Конспект урока. Тема "М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Выполнила студентка 41 гр.
Ф.И. Шабанова Т.
Проверил: Согрина Е.Г.
Отметка:_______________
Дата: 26.02.18
Челябинск, 2018
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 Д
Тема урока: М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой
Планируемые результаты:
• Предметные
- умение прогнозировать содержание произведения
- воспринимать на слух художественно-познавательное произведение
- умение ориентироваться в тексте
- формирование выразительного чтения
• Личностные
- осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Литературное чтение», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация
Название этапа Методы, приемы | хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | Громко прозвенел звонок Начинается урок. Слушаем ,запоминаем Ни минуты не теряем. Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе - сотрудничать. | Приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. Мотивационный этап Актуализация знаний Практический: Знакомство с творчеством поэтессы Практический: аудио вставка Словесный: беседа Словесный: определение темы | 5 мин | Учащиеся показывают выполненные ими рисунки, остальные ученики зачитывают строки из стихотворения, соответствующие изображённому на рисунках. После этого дети читают стихотворение наизусть. Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой можно начать с прослушивания одной из песен на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси» Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни? | Работать по домашнему заданию Анализируют прослушанное Формулирование темы урока | Р: осмысляют уч. материал; К: диалог с учителем Р: осмысляют уч. материал; К: диалог с учителем Р: целеполагание Р: планируют свое действие в соответствие с задачей |
3. Постановка учебной задачи/ решение частных задач Словесный: учебный диалог Практический: Словарная работа Физминутка Практический: Работа над стихотворением Практический: Словарно-лексическая работа Словесный: беседа Практический: выборочное чтение Практический: Работа над стихотворением Практический: выборочное чтение | 15 мин
| Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством поэтессы Марины Ивановной Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. В Москве, в семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя музея изящных искусств. Ныне Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет, на русском, французском и немецком языках, печататься с 16 лет, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный Б. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Волошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» 1912 г. и «Из двух книг» 1913 г. Годы первой мировой войны, революций и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держалась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за границу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии, жила в Берлине, Праге, а с 1925 в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, но Цветаева не стала, но ситуация быстро переменилась, если в 1922-23 гг поэтессе удалось издать пять книг, то в 1924 г - только одну. А потом наступил перерыв до 1928 г, когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922- 1925 гг. Цветаеву это не слишком волновало, она была убеждена , что ее читатель остался в России. В 1939 г поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихов. В начале великой отечественной войны она оказалась в эвакуации в Татарии. Видеофрагмент Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности: Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Проектор можно выключить «Бежит тропинка с бугорка» Внимательно послушайте стихотворение Какими чувствами наполнено стихотворение? О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки. О чём она грустит? Прочитайте. Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение?
Подберите синонимы к слову Даль – горизонт, ширь, простор. Подберите антоним к слову Сон – бессонница, бодрствование, явь. Найдите эпитеты Детскими ногами, детское время Найдите олицетворения Тропинка бежит, Ока лениво движется, спешат удары
➢ Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд ➢ Чтение – мальчики, девочки ➢ Чтение хором ➢ Индивидуальное чтение (2-3 учащихся) «Наши царства» Прочитайте другое стихотворение Марины Цветаевой «Наши царства». Какие два мира противопоставляются автором? Мир взрослых и детей. Взрослые не понимают детей.
Работа над выразительностью ➢ Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд ➢ Чтение – мальчики, девочки ➢ Чтение хором ➢ Индивидуальное чтение (2-3 учащихся) | Внимательно слушают рассказ о писательнице Выполняют движения Читают Отвечают на вопросы Читают по рядам Читают хором Читают стихотворение Читают по рядам Читают хором | П: Поиск и выделение информации К: строят речевое высказывание П: строят рассуждение П: строят речевое высказывание П: Поиск и выделение информации К: строят речевое высказывание П: строят рассуждение |
4. Итог урока. Рефлексия Словесный: беседа | 3 мин | С творчеством, какого поэта познакомились на уроке? Мариной Ивановной Цветаевой Какое стихотворение больше понравилось? Чем? Продолжите фразу «Мне урок …, тем что …» | Обобщают прочитанный материал | Р.: осуществляют итоговый контроль Р.: Оценка П.: рефлексия способов и условий действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»
Цели урока: Познакомить со стихотворениями М. Цветаевой.Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать з...
Учебно-методический комплект на тему " М. И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", " Наши царства" " 4 класс
Школа России...
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
Цели урока: знакомство учащихся с произведением М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»...
М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»
По программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...
Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...