Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Тема: "Сказка – ложь, да в ней намёк".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих учащимся умение учиться.Вырабатывает умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствует соморазвитию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 64.2 КБ |
moy_urok.docx | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказка – ложь, да в ней намёк.
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся, к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод. Проблемно-исследовательский
Оборудование:
Учебник Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова Литературное чтение 3 класс, 1 часть, М. «Русское слово», 2011 г.
Презентация к уроку.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.
Учитель: Давайте пожелаем
Доброго утра людям и птицам
Доброго утра улыбчивым лицам.
Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.
- Ну, а теперь улыбнитесь мне.
-Вы знаете, что улыбка всех украшает.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: – Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с произведением «Лягушка-путешественница».
-Как мы называем человека, который путешествует? (Путешественник.)
- А, вы, любите путешествовать?
- Куда мечтаете отправиться этим летом, а может зимой?
Учитель: - Какие вы ещё знаете сказки, героиня которых лягушка? («Царевна Лягушка», «Дюймовочка»)
5. Обобщение и дополнение ответов детей.
Учитель: -А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)
Учитель: - Лягушки живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле.
Учитель: -Вы знаете, что по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
8. Беседа о жанре произведения.
Учитель: - К какому жанру относится это произведение? Это рассказ или сказка? Какие признаки рассказа и признаки сказки вы знаете? (Рассказ – это то, что могло быть на самом деле. А сказка – это придуманная история, с элементами волшебства, которая в реальности быть не может ).
Учитель: - На какие две группы можно разделить сказки? (Народные, авторские)
Учитель: - Чем отличается народная сказка от авторской или по другому - литературной? (Народная сказка создаётся народом, а авторскую сказку сочиняют авторы – писатели).
9. Словарная работа.
Учитель: - Эту удивительную сказку написал Всеволод Михайлович Гаршин в 19 веке, поэтому в ней есть слова того времени, прочитаем их и познакомимся с ними.
Паяц - шут, клоун
скирды (хлеб в скирдах) - стога сена.
цеп (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.
Коряга - пень
10. Первичное восприятие текста.
Учитель: - Ребята, на предыдущем уроке, вы прочитали, познакомились с этим произведением.
Учитель: - Понравилась вам эта сказка?
Что именно понравилось?
- Кто главный герой этой сказки?
- Почему автор называет лягушку – путешественницей?
- почему рассказали лягушке о юге?
- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг с утками?
- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?
- Как лягушка повела себя в чужом болоте?
- Что она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии?
- Почему она хвалилась перед другими лягушками?
Учитель: - Какими чертами характера обладает лягушка?
Ведь она придумала метод, чтобы полетать, попутешествовать.
- Какая лягушка? Давайте назовём. (Умная )
Учитель: - Как называют человека, когда он радостный? (Ответы детей)
Значит и наша лягушка - жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.
А сейчас, я хочу проверить, какие вы жизнерадостные, жизнелюбивые. Предлагаю вам весёлое стихотворение, а вы старайтесь повторить и выполнить движения, чтобы отдохнуть.
Физминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт привет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
Молодцы, ребята.
12. Работа в группах.
Учитель: Дети, вы разделены на 3 группы. Давайте вспомним правила работы в группе и поработаем каждый в своей группе.
Учитель: - Я раздаю вам по 3 листика разного цвета, на которых отрывки из сказки «Лягушка – путешественница». А вы постарайтесь отыскать нужное описание, для своей группы.
1 группа – находит подтверждение, что лягушка была «осторожная».
2 группа – находит подтверждение, что лягушка была «изобретательная».
И 3 группа – находит подтверждение, что лягушка была «смелая».
1 группа - "осторожная"
(Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
2 группа - "изобретательная"
(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
3 группа - "смелая"
(Лягушка смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)
Вывод: Учитель: - Скажите, пожалуйста, за эти качества: осторожность, изобретательность, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у вас хорошее отношение к лягушке? (Вывесить на доску).
13. Определение проблемы, поднятой в произведении.
- Итак, мы с вами выяснили, что лягушка осторожная, изобретательная, смелая и стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
Учитель: – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
–Как называется черта у человека, который любит хвастаться? (Хвастовство)
- Какая лягушка, если любит похвастаться? (Хвастливая)
Учитель: - Помешало ли ей хвастовство, сбыться её мечте? (Да, помешало).
Учитель: - За что автор наказал лягушку? (За хвастовство и тщеславие)
Учитель: - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться, не перестала).
Учитель: - Как вы думаете, какая проблема лежит в основе сказки? Чему автор хотел научить детей. (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
Учитель: -Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки? (Высмеивается хвастовство и нескромность).
Учитель: - Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
Учитель: - Ребята, встречались ли вам люди, с такими качествами характера?
15. Работа с пословицами.
Учитель: - Дети, как в народе относится к таким людям? Как вы думаете?
- Посмотрите, пожалуйста, какие пословицы подходят к этой сказке?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
16. Итог урока.
Учитель: - Чему научила вас эта сказка? (Хвастовство мешает исполниться мечте. Нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
- А вы замечали, что с детьми, которые любят хвастаться не хотят дружить.
17. Рефлексия.
Учитель: - Ребята, у вас на столах лежат по 2 смайлика с разным настроением. Скажите, пожалуйста, какой смайлик отражает ваше настроение от моего урока и покажите.
Учитель: - Дети, мне так понравилось, как вы старались, работали на сегодняшнем уроке литературного чтения, помогали провести мне этот урок.
- В знак благодарности, я хочу на память подарить вам такие симпатичные значки.
- Вы же знаете, что этот год объявлен годом семьи. И я хочу, чтобы и домой, в свою семью вы принесли хорошее настроение.
Учитель: - Урок окончен, спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Тема: Сказка – ложь, да в ней намёк.
