Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Беспалова Анастасия Эдуардовна

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаевой позволяет нам лучше понять процесс этого формирования и его влияние на личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metodicheskayaraz.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия»

Методическая разработка

по литературному чтению в 4 классе.

по теме

«Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой.

УМК «Школа России»

Учитель: Беспалова А.Э.

г. Москва

2024 г.

Пояснительная записка

Актуальность данной работы обосновывается тем фактом, что М.И. Цветаева была одним из первых российских поэтов, которые в своих произведениях обращали внимание на детство и его значение в формировании личности человека. Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаевой позволяет нам лучше понять процесс этого формирования и его влияние на личность взрослого человека.

Изучение детства в произведениях Цветаевой актуально и с точки зрения общественного значения. М.И. Цветаева рассматривала детство как время невинности, независимости и неприкосновенности личности ребенка, и она остро реагировала на любые попытки ограничить или ущемить детские права. Ее произведения можно рассматривать как важное свидетельство и защиту прав ребенка, а также как попытку привлечь внимание общества к проблемам детства.

Анализ детства в произведениях Цветаевой помогает понять ее собственный опыт детства, который оказал огромное влияние на ее поэзию. М.И. Цветаева в своих произведениях описывает детство как время счастья и радости, но также как время горя и потерь. Изучение темы детства в ее произведениях помогает раскрыть сложность и многогранность ее творчества и понять, как она переживала и осмысливала свой собственный опыт детства.

В данной методической разработке представлен конспект урока в форме технологической карты. Данный урок занимает важное место при изучении раздела «Поэтическая тетрадь» в 4 классе. В процессе изучения данной темы учащиеся сформируют аспекты проявления интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров, а также терпимое отношение к мнению других читателей.

Конспект урока

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Тема: «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством М. И. Цветаевой.

Задачи:

Образовательные:

  • понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова;
  • формировать умение решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
  • расширять и активизировать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к литературе и поэзии;
  • развивать память, мышление, воображение;
  • расширять представление о детстве, его роли и значимости в жизни человека.
  • развивать умения сравнивать, анализировать, информацию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению через творчество М. И. Цветаевой.
  • способствовать нравственному развитию личности;
  • формировать эстетический литературный вкус.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация), практические (словарная работа).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними;
  • Определять настроение поэта и лирического героя;
  • Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества;
  • Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Личностные:

  • Проявлять интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
  • Терпимо относиться к мнению других читателей;
  • Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • Овладевать действиями сравнения, обобщения, анализа;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

Регулятивные:

  • Проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
  • Уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • Оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

  • Адекватно передавать информацию и выражать свои мысли;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе;

Подготовительная работа:

Учащиеся по рекомендательному списку читают стихи автора.

Выбирают по желанию произведение и учат наизусть.

Индивидуально, парами или группой готовят краткую биографию поэтессы.

Оборудование: персональный компьютер, экран, презентация, учебник.

Список литературы:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2020. 128 с.
  2. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс : пособие для учителя : учебное пособие / С. В. Кутявина. 4-е изд. Москва : ВАКО, 2019. 353 с.
  3. Литературное чтение. 4 класс. Диагностические работы / Бойкина М. В. М.: СМИО-Пресс, 2021. 80 с.
  4. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе в 2ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. 3-е изд. М.: Просвещение, 2020. 223 с.
  5. Стефаненко Н. А., Горелова Е.А. Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации. ФГОС. УМК «Школа России». М.: Просвещение, 2019. 192 с.

Ход работы:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствие. - Здравствуйте ребята.

Проверка готовности. - Все ли готовы к уроку?

Оценка эмоционального состояния учащихся. - Как ваше настроение?

Приветствуют учителя.

Личностные: повышение мотивации к обучению.

2

Мотивация учебной деятельности

Организация мотивации учебной деятельности. Чтение хором со слайда.

Прозвенел звонок веселый.

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Сегодня на уроке мы погрузимся в поэзию еще одного замечательного автора.

Мотивируются к учебной деятельности.

Регулятивные: Включение в общий ритм работы.

3

Актуализация знаний и умений

Осуществляет проверку пройденного.

Творчество какого автора мы изучали на прошлом уроке? Что вы запомнили о его творчестве?

Организует заслушивание стихотворений на оценку.

С. Есенина Отвечают на вопросы.

Читают стихи наизусть

Познавательные: Планируют учебную деятельность

Предметные: Определять настроение поэта и лирического героя;

4

Постановка задач урока.

Постановка задач и темы урока (Слайд 2 – портрет М.И. Цветаевой).

- Вы знаете кто это? Верно. А что вы о ней знаете? Чтобы лучше познакомиться с поэтессой выслушаем ребят, которые подготовили доклад с презентацией о биографии М.И. Цветаевой.

Выступление детей.

- Итак, о творчестве какого автора мы сегодня узнаем? Что для этого нам нужно сделать? Тогда приступим!

Отвечают на вопросы.

Слушают выступление

Отвечают на вопросы.

Познавательные: Решают учебную проблему.

Регулятивные: Учатся ставить цели и задачи урока.

5

Открытие новых знаний

Организация деятельности по открытию новых знаний. Фронтальная работа.

-Давайте откроем страницу 72 учебника и прочитаем по строчкам стихотворение. Как оно называется?

Какие эмоции преобладают в стихотворении?

О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью и восторгом? О чем она чувствует грусть? Какие образы и впечатления вызывает у вас стихотворение? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте про себя с выражением еще раз.

Работа с учебником.

«Бежит тропинка с бугорка…»

Читают.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: Получают новые знания и возможные пути решения поставленных проблем.

Регулятивные: Анализируют, сравнивают.

Коммуникативные: учатся выражать свою точку зрения.

6

Первичное закрепление

Организует словарно-лексическую работу в парах.

- Подберите синонимы к слову «Даль»; Антоним к слову «Сон»; Найдите эпитеты в произведении. Найдите олицетворения.

Организует физкультминутку (для глаз):

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Горизонт, простор.

Бессонница, явь.

Сонные луга, детские ноги.

Тропинка бежит, Ока лениво движется, спешат удары.

Выполняют физкультминутку.

Познавательные: Накапливают опыт совместной работы и нахождения пути решения.

Коммуникативные: учатся выражать свою точку зрения; работать в парах.

7

Включение в систему знаний.

Организует чтение с работой над выразительностью. (рядами; мальчики, девочки; хором).

- Откроем страницу 73 и прочитаем это стихотворение по столбикам по рядам, потом мальчики/девочки, а потом хором).

Организует самостоятельную работу.

- Теперь самостоятельно индивидуально ответим на вопросы 1, 5, 7 на странице 74.

Организует проверку работы на оценку.

Читают стихотворение

Работают самостоятельно.

Познавательные: Самостоятельный поиск решения с опорой на приобретенные знания.

Регулятивные: Структурирование знания, анализ и сравнение объектов.

8

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Выставление оценок.

Организует реализацию приема рефлексии «Смайлики». Дети должны выбрать один из 3 смайликов (веселый/нейтральный/грустный), объяснив, почему он выбрал именно его.

Организует высказывание учеников об уроке.

Домашнее задание: Выучить наизусть одно из стихотворений. С. 74, № 6, 9.

Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке.

Регулятивные: Оценка собственной деятельности.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...