Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Тема: "Сказка – ложь, да в ней намёк".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталья Петровна Дубинина

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих учащимся умение учиться.Вырабатывает  умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствует соморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx64.2 КБ
Файл moy_urok.docx64.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказка – ложь, да в ней намёк.

Цели:

Обучающие:  подвести обучающихся,  к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

Воспитывающие: содействовать воспитанию  нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Метод. Проблемно-исследовательский

Оборудование:

Учебник  Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова  Литературное чтение 3 класс, 1 часть, М. «Русское слово», 2011 г.

Презентация к уроку.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.

Учитель: Давайте пожелаем

                Доброго утра  людям и птицам                          

                Доброго  утра  улыбчивым лицам.

Учитель:  Как хорошо когда люди улыбаются.

             - Ну, а теперь улыбнитесь мне.

             -Вы знаете, что улыбка всех украшает.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: – Ребята, сегодня мы  продолжаем знакомство   с произведением «Лягушка-путешественница».

-Как  мы называем человека,  который путешествует? (Путешественник.)

- А, вы,  любите путешествовать?

- Куда  мечтаете отправиться этим летом, а может зимой?

Учитель: - Какие вы  ещё знаете сказки, героиня которых лягушка? («Царевна Лягушка», «Дюймовочка»)

5. Обобщение и дополнение ответов детей.

Учитель:  -А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)

Учитель:  - Лягушки  живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле.

Учитель: -Вы знаете, что  по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

8.  Беседа о жанре произведения.

Учитель:  - К какому жанру  относится  это произведение? Это рассказ или сказка? Какие признаки рассказа и признаки сказки вы знаете?  (Рассказ  – это то, что могло быть  на самом деле.  А сказка – это придуманная история,  с элементами волшебства, которая в реальности быть не может ).

Учитель:  - На какие две группы можно разделить сказки? (Народные, авторские)

Учитель:  - Чем отличается народная  сказка от  авторской   или по другому - литературной? (Народная сказка создаётся народом, а авторскую сказку сочиняют авторы – писатели).

9. Словарная работа.

Учитель: - Эту удивительную сказку написал Всеволод Михайлович  Гаршин в 19 веке, поэтому в ней есть слова того времени, прочитаем их и познакомимся с ними.

 Паяц  - шут, клоун

скирды  (хлеб в скирдах) - стога сена.

цеп (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

Коряга - пень

10. Первичное восприятие текста.

Учитель:  - Ребята, на предыдущем уроке, вы прочитали,  познакомились с этим произведением.

Учитель: - Понравилась вам эта  сказка?

Что именно понравилось?

- Кто главный герой этой сказки?

- Почему автор называет лягушку – путешественницей?

- почему   рассказали лягушке о юге?

- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг с утками?

- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?

- Как лягушка повела себя  в чужом болоте?

- Что она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии?

- Почему она хвалилась перед другими лягушками?

Учитель: - Какими чертами характера обладает лягушка?

Ведь она  придумала метод, чтобы полетать, попутешествовать.    

-  Какая лягушка? Давайте  назовём.  (Умная )

Учитель:  - Как называют человека, когда он радостный?  (Ответы детей)

Значит  и наша лягушка - жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.

А сейчас, я хочу проверить, какие вы жизнерадостные, жизнелюбивые. Предлагаю вам весёлое стихотворение, а  вы старайтесь повторить и выполнить движения, чтобы отдохнуть.

Физминутка. 
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
  (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

Молодцы, ребята.

12. Работа в группах.

Учитель:  Дети, вы разделены  на 3 группы. Давайте вспомним правила работы в группе и поработаем каждый в своей группе.

Учитель:  - Я раздаю вам по 3 листика разного цвета, на  которых  отрывки из сказки «Лягушка – путешественница». А вы постарайтесь отыскать нужное описание, для своей группы.

1 группа – находит подтверждение, что лягушка была   «осторожная».

2 группа – находит подтверждение, что лягушка была «изобретательная».

И 3  группа – находит подтверждение, что лягушка была «смелая».

1 группа - "осторожная"

 (Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)

2 группа -  "изобретательная"

(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)

3 группа -  "смелая"

(Лягушка  смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)

Вывод:  Учитель:  - Скажите, пожалуйста, за эти качества: осторожность, изобретательность,  смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у  вас хорошее отношение к лягушке?  (Вывесить на доску).

