Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА». УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.
Тип урока: Комбинированный
Место темы в учебном разделе: 5урок по разделу « Поэтическая тетрадь»,2 урок по теме.
Задачи:
учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи, работать над выразительностью, обобщать знания о художественных выразительности ; развивать речь, творческое воображение;
воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умение анализировать лирические произведения Оценивать прочитанное с целью подготовки к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать,удерживать учебную цель и задачи, стремиться к достижению цели, планировать её реализацию.
Коррекционная цель: коррекция и развитие долговременной памяти на основе упражнений на отсроченное запоминание.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся в нкл. режиме |
1.Организационный момент. Психологический настрой на деятельность. | Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | ||
2.Актуализация знаний | -По какому разделу работаем? Что объединяет произведения этого раздела? (фронтальный опрос) Работа над выражением -Прочитайте Музыкант рисует звуками, художник -красками, а поэт рисует словом. -Как вы понимаете смысл данного выражения? -Я ставлю перед вами цель: запомните его, в конце урока мы его запишем по памяти. -Над каким произведением на пр.уроке начали работать? -Какую работу выполнили? Какие чувства испытали при чтении? Какие картины представили? Назовите гл.героев произведения. На какой жанр УНТ похоже это произведение? Чем? | Поэтич. тетрадь Ответы
Памятки «Словарик чувств» | |
3.Самоопределение к деятельности | -Сегодня мы продолжим работать по этому произведению. -Какую работу, вы, хотели бы ещё выполнить ? (на доске листочки с записями) 1)Художественные средства выразительности . 2)Восстановить последовательность событий. 3) Работа по содержанию текста. 4)Выборочное чтение. 5)Выразительное чтение. | Высказывают предположения | |
4.Работа по теме урока Физкультминутка | 1) Восстановите последовательность событий. Работа в паре. Проверка. 1. Описание природы. 2. Прогулка Лебёдушки с лебежатами. 3. Появление орла 4. Смерть лебёдушки. -Что за слова и выражения помогают поэту более красочно нарисовать картины, как они называются? Какие вы знаете? 2)Худ.средства выр-ти. Проверка д/з Руки подняли и покачали - 3)Прослушать фрагмент музыки и соотнести его с произведением. -Какой отрывок из произведения представили ,слушая музыку. Найдите его. Как будете его читать?(Прочитайте друг друг другу в паре).Проверка. 4)Работа по содержанию текста, выборочное чтение. -Как автор показывает, что лебёдушка была хорошей матерью? -Как поэт относится к ней и к её деткам? Найдите и зачитайте слова, которые подтверждают это. -Найдите и зачитайте отр., который бы вы отнесли к иллюстр. на стр.122. -Какие опасности подстерегали Лебёдушку и её деток? С чем поэт их сравнивает? -Найдите отрывок, где поэт описывает орла. Зачитайте. Как будем читать этот отрывок?
-Какой момент самый напряжённый? -Какой звук чаще др. встречается в словах? Как вы думаете почему? Что хотел показать этим поэт? Р-это звонкий грозный звук, несёт трагический смысл. Как будем читать эту часть? -Какая здесь показана Лебёдушка? -Как повела себя она, увидев тень орла? -Могла ли спастись лебедушка? -Почему она этого не сделала? -Что смогла сделать мама-лебедь для своих детушек? -Удалось ли деткам спастись? Зачитайте. -Как вы думайте, почему из глаз лебедушки «покатились слезы горькие»? -Как бы повела себя в этой ситуации женщина-мать? -Прочитайте последнюю строфу. Как будем читать? -Какое задание у нас осталось невыполненным? 5) Запись выражения по памяти Музыкант рисует звуками, художник -красками, а поэт рисует словом. 8) «Дерево чувств» Работа в группах по рядам. Лирика Есенина живописна. Цвет в его произведениях играет огромную роль. Я вам сейчас предлагаю выразить свои чувства к произведению цветом.(цветные сердечки).Почему сердечки? (Несколько слов о своём дереве)
| Работа в паре Ответы Худ.ср-ва выр. Дети зачитывают слова и выр.,которые выписали дома Работа в паре Зачитывают Доказывают словами текста Зачитывают. Зачитывают Ответы Зачитывают Зачитывают Запись выражения по памяти ответы | Памятка Проводят физ.мин Зачитыва ют |
6.Подведение итогов урока. | С каким произведением познакомились? Кто автор? - Как ,вы, думаете какова гл.мысль этого произведения? | Ответы | |
7.Рефлексия. | -Продолжите любое высказывание….(на парте ,на доске)
| Ответы | |
8.Д.з.(на выбор) | Выразительное чтение 1р.-с 1-9строфу 2р.-с 10-18 3р.-с 19-28 По желанию: 1.Нарисовать иллюстрацию. 2.Выучить наизусть отрывок. 3.Написать сочинение-отзыв. 4.Синквейн. | Сами выбирают задание |
*Синквейн (по желанию выбирают тему.Герой произведения или само произведение)
*Игра «Если бы я был волшебником». Групповая работа.
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
Дети высказывают свои версии.
*Не только поэты и писатели в своих произведениях воспевали эту птицу, но и художники и композиторы.
Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» (В старину девушку называли Лебёдушкой)
-Как вы думаете к какому произведению, художник мог нарисовать эту картину?
-Прослушивание фрагмента музыки «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский (балет «Лебединное озеро»
Какие картины представили в воображении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....