Конспект урока. Тема "М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 26.02.18

Челябинск, 2018

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 Д

Тема урока: М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой

Планируемые результаты:

 Предметные

- умение прогнозировать содержание произведения

- воспринимать на слух художественно-познавательное произведение

- умение ориентироваться в тексте

- формирование выразительного чтения

Личностные

- осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Литературное чтение», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация

Название этапа

Методы, приемы

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Громко прозвенел  звонок

Начинается урок.

Слушаем ,запоминаем

Ни минуты не теряем.

Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе -

сотрудничать.      

Приветствуют учителя.

К:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2. Мотивационный этап

Актуализация знаний

Практический: Знакомство с творчеством поэтессы

Практический: аудио вставка

Словесный: беседа

Словесный: определение темы

5 мин

Учащиеся  показывают  выполненные  ими  рисунки,  остальные  ученики  зачитывают строки из стихотворения, соответствующие изображённому на рисунках. После этого дети читают  стихотворение  наизусть.

Знакомство  с  творчеством  М.  И.  Цветаевой  можно начать  с  прослушивания  одной  из песен на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси»

Знаете ли вы, кто автор стихов прозвучавшей песни?

Работать по домашнему заданию

Анализируют прослушанное

Формулирование темы урока

Р: осмысляют уч. материал;

К: диалог с учителем

Р: осмысляют уч. материал;

К: диалог с учителем

Р: целеполагание

Р: планируют свое действие в соответствие с задачей

3. Постановка учебной задачи/ решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Практический: Словарная работа

Физминутка

Практический:

Работа над стихотворением

Практический: Словарно-лексическая работа

Словесный: беседа

Практический: выборочное чтение

Практический: Работа над стихотворением

Практический: выборочное чтение

15 мин

 

 

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством поэтессы Марины Ивановной Цветаевой.

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. В Москве, в семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя музея изящных искусств. Ныне Музей изобразительных искусств им. Пушкина.  Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет, на русском, французском и немецком языках, печататься с 16 лет, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный Б. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Волошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» 1912 г. и «Из двух книг» 1913 г.

Годы первой мировой войны, революций и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держалась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за границу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии, жила в Берлине, Праге, а с 1925 в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, но Цветаева не стала, но ситуация быстро переменилась, если в 1922-23 гг поэтессе удалось издать пять книг, то в 1924 г  - только одну.

А потом наступил перерыв до 1928 г, когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922- 1925 гг. Цветаеву это не слишком волновало, она была убеждена , что ее читатель остался в России. В 1939 г поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихов.

В начале великой отечественной войны она оказалась в эвакуации в Татарии.

Видеофрагмент

Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её

печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:

Моим стихам, как драгоценным винам,  

Настанет свой черёд.  

Проектор можно выключить

«Бежит тропинка с бугорка»

Внимательно послушайте стихотворение

Какими чувствами наполнено стихотворение?  

О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.  

О чём она грустит? Прочитайте.  

Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение?  

 

Подберите синонимы к слову

Даль – горизонт, ширь, простор.

Подберите антоним к слову

Сон – бессонница, бодрствование, явь.

Найдите эпитеты

Детскими ногами, детское время

Найдите олицетворения

Тропинка бежит, Ока лениво движется, спешат удары

 

  Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

  Чтение – мальчики, девочки

  Чтение хором

  Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

«Наши царства»

Прочитайте  другое  стихотворение  Марины  Цветаевой  «Наши царства».

Какие два мира противопоставляются автором?

Мир взрослых и детей. Взрослые не понимают детей.

 

Работа над выразительностью

  Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

  Чтение – мальчики, девочки

  Чтение хором

  Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

Внимательно слушают рассказ о писательнице

Выполняют движения

Читают

Отвечают на вопросы

Читают по рядам

Читают хором

Читают стихотворение

Читают по рядам

Читают хором

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

П: строят речевое высказывание

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

4. Итог урока. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин

С творчеством, какого поэта познакомились на уроке?

Мариной Ивановной Цветаевой

Какое стихотворение больше понравилось? Чем?

Продолжите фразу «Мне урок …, тем что …»

Обобщают прочитанный материал

Р.: осуществляют итоговый контроль

Р.: Оценка

П.: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»

Цели урока: Познакомить со стихотворениями  М. Цветаевой.Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать з...

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Цели урока: знакомство учащихся с произведением М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...