13. Определение проблемы, поднятой в произведении.

- Итак, мы с вами выяснили, что лягушка  осторожная, изобретательная, смелая  и  стала  путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

Учитель:  – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться). 

–Как называется черта у человека, который любит хвастаться?  (Хвастовство)

- Какая лягушка, если любит похвастаться? (Хвастливая)

Учитель:  - Помешало ли  ей  хвастовство,  сбыться её мечте? (Да, помешало).

Учитель:  - За что автор наказал лягушку?  (За хвастовство и тщеславие)

Учитель:  - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но  хвастаться,   не перестала).

Учитель:  - Как вы думаете,  какая проблема лежит в основе сказки? Чему автор хотел научить детей. (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)

Учитель:  -Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки?  (Высмеивается хвастовство и нескромность).

Учитель:  - Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.

Учитель:  - Ребята, встречались ли вам  люди, с такими качествами характера?

15. Работа с пословицами.

Учитель:  - Дети,  как  в народе  относится к таким людям? Как вы думаете?

-   Посмотрите, пожалуйста, какие пословицы подходят к  этой сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли  хорош,   так не хвастай: тебя и так заметят.

16. Итог урока.  

Учитель:  - Чему научила вас эта сказка? (Хвастовство мешает исполниться мечте. Нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки). 

- А вы замечали, что с  детьми, которые любят хвастаться  не хотят дружить.

17. Рефлексия.

Учитель:  - Ребята, у вас на столах лежат по 2 смайлика с разным настроением. Скажите, пожалуйста, какой смайлик отражает ваше   настроение  от моего урока и покажите.

Учитель:  - Дети, мне так понравилось,  как вы старались, работали на сегодняшнем уроке литературного чтения, помогали провести мне этот урок.  

- В знак благодарности, я  хочу на память подарить вам такие симпатичные значки.

- Вы же знаете, что этот год объявлен годом семьи. И  я хочу, чтобы и домой, в свою семью  вы принесли хорошее настроение.

Учитель:  - Урок окончен, спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Тема: Сказка – ложь, да в ней намёк.

Цели:

Обучающие:  подвести обучающихся,  к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

Воспитывающие: содействовать воспитанию  нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Метод. Проблемно-исследовательский

Оборудование:

Учебник  Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова  Литературное чтение 3 класс, 1 часть, М. «Русское слово», 2011 г.

Презентация к уроку.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.

Учитель: Давайте пожелаем

                Доброго утра  людям и птицам                          

                Доброго  утра  улыбчивым лицам.

Учитель:  Как хорошо когда люди улыбаются.

             - Ну, а теперь улыбнитесь мне.

             -Вы знаете, что улыбка всех украшает.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: – Ребята, сегодня мы  продолжаем знакомство   с произведением «Лягушка-путешественница».

-Как  мы называем человека,  который путешествует? (Путешественник.)

- А, вы,  любите путешествовать?

- Куда  мечтаете отправиться этим летом, а может зимой?

Учитель: - Какие вы  ещё знаете сказки, героиня которых лягушка? («Царевна Лягушка», «Дюймовочка»)

5. Обобщение и дополнение ответов детей.

Учитель:  -А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)

Учитель:  - Лягушки  живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле.

Учитель: -Вы знаете, что  по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

8.  Беседа о жанре произведения.

Учитель:  - К какому жанру  относится  это произведение? Это рассказ или сказка? Какие признаки рассказа и признаки сказки вы знаете?  (Рассказ  – это то, что могло быть  на самом деле.  А сказка – это придуманная история,  с элементами волшебства, которая в реальности быть не может ).

Учитель:  - На какие две группы можно разделить сказки? (Народные, авторские)

Учитель:  - Чем отличается народная  сказка от  авторской   или по другому - литературной? (Народная сказка создаётся народом, а авторскую сказку сочиняют авторы – писатели).

9. Словарная работа.

Учитель: - Эту удивительную сказку написал Всеволод Михайлович  Гаршин в 19 веке, поэтому в ней есть слова того времени, прочитаем их и познакомимся с ними.

 Паяц  - шут, клоун

скирды  (хлеб в скирдах) - стога сена.