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся, к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод. Проблемно-исследовательский
Оборудование:
Учебник Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова Литературное чтение 3 класс, 1 часть, М. «Русское слово», 2011 г.
Презентация к уроку.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.
Учитель: Давайте пожелаем
Доброго утра людям и птицам
Доброго утра улыбчивым лицам.
Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.
- Ну, а теперь улыбнитесь мне.
-Вы знаете, что улыбка всех украшает.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: – Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с произведением «Лягушка-путешественница».
-Как мы называем человека, который путешествует? (Путешественник.)
- А, вы, любите путешествовать?
- Куда мечтаете отправиться этим летом, а может зимой?
Учитель: - Какие вы ещё знаете сказки, героиня которых лягушка? («Царевна Лягушка», «Дюймовочка»)
5. Обобщение и дополнение ответов детей.
Учитель: -А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)
Учитель: - Лягушки живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле.
Учитель: -Вы знаете, что по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
8. Беседа о жанре произведения.
Учитель: - К какому жанру относится это произведение? Это рассказ или сказка? Какие признаки рассказа и признаки сказки вы знаете? (Рассказ – это то, что могло быть на самом деле. А сказка – это придуманная история, с элементами волшебства, которая в реальности быть не может ).
Учитель: - На какие две группы можно разделить сказки? (Народные, авторские)
Учитель: - Чем отличается народная сказка от авторской или по другому - литературной? (Народная сказка создаётся народом, а авторскую сказку сочиняют авторы – писатели).
9. Словарная работа.
Учитель: - Эту удивительную сказку написал Всеволод Михайлович Гаршин в 19 веке, поэтому в ней есть слова того времени, прочитаем их и познакомимся с ними.
Паяц - шут, клоун
скирды (хлеб в скирдах) - стога сена.
цеп (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.
Коряга - пень
10. Первичное восприятие текста.
Учитель: - Ребята, на предыдущем уроке, вы прочитали, познакомились с этим произведением.
Учитель: - Понравилась вам эта сказка?
Что именно понравилось?
- Кто главный герой этой сказки?
- Почему автор называет лягушку – путешественницей?
- почему рассказали лягушке о юге?
- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг с утками?
- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?
- Как лягушка повела себя в чужом болоте?
- Что она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии?
- Почему она хвалилась перед другими лягушками?
Учитель: - Какими чертами характера обладает лягушка?
Ведь она придумала метод, чтобы полетать, попутешествовать.
- Какая лягушка? Давайте назовём. (Умная )
Учитель: - Как называют человека, когда он радостный? (Ответы детей)
Значит и наша лягушка - жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.
А сейчас, я хочу проверить, какие вы жизнерадостные, жизнелюбивые. Предлагаю вам весёлое стихотворение, а вы старайтесь повторить и выполнить движения, чтобы отдохнуть.
Физминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт привет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
Молодцы, ребята.
12. Работа в группах.
Учитель: Дети, вы разделены на 3 группы. Давайте вспомним правила работы в группе и поработаем каждый в своей группе.
Учитель: - Я раздаю вам по 3 листика разного цвета, на которых отрывки из сказки «Лягушка – путешественница». А вы постарайтесь отыскать нужное описание, для своей группы.
1 группа – находит подтверждение, что лягушка была «осторожная».
2 группа – находит подтверждение, что лягушка была «изобретательная».
И 3 группа – находит подтверждение, что лягушка была «смелая».
1 группа - "осторожная"
(Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
2 группа - "изобретательная"
(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
3 группа - "смелая"
(Лягушка смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)
Вывод: Учитель: - Скажите, пожалуйста, за эти качества: осторожность, изобретательность, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у вас хорошее отношение к лягушке? (Вывесить на доску).
13. Определение проблемы, поднятой в произведении.
- Итак, мы с вами выяснили, что лягушка осторожная, изобретательная, смелая и стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
Учитель: – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
–Как называется черта у человека, который любит хвастаться? (Хвастовство)
- Какая лягушка, если любит похвастаться? (Хвастливая)
Учитель: - Помешало ли ей хвастовство, сбыться её мечте? (Да, помешало).
Учитель: - За что автор наказал лягушку? (За хвастовство и тщеславие)
Учитель: - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться, не перестала).
Учитель: - Как вы думаете, какая проблема лежит в основе сказки? Чему автор хотел научить детей. (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
Учитель: -Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки? (Высмеивается хвастовство и нескромность).
Учитель: - Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
Учитель: - Ребята, встречались ли вам люди, с такими качествами характера?
15. Работа с пословицами.
Учитель: - Дети, как в народе относится к таким людям? Как вы думаете?
- Посмотрите, пожалуйста, какие пословицы подходят к этой сказке?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
16. Итог урока.
Учитель: - Чему научила вас эта сказка? (Хвастовство мешает исполниться мечте. Нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
- А вы замечали, что с детьми, которые любят хвастаться не хотят дружить.
17. Рефлексия.
Учитель: - Ребята, у вас на столах лежат по 2 смайлика с разным настроением. Скажите, пожалуйста, какой смайлик отражает ваше настроение от моего урока и покажите.
Учитель: - Дети, мне так понравилось, как вы старались, работали на сегодняшнем уроке литературного чтения, помогали провести мне этот урок.
- В знак благодарности, я хочу на память подарить вам такие симпатичные значки.
- Вы же знаете, что этот год объявлен годом семьи. И я хочу, чтобы и домой, в свою семью вы принесли хорошее настроение.
Учитель: - Урок окончен, спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс
Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....
Урок литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят»
Этот урок можно провести во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")....
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Сказка о Золотом петушке» А.С. Пушкина.
Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Сказка о Золотом петушке» А.С. Пушкина поможет повысить познавательный интерес обучающихся....
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....