Урок литературного чтения во 2 классе. Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Черепнина Ольга Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 51»

г.Воронеж

Черепнина О.В.

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

Цели:

  • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
  • Стимулировать желание читать народные сказки.
  • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

Научить:

— описывать характер героя;

— сравнивать героев разных сказок;

— читать сказку по ролям;

— инсценировать отрывки из сказки;

— оценивать результат выполнения учебного задания;

— договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28 КБ
Файл Фрагменты презентации2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 51»

г.Воронеж

Черепнина О.В.

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

Цели:

  • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
  • Стимулировать желание читать народные сказки.
  • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

Научить:

— описывать характер героя;

— сравнивать героев разных сказок;

— читать сказку по ролям;

— инсценировать отрывки из сказки;

— оценивать результат выполнения учебного задания;

— договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм; 

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Для того, чтобы определить тему урока, необходимо отгадать загадку:

 

«Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую...»                                                                        (слайд 2)

Какие определения помогли вам отгадать загадку?                         (слайд 4)

  1. Речевая разминка

Сегодня мы будем часто изменять форму слова лиса. Потренируемся в этом с помощью чистоговорок:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.                                 (слайд 5-10)

  1. Проверка домашнего задания

Детям давались дифференцированные домашние задания. Первая группа находила материал о Корякии (Корякский автономный округ). Вторая группа – материал о повадках лисы в природе. Третья группа искала данные о том, почему Лиса Патрекеевна. Четвертая группа должна объяснить значения новых слов. Пятая группа – нарисовать иллюстрации к сказкам с лисой.

  1. Из каких произведений эти строки:

- «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла»;                                                                                 (слайд 11)

- «Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала».         (слайд 12)

  1. Назовите жанр этих произведений.
  2. Докажите, что это сказки.
  3. На какие группы можно разделить сказки?
  4. К какой группе можно отнести сказку «Хитрая лиса»?
  5. Где происходят события, описанные в сказке?
  6. Кто главный герой?
  7. Где и как живет лиса в природе?
  8. Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?

  1. Совместное прогнозирование темы урока

Всем уже ясно, что главной героиней нашего сегодняшнего урока будет лиса.

(слайд 13)

-Почему именно ей будет посвящен урок?

А сегодня у меня сюрприз для вас. У нас в классе есть девочка, в чьём имени спряталось слова лиса. Мы и не подозревали, что Алиса сотрудничает с первым каналом центрального телевидения.

Появляется Алиса с микрофоном первого канала и говорит:

- Аито, ребята! Здравствуйте по-корякски.

Первый телеканал продолжает показ фильмов из цикла "ГОРА САМОЦВЕТОВ". Это мультфильмы разных народов России.

Народные сказки отражают условия жизни народа, его традиции, культуру.

Уже снято 68 мультфильмов по сказкам разных народов.                 (слайд 14)

А вот корякской сказки в этом цикле нет.

Мне поручено провести кастинг актрисы на роль лисы, подобрать звукооператора, костюмера, декоратора, дублёров для съёмок в мультфильме по мотивам корякской сказки «Хитрая лиса».

1 задание:

Выбираем художников декораторов в наш мультфильм.

Давайте проверим: знаете ли вы, что такое иллюстрация. Чем отличается иллюстрация от сцен из спектаклей?                                         (слайд 16)

 Чем отличается природа в русской сказке от природы в корякской?

 (слайд 17)

С какими животными встречается главная героиня? Где происходит действие сказки?                                                                                (слайд 18)

Открывается выставка детских иллюстраций и Алиса выбирает лучшего художников, объясняя свой выбор (удалось ли юным художникам передать характер лисы).

2 задание:

Выбираем костюмера.

Частью народной культуры является национальный костюм. Как вы думаете, должна ли быть одета лиса из мультфильма? Во что?

Отвечает группа детей, которые готовили сообщения о коряках.

Отгадайте, какому народу принадлежит каждый костюм. Назовите сказки этих народов.                                                                         (слайд19-22)

3 задание:

Выбираем звукооператора.

Кроме голосов главных героев в мультфильмах присутствуют звуки природы, голоса животных и просто национальная музыка. Выберите музыку, которая больше подходит к началу нашей сказки. Как вы думаете, какие звуки должны быть в этом мультфильме. Выберите из фонотеки подходящие звуки к эпизодам: «Разговор лисы с чайками», «Разговор со своими лапами и хвостом», «Разговор с тюленем». А если нет нужных звуков, изобразите их.

(слайд23-30)

Физкультминутка.

