖИТ ТРОПИНКА С БУГОРКА», «НАШИ ЦАРСТВА»
Тип урока: освоение нового материала | |||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; способствовать развитию умений понимать образность, емкость, красоту поэтического слова; формировать умение эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; учить определять тему, главную мысль, содержание, осмысливать специфику стихотворений; способствовать развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: познакомятся с произведениями Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»; научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста. – Быстро, четко повторите и отгадайте загадки-чистоговорки | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Показывают рисунки, зачитывают строки из стихотворения, соответствующие изображенному на рисунках. Читают стихотворение наизусть (если таковые учащиеся есть), затем можно послушать выразительное чтение стихотворения (2–3 ученика). Оценивают чтение друг друга. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. • Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Дом собаки – ... (конура). • Ра-ра-ра, ра-ра-ра – На стене светильник – ... (бра) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. И. Цветаевой | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство | Рассказывает о творчестве М. И. Цветаевой, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей – Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось все так… – Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, еще раньше). Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвященный ее мужу Сергею Эфрону. Вскоре после «Вечернего альбома» ее стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед | Слушают рассказ учителя. Прослушивают одну из песен на стихи Марины Цветаевой | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Чтение и анализ сти-хотворения М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…» | Выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…». – Какими чувствами наполнено стихотворение? – О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки. – О чем она грустит? Прочитайте. – Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение? – О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время? – В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство? – Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении? – Какие же чувства М. Цветаева передала словами? – Как бы вы прочитали это стихотворение? Далее следует упражнение в чтении стихотворения | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. – Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями. Работают с текстом. – Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни. И все поют о добром, старом, О детском времени они. О, дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты! Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведет, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернется. Этот вопрос задает и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, М. И. Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни. – М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами. Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка… – Словарь интонаций в поэтическом слове автора: восторг, восхищение, ощущение счастья, наслаждение, свободолюбие, умиротворение, спокойствие, чувство гармонии (слияния с природой), шутливость, игривость, сожаление, светлая грусть, недоумение, сомнение, задумчивость | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. |
V. Чтение и анализ сти-хотворения «Наши царства…» | Учитель выразительно читает стихотворение – Прочитайте другое стихотворение Марины Цветаевой – «Наши царства». – Вспомните, какие произведения называются лирическими? – Стихотворение «Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства. – Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает? – Прочитайте первые две строфы. – Какое слово здесь повторяется? Объясните слово «владенья». – Какое определение подходит к стихотворению? – С чем связан счастливый мир детства? – Какое чудо происходит в этом царстве? – Кто такие «мы»? – Что вы знаете о сестрах? – Прочитайте третью строфу. О ком говорится в этой строфе? Какое слово указывает на взрослых? – Кто это может быть? – Что вы узнали о родителях Марины и Анастасии Цветаевых? – С какой интонацией говорят феи о взрослых? – Почему лишь дикими девочками видят взрослые сестер? – Почему «на фею нужен глаз»? – М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это – Прекрасная пора в жизни каждого человека – детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники. Какие жанры изобразительного искусства вы определили? – Какие лица у детей? – Четвертая строфа объясняет причину такого состояния. – Какие слова подтверждают наслаждение? – Какое время поэтесса считает подходящим – С какой интонацией нужно читать эту строфу? – Прочитайте последнюю строфу. – О чем здесь говорится? – Какой знак стоит в конце? – Кому автор задает вопрос? – Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении? – Какие изобразительные средства использует – На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. – Лирическими называют поэтические произведения, выражающие чувства и переживания. – Слово «царства» напоминает образ сказочного детства. – Владенья (владение) – недвижимое имущество, земельный участок. – С природой родного края. – Девочки ощущают себя феями. – «Мы» – это Марина Цветаева и ее сестра Анастасия. – Марина и Анастасия Цветаевы получили домашнее начальное образование. Затем девочки жили в Западной Европе, учась в частных пансионах Швейцарии, Германии. После смерти матери вернулись в Москву. Мы знаем Марину Цветаеву как поэтессу. А Анастасия Цветаева была писательница. – Здесь говорится о взрослых. Употребляется слово «большие». – Это родители: И. В. Цветаев и М. А. Цветаева. – Феи говорят с интонацией недоумения, с чувством досады. – Для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный. – Портрет. – У детей открытые, счастливые лица. Читают строчки: …Нам хорошо. Пока еще в постели Все старшие и воздух летний свеж, Бежим к себе. Деревья нам качели, Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.. – Слова «С упоением счастья». – О возвращение в реальный мир. – Меняется настроение от озорного, задорного до грустного, тоскливого. Значит, меняется и интонация | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Самостоятельная | Проводит тест по теме. – Выберите правильный вариант ответа. 1. Кого поэтесса называет феями? а) Себя и своих подруг; б) себя и свою подругу; в) бабочек. 2. Какими поэтесса называет свои владения? а) Царственно-богатыми; б) таинственными и завлекающими; в) небольшими, но при этом огромными. 3. Кто смотрит на окружающее иначе, чем девочки? а) Их друзья; б) старшие; в) их братья. 4. Как бежит тропинка? а) Как бы резвясь и играя; б) как бы под детскими ногами; в) как бы под тихими шагами. 5. Какую реку упоминает поэт? а) Волгу; б) Оку; в) Неву. 6. Чем были утро, полдень, вечер в то время? а) Раем; б) волшебством; в) неприятными воспоминаниями. 7. О каких цветах говорит поэтесса в конце стихотворения? а) О розах; б) мальвах; в) пионах | Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – а; | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Перечитать стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Марина Ивановна Цветаева
Иван Цветаев, известный профессор Московского университета, основатель Музея Изящных Искусств ( Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) От детских лет у Марины осталась память на всю жизнь об уютном доме в Трёхпрудном переулке, о «книгах в красном переплёте» в домашней библиотеке.
