М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»

Цели урока: познакомить с творчеством М. Цветаевой; раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с творчеством и биографией М. Цветаевой;

- научатся анализировать лирическое произведение;

- разовьют навык выразительного чтения стихотворения, соблюдая все правила.

Личностные:

- формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – литературное чтение 4 класс, 2 часть, Л. Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация, раздаточный материал.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания.

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Проверка домашнего задания

—  Какие стихи С. Есенина приготовили вы? (Выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений учащимися.)

Речевая разминка.

- Прочитайте загадку О. Дружковой скороговоркой. Отгадайте ее.

Сестренки-близняшки

По лесу бегают,

В прятки играют:

То под куст спрячутся,

То к дороге свернут. (Тропинки.)

—  Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включена именно эта загадка? (Предположения учащихся.)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка и решение  учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великой поэтессы серебряного века. Именно с творчеством поэтессы, не поэта.

-Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Марине Цветаевой)

- Какие задачи у нас будут? (познакомиться с поэтом и ее творчеством)

-Верно. Итак… Познакомимся с биографией Марины Ивановны. (видео)

- Со скольки лет она начала писать стихи? (с 6ти)

- На каких языках? (франц., немецкий)

- Что вы еще запомнили из биографии Марины Цветаевой?

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

-  Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

-А в литературе с помощью каких средств они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.

-Сегодня мы познакомимся с 2я произведениями из первого сборника "Вечерний альбом" М.Цветаевой и начнем со стихотворения  “Наши царства”. Откройте с.73.

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Ставить перед собой цель урока

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: чтение текста

- Учитель читает стихотворение.

Учащиеся рассказываю, что рисовало их воображение во время чтения стихотворения.

Подведение итогов работы:

  1. Чему посвящено данное стихотворение?  (детству, природе)
  2. О каких феях рассказывает нам автор стихотворения, кого он подразумевает под феями? (Сестры Цветаевы)

Перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали.

(“Деревья нам качели.”– сравнение ; “ Владенья наши царственно-богаты,” – эпитет; “ Мы обе -- феи ” – сравнение;"Двух диких девочек" - эпитет; "И воздух летний свеж" - эпитет).

- Читаем выразительно стихотворение.

Работа над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка»

Учитель выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение?

Какими чувствами наполнено стихотворение?   Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями.

О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.

О чём она грустит? Прочитайте.

Какие сравнения использует автор? Для чего?

Работа над выразительностью

  • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
  • Чтение – мальчики, девочки
  • Чтение хором
  • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в паре

Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения

Усваивать новую информацию

Анализировать

Выполнять задание

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи М. Цветаевой.

Записывать дом. задание

Итог урока. Рефлексия. 

Рефлексия

—  Продолжите предложения.

•   Сегодня на уроке я узнал...

•   На этом уроке я похвалил бы себя за...

•   После урока мне захотелось...

•   Сегодня я сумел...

Подведение итогов урока

—  С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

—  Какое стихотворение больше понравилось? Чем?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»

Цели урока: Познакомить со стихотворениями  М. Цветаевой.Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать з...

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Цели урока: знакомство учащихся с произведением М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...