III. Постановка учебной задачи
Словесный
Фронтальная беседа
| 2 мин.
| - Посмотрте на слайд (иллюстрация). Что изображено? (дом, вокруг дети, красивая природа) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (спокойствия, уюта, красоты) - Эта иллюстрация может вдохновить на создание художественного произведения? Какое оно будет? (о родном доме, о детстве) В каком жанре наиболее точно можно передать такие чувства? ( в поэзии) - Подумайте, что мы будем с вами читать? (стихотворения о детских воспоминаниях, о родине, о красоте родного края) - Вы верно все говорите. Мы познакомимся с произведениями Марины Ивановны Цветаевой «Бежит тропинка с бурорка...», «Наши царства» (слайд-тема урока) - Какие цели мы поставим? (- познакомимся с биографией М.И. Цветаевой, - познакомимся со стихотворениями «Бежит тропинка с бурорка...», «Наши царства»; - научимся выразительно прочитывать эти стихотворения) | Воспринимать информацию на слух
Отвечать на вопросы учителя Отгадывать названия стихотворений.
Предполагать тему урока.
Определять цели урока. | Р.-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. - осуществлять поиск необходимой информаци. |
IV. Открытие нового знания
Наглядный Беседа
Словесный
Наглядный Беседа | 10 мин.
| – Послушайте отрывок песни. Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни? – Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. (таких песен много, и наверника вы слышали их) А начиналось все так… – Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, еще раньше). Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для Вскоре после «Вечернего альбома» ее стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. | Отвечать на вопросы
Слушать аудиозапись. Воспринимать информацию на слух.
Смотреть слайды.
| П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
К.- формулировать собственное мнение |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Наглядный
Практический: чтение и анализ стихотворения
Практический Беседа
Динамическая пауза
Практический: чтение и анализ стихотворения | 15 мин.
10 мин.
1 мин. | Откройте учебник на странице 72, я буду читать это стихотворение, а вы следите глазками и приготовтесь отвечать на вопросы. Выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…». – Какими чувствами наполнено стихотворение? (грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями) – О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки. (Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни. И все поют о добром, старом, О детском времени они. О, дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты!) – О чем она грустит? Прочитайте. (о детстве «Куда ушли, в какую даль вы…») – Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение? – В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство? (Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.) – Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении? (Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка…) - Прочитайте это стихотворения про себя, посторайтесь передать эмоции автора. Кто желает прочитать всему классу? (2-3 учащихся) – Удалось передать чувства автора?
Давайте, немного расслабимся. Видеофизминутка.
- Послушайте следующие стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства». - Вспомните, какие произведения называются лирическими?(лирическими называют поэтические произведения, выражающие чувства и переживания) - Стихотворение «Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства. - Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает? (слово «царства» напоминает образ сказочного детства) - Прочитайте первые две строфы. -Какое слово здесь повторяется? (владенья) Объясните слово «владенья».( владенья (владение) – недвижимое имущество, земельный участок) - С чем связан счастливый мир детства? (с природой родного края) - Какое чудо происходит в этом царстве? (девочки ощущают себя феями) - Кто такие «мы»? («Мы» – это Марина Цветаева и ее сестра) - Прочитайте третью строфу. О ком говорится в этой строфе? (здесь говорится о взрослых, употребляется слово «большие») - С какой интонацией говорят феи о взрослых? (феи говорят с интонацией недоумения, с чувством досады) - Марина Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время? (для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный) - Прочитайте четвертую строфу. Какие слова подтверждают наслаждение? (…Нам хорошо. Пока еще в постели Все старшие и воздух летний свеж, Бежим к себе. Деревья нам качели, Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..) - Какое время поэтесса считает подходящим для чудес? - С какой интонацией нужно читать эту строфу? - Прочитайте последнюю строфу. О чем здесь говорится? - Какой знак стоит в конце? - Кому автор задает вопрос? - Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении? - На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения? (на знаки препинания) - Кто желает прочитать это стихотворение всему классу? Удалось ли передать чувства автора? | Слушать чтение.
Определять конкретный смысл слова.
Читать про себя и вслух
Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
Отвечать на вопросы учителя по прослушанному и прочитанному стихотворению
Читают стихотворение всему классу.
Выполнять двигательные упражнения.
Слушать чтение.
Определять конкретный смысл слова.
Читать про себя и вслух
Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
Отвечать на вопросы учителя по прослушанному и прочитанному стихотворению
Читают стихотворение всему классу. | Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод
П. – осуществлять операции для решения учебных задач.
К.- формулировать собственное мнение
Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.
Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. – общение,взаимодействие |
VI. Включение в систему знаний
Фронтальная беседа
Тестирование в устной форме
Д/З | 5 Мин
1 мин. | С произведениями какого автора мы сегодня с вами познакомились? Как называются эти произведения? - Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения. Из какого стихотворения эти слова? рай закаты шпаги
| – место жизни безгрешных людей после смерти – заход солнца – холодное оружие
|
- Давайте, подведем итоги по прочнению стихотворения «Наши царства» 1. Кого поэтесса называет феями? а) Себя и своих подруг; б) себя и свою сестру; в) бабочек. 2. Какими поэтесса называет свои владения? а) Царственно-богатыми; б) таинственными и завлекающими; в) небольшими, но при этом огромными. 3. Как бежит тропинка? а) Как бы резвясь и играя; б) как бы под детскими ногами; в) как бы под тихими шагами. 4. Какую реку упоминает поэт? а) Волгу; б) Оку; в) Неву.
Учебник с.72-73, выразительное чтение наизусть на выбору. | Подводить утоги урока
Выполнять задания.
Записывать домашнее задание | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К.- формулировать собственное мнение и позоцию. Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. – общение,взаимодействие |