Мама, Мария Мейн , прекрасная пианистка, с классическим музыкальным образованием,
«Вся моя жизнь роман с собственной душой, с городом, где живу, с деревом на краю дороги,- с воздухом» « Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.»
Стихи Марина Цветаева начала писать с шести лет. Училась в московских частных гимназиях, в 16 лет поехала во Францию, где прослушала в Сорбонне курс старофранцузской литературы. Печататься начала в 16 лет, а в 18 выпустила первый поэтический сборник – « Вечерний альбом», изданный в количестве 500 экземпляров
Дом М.И. Цветаевой. Комната Марины Цветаевой
Поэтический рост Цветаевой пришёлся на лихое время Первой мировой войны, революций 1905, 1917 годов, гражданской войны. В послереволюционные годы Цветаева жила почти в полном отчуждении от литературной среды, изредка появляясь на поэтических вечерах.
7 января состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, друга юности, который помогал издавать поэтические сборники.
Сергей Эфрон – белый офицер, переживший разгром Деникина и Врангеля, в начале 20-х годов был студентом университета в Праге. В 1922 году Марине Цветаевой с дочерью было разрешено уехать за границу к мужу, где у них родился сын Георгий.
В июне 1939 года М.Цветаева с сыном Георгием возвращается на родину к мужу и дочери Ариадне, которые приехали в Москву раньше. Поселились в подмосковном Болшеве . В 1936 году арестована Ариадна, осенью 1939 – Сергей Эфрон. « …Не быть в России, забыть Россию –может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью»
В эвакуации Марина Цветаева пытается как- то наладить свой быт, продаёт оставшиеся вещи, конфликтует с сыном, не желающим понимать ту сложную ситуацию, в которой она оказалась. Безысходность ситуации, унижения, тяжёлая зависимость от обстоятельств… 31 августа 1941 года « одиночества верховный час» окончательно настиг Марину Ивановну – она покончила с собой в Елабуге в старом деревенском доме, оставив две записки- сыну Георгию и поэту Асееву.
Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед …
Поэты – умирают. Поэзия– остаётся
Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ. Найти однокоренные слова. - Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем -сов-? Прочитать с интонацией удивления. Прочитать с вопросительной интонацией. Прочитать сердито. Прочитать радостно. Прочитать выразительно.
«Бежит тропинка с бугорка…».
«Наши царства».
1. Кого поэтесса называет феями ? а) Себя и своих подруг; б) себя и свою подругу; в) бабочек. 2 . Какими поэтесса называет свои владения? а) Царственно-богатыми ; б) таинственными и завлекающими; в ) небольшими, но при этом огромными. 3 . Кто смотрит на окружающее иначе, чем девочки? а) Их друзья; б) старшие; в) их братья.
4. Как бежит тропинка ? а) Как бы резвясь и играя; б) как бы под детскими ногами ; в ) как бы под тихими шагами. 5 . Какую реку упоминает поэт ? а) Волгу; б) Оку; в) Неву. 6 . Чем были утро, полдень, вечер в то время? а) Раем; б) волшебством ; в) неприятными воспоминаниями. 7 . О каких цветах говорит поэтесса в конце стихотворения? а) О розах; б) мальвах; в) пионах
1 – б ; 2 – а ; 3 – б ; 4 – б ; 5 – б ; 6 – а ; 7 – б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект на тему:"Запись и чтение чисел в пределах 1000" 3 класс.
конспект +презентация...
Учебно- методический комплект на тему:"Б.В.Шергин.Собирай по ягодке.наберешь кузовок."класс.
конспект+презентация...
М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»
По программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...
Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...