Дети встают, учитель достаёт волшебный клубок, бросает по очереди детям, а дети называют сказки с главной героиней лисой.                        (слайд31)

4 задание:

Выбираем дублёров. (Работа в парах, чтение по ролям)

Сделайте разметку текста и определите реплики героев. Подумайте с какой интонацией надо читать слова каждого из них (быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно). Прочитайте отрывок из сказки, передавая интонации, характер, настроение героев и отношение к ним автора.                                                                                                        (слайд32-34)

Алиса делает замечания или хвалит за хорошее чтение.

Обсуждение: чьё исполнение показалось вам более удачным, почему?

5 задание:

Выбираем актрису на главную роль.

Покажите отрывок из сказки имитируя повадки, характер лисы.         (слайд35-37)

                

6 задание: (работа а парах)

Детям раздаются таблицы, они их заполняют в парах.

Сравнительный анализ образов лисы в русской, корякской сказке и в природе.

Одинаковый ли характер у лисы в разных сказках?                         (слайд38-42)

План сравнения

«Лисичка

сестричка и волк»

«Хитрая Лиса»

Самооценка

Название народа

русские

коряки

Условия жизни народа

лес, степь, река, умеренный климат

горы,тундра,

море,

суровые зимы,

короткое лето

Характер главного героя

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

Смысл сказки

Дик да глуп, так больше бьют.

Не всякий встречный – друг сердечный.

Беды мучат, да уму учат.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Из предложенных пословиц выбери ту, которая выражает смысл каждой сказки.

  • Беды мучат, да уму учат.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  • Делу время, а потехе час.
  • Дик да глуп, так больше бьют.
  • Не всякий встречный – друг сердечный.

Проверка и самооценка.

Исходя из анализа и сравнения сказок, можно сделать вывод, что у обоих народов лиса чаще всего выступает как отрицательный персонаж. Ее основные качества – хитрость, пронырливость, изворотливость, наглость, вороватость, лицемерие, жадность, осторожность, часто она насмехается над другими животными. Еще можно отметить, что, несмотря на свою сообразительность и хитрость, она бывает наказана, и у обоих народов это делают в основном птицы.

Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Однако, образ лисы в сказках не всегда соответствует поведению лисы в природе. Живя часто поблизости от людей, лисица многому научилась. Знает, например, кого и когда бояться. Лисица не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство часто берёт вверх над осторожностью. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние плохо бы пришлось Патрикеевне.

Рефлексия.                                                                         (слайд43)

«Лесенка успеха»

     всё получилось!

  участвовал в открытии нового

              было неинтересно и трудно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51» Черепнина О.В. г.Воронеж Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Слайд 2

Загадка: Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую …

Слайд 3

Загадка: Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую … ЛИСУ

Слайд 4

Са-са-са – вот опять идёт …

Слайд 5

Сы-сы-сы – прибежали две …

Слайд 6

Су-су-су – дети видели …

Слайд 7

«А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла» Русская сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Слайд 8

«Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала» Корякская сказка «Хитрая лиса»

Слайд 9

Сравнение героев сказок Корякская народная сказка «Хитрая лиса»

Слайд 10

План сравнения «Лисичка сестричка и волк» «Хитрая Лиса» Название народа русские коряки

Слайд 11

План сравнения «Лисичка сестричка и волк» «Хитрая Лиса» Условия жизни народа лес, степь, река, умеренный климат горы,тундра , море, суровые зимы, короткое лето

Слайд 12

План сравнения «Лисичка сестричка и волк» «Хитрая Лиса» Характер главного героя хитрая, обманщица, расчётливая, подлая, умная хитрая, обманщица, расчётливая, подлая, умная

Слайд 13

План сравнения «Лисичка сестричка и волк» «Хитрая Лиса» Смысл сказки

Слайд 14

План сравнения «Лисичка сестричка и волк» «Хитрая Лиса» Смысл сказки Дик да глуп, так больше бьют. Не всякий встречный – друг сердечный. Беды мучат, да уму учат. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Слайд 15

Было неинтересно и трудно Участвовал в открытии нового Всё получилось!

Слайд 16

Источники: « Энциклопедия о животных» Русские народные сказки о животных «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса». 3. Материалы о лисе в русском фольклоре 4. Материалы сайтов: http://vneuroka.ru/ http://animal-photos.ru/foxes/1655-malenkie-i-golodnye.html http://avatarko.ru/pic.php?id=57329 ostrovskazok.ru › bolgarskie-skazki / skazki -pro- lisu http://www.multiskazka.ru/ http://www.youtube.com/watch?v=WQxWXpFkbXw&list=PLZwvWi3HaFP8-mnHq5eGK9s8ygqV92G3e http://get-tune.xyz/%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85-%D1%83-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....

Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)

Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк

Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Тема: "Сказка – ложь, да в ней намёк".

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих учащимся умение учиться.Вырабатывает  умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, спо...