Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаевой позволяет нам лучше понять процесс этого формирования и его влияние на личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_metodicheskayaraz.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия»
Методическая разработка
по литературному чтению в 4 классе.
по теме
«Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой.
УМК «Школа России»
Учитель: Беспалова А.Э.
г. Москва
2024 г.
Пояснительная записка
Актуальность данной работы обосновывается тем фактом, что М.И. Цветаева была одним из первых российских поэтов, которые в своих произведениях обращали внимание на детство и его значение в формировании личности человека. Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаевой позволяет нам лучше понять процесс этого формирования и его влияние на личность взрослого человека.
Изучение детства в произведениях Цветаевой актуально и с точки зрения общественного значения. М.И. Цветаева рассматривала детство как время невинности, независимости и неприкосновенности личности ребенка, и она остро реагировала на любые попытки ограничить или ущемить детские права. Ее произведения можно рассматривать как важное свидетельство и защиту прав ребенка, а также как попытку привлечь внимание общества к проблемам детства.
Анализ детства в произведениях Цветаевой помогает понять ее собственный опыт детства, который оказал огромное влияние на ее поэзию. М.И. Цветаева в своих произведениях описывает детство как время счастья и радости, но также как время горя и потерь. Изучение темы детства в ее произведениях помогает раскрыть сложность и многогранность ее творчества и понять, как она переживала и осмысливала свой собственный опыт детства.
В данной методической разработке представлен конспект урока в форме технологической карты. Данный урок занимает важное место при изучении раздела «Поэтическая тетрадь» в 4 классе. В процессе изучения данной темы учащиеся сформируют аспекты проявления интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров, а также терпимое отношение к мнению других читателей.
Конспект урока
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тема: «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством М. И. Цветаевой.
Задачи:
Образовательные:
- понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова;
- формировать умение решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- расширять и активизировать словарный запас учащихся;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к литературе и поэзии;
- развивать память, мышление, воображение;
- расширять представление о детстве, его роли и значимости в жизни человека.
- развивать умения сравнивать, анализировать, информацию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к чтению через творчество М. И. Цветаевой.
- способствовать нравственному развитию личности;
- формировать эстетический литературный вкус.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация), практические (словарная работа).
Планируемые результаты:
Предметные:
- Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними;
- Определять настроение поэта и лирического героя;
- Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества;
- Рассказывать об эпизодах из своего детства.
Личностные:
- Проявлять интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
- Терпимо относиться к мнению других читателей;
- Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
- Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- Овладевать действиями сравнения, обобщения, анализа;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
Регулятивные:
- Проявлять познавательную и творческую инициативу;
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- Уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- Оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
- Адекватно передавать информацию и выражать свои мысли;
- Слушать и понимать речь других;
- Совместно договариваться о правилах работы в группе;
Подготовительная работа:
Учащиеся по рекомендательному списку читают стихи автора.
Выбирают по желанию произведение и учат наизусть.
Индивидуально, парами или группой готовят краткую биографию поэтессы.
Оборудование: персональный компьютер, экран, презентация, учебник.
Список литературы:
- Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2020. 128 с.
- Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс : пособие для учителя : учебное пособие / С. В. Кутявина. 4-е изд. Москва : ВАКО, 2019. 353 с.
- Литературное чтение. 4 класс. Диагностические работы / Бойкина М. В. М.: СМИО-Пресс, 2021. 80 с.
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе в 2ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. 3-е изд. М.: Просвещение, 2020. 223 с.
- Стефаненко Н. А., Горелова Е.А. Литературное чтение. 4 класс. Методические рекомендации. ФГОС. УМК «Школа России». М.: Просвещение, 2019. 192 с.
Ход работы:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствие. - Здравствуйте ребята. Проверка готовности. - Все ли готовы к уроку? Оценка эмоционального состояния учащихся. - Как ваше настроение? | Приветствуют учителя. | Личностные: повышение мотивации к обучению. |
2 | Мотивация учебной деятельности | Организация мотивации учебной деятельности. Чтение хором со слайда. Прозвенел звонок веселый. Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Сегодня на уроке мы погрузимся в поэзию еще одного замечательного автора. | Мотивируются к учебной деятельности. | Регулятивные: Включение в общий ритм работы. |
3 | Актуализация знаний и умений | Осуществляет проверку пройденного. Творчество какого автора мы изучали на прошлом уроке? Что вы запомнили о его творчестве? Организует заслушивание стихотворений на оценку. | С. Есенина Отвечают на вопросы. Читают стихи наизусть | Познавательные: Планируют учебную деятельность Предметные: Определять настроение поэта и лирического героя; |
4 | Постановка задач урока. | Постановка задач и темы урока (Слайд 2 – портрет М.И. Цветаевой). - Вы знаете кто это? Верно. А что вы о ней знаете? Чтобы лучше познакомиться с поэтессой выслушаем ребят, которые подготовили доклад с презентацией о биографии М.И. Цветаевой. Выступление детей. - Итак, о творчестве какого автора мы сегодня узнаем? Что для этого нам нужно сделать? Тогда приступим! | Отвечают на вопросы. Слушают выступление Отвечают на вопросы. | Познавательные: Решают учебную проблему. Регулятивные: Учатся ставить цели и задачи урока. |
5 | Открытие новых знаний | Организация деятельности по открытию новых знаний. Фронтальная работа. -Давайте откроем страницу 72 учебника и прочитаем по строчкам стихотворение. Как оно называется? Какие эмоции преобладают в стихотворении? О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью и восторгом? О чем она чувствует грусть? Какие образы и впечатления вызывает у вас стихотворение? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте про себя с выражением еще раз. | Работа с учебником. «Бежит тропинка с бугорка…» Читают. Отвечают на вопросы. | Познавательные: Получают новые знания и возможные пути решения поставленных проблем. Регулятивные: Анализируют, сравнивают. Коммуникативные: учатся выражать свою точку зрения. |
6 | Первичное закрепление | Организует словарно-лексическую работу в парах. - Подберите синонимы к слову «Даль»; Антоним к слову «Сон»; Найдите эпитеты в произведении. Найдите олицетворения. Организует физкультминутку (для глаз): Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). | Горизонт, простор. Бессонница, явь. Сонные луга, детские ноги. Тропинка бежит, Ока лениво движется, спешат удары. Выполняют физкультминутку. | Познавательные: Накапливают опыт совместной работы и нахождения пути решения. Коммуникативные: учатся выражать свою точку зрения; работать в парах. |
7 | Включение в систему знаний. | Организует чтение с работой над выразительностью. (рядами; мальчики, девочки; хором). - Откроем страницу 73 и прочитаем это стихотворение по столбикам по рядам, потом мальчики/девочки, а потом хором). Организует самостоятельную работу. - Теперь самостоятельно индивидуально ответим на вопросы 1, 5, 7 на странице 74. Организует проверку работы на оценку. | Читают стихотворение Работают самостоятельно. | Познавательные: Самостоятельный поиск решения с опорой на приобретенные знания. Регулятивные: Структурирование знания, анализ и сравнение объектов. |
8 | Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | Выставление оценок. Организует реализацию приема рефлексии «Смайлики». Дети должны выбрать один из 3 смайликов (веселый/нейтральный/грустный), объяснив, почему он выбрал именно его. Организует высказывание учеников об уроке. Домашнее задание: Выучить наизусть одно из стихотворений. С. 74, № 6, 9. | Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке. | Регулятивные: Оценка собственной деятельности. Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект на тему " М. И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", " Наши царства" " 4 класс
Школа России...
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»
По программе "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...