цеп (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

Коряга - пень

10. Первичное восприятие текста.

Учитель:  - Ребята, на предыдущем уроке, вы прочитали,  познакомились с этим произведением.

Учитель: - Понравилась вам эта  сказка?

Что именно понравилось?

- Кто главный герой этой сказки?

- Почему автор называет лягушку – путешественницей?

- почему   рассказали лягушке о юге?

- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг с утками?

- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?

- Как лягушка повела себя  в чужом болоте?

- Что она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии?

- Почему она хвалилась перед другими лягушками?

Учитель: - Какими чертами характера обладает лягушка?

Ведь она  придумала метод, чтобы полетать, попутешествовать.    

-  Какая лягушка? Давайте  назовём.  (Умная )

Учитель:  - Как называют человека, когда он радостный?  (Ответы детей)

Значит  и наша лягушка - жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.

А сейчас, я хочу проверить, какие вы жизнерадостные, жизнелюбивые. Предлагаю вам весёлое стихотворение, а  вы старайтесь повторить и выполнить движения, чтобы отдохнуть.

Физминутка. 
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
  (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

Молодцы, ребята.

12. Работа в группах.

Учитель:  Дети, вы разделены  на 3 группы. Давайте вспомним правила работы в группе и поработаем каждый в своей группе.

Учитель:  - Я раздаю вам по 3 листика разного цвета, на  которых  отрывки из сказки «Лягушка – путешественница». А вы постарайтесь отыскать нужное описание, для своей группы.

1 группа – находит подтверждение, что лягушка была   «осторожная».

2 группа – находит подтверждение, что лягушка была «изобретательная».

И 3  группа – находит подтверждение, что лягушка была «смелая».

1 группа - "осторожная"

 (Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)

2 группа -  "изобретательная"

(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)

3 группа -  "смелая"

(Лягушка  смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)

Вывод:  Учитель:  - Скажите, пожалуйста, за эти качества: осторожность, изобретательность,  смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у  вас хорошее отношение к лягушке?  (Вывесить на доску).

13. Определение проблемы, поднятой в произведении.

- Итак, мы с вами выяснили, что лягушка  осторожная, изобретательная, смелая  и  стала  путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

Учитель:  – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться). 

–Как называется черта у человека, который любит хвастаться?  (Хвастовство)

- Какая лягушка, если любит похвастаться? (Хвастливая)

Учитель:  - Помешало ли  ей  хвастовство,  сбыться её мечте? (Да, помешало).

Учитель:  - За что автор наказал лягушку?  (За хвастовство и тщеславие)

Учитель:  - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но  хвастаться,   не перестала).

Учитель:  - Как вы думаете,  какая проблема лежит в основе сказки? Чему автор хотел научить детей. (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)

Учитель:  -Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки?  (Высмеивается хвастовство и нескромность).

Учитель:  - Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.

Учитель:  - Ребята, встречались ли вам  люди, с такими качествами характера?

15. Работа с пословицами.

Учитель:  - Дети,  как  в народе  относится к таким людям? Как вы думаете?

-   Посмотрите, пожалуйста, какие пословицы подходят к  этой сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли  хорош,   так не хвастай: тебя и так заметят.

16. Итог урока.  

Учитель:  - Чему научила вас эта сказка? (Хвастовство мешает исполниться мечте. Нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки). 

- А вы замечали, что с  детьми, которые любят хвастаться  не хотят дружить.

17. Рефлексия.

Учитель:  - Ребята, у вас на столах лежат по 2 смайлика с разным настроением. Скажите, пожалуйста, какой смайлик отражает ваше   настроение  от моего урока и покажите.

Учитель:  - Дети, мне так понравилось,  как вы старались, работали на сегодняшнем уроке литературного чтения, помогали провести мне этот урок.  

- В знак благодарности, я  хочу на память подарить вам такие симпатичные значки.

- Вы же знаете, что этот год объявлен годом семьи. И  я хочу, чтобы и домой, в свою семью  вы принесли хорошее настроение.

Учитель:  - Урок окончен, спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Урок литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят»

Этот урок можно провести во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")....

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Сказка о Золотом петушке» А.С. Пушкина.

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Сказка о Золотом петушке» А.С. Пушкина поможет повысить познавательный интерес обучающихся....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....