Кружок по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Кружок «Как хорошо уметь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
· Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
· Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
· Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_lit._cht.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Г. КОГАЛЫМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО с зам. директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 10»
МБОУ «СОШ № 10» ___________ / Ризванова Р.Р./ _________ / Новохатский М.В./
Протокол № 1 «____»____________2013 г Приказ № ___
от «30» августа 2013 г. «___»__________ 2013 г.
Рабочая программа кружка
«Как хорошо уметь читать»
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Ризванова Р.Р.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по кружку «Как хорошо уметь читать» во 2 классе составлена на основе:
∙ Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
Общая характеристика кружка.
Кружок «Как хорошо уметь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
∙ Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
∙ Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
∙ Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место кружка в учебном плане
Во 2 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Формы организации кружка
∙ Литературные игры
∙ Конкурсы-кроссворды
∙ Библиотечные уроки
∙ Путешествия по страницам книг
∙ Проекты
∙ Встречи с библиотекарем
∙ Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «Как хорошо уметь читать» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «Книга-лучший друг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
∙ Осознавать значимость чтения для личного развития;
∙ Формировать потребность в систематическом чтении;
∙ Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
∙ Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
∙ Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
∙ Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
∙ Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
∙ Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
∙ Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
∙ Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
∙ Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
∙ Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
∙ Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
∙ Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
∙ Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
∙ Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
∙ Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
∙ Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
∙ Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 3 |
2 | Книге о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 |
5 | По страницам книг В. Сутеева | 3 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Детские писатели | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 |
11 | Дети – герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных | 4 |
| Всего часов: | 34 |
Универсальные учебные действия:
∙ Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
∙ Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
∙ Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
∙ Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
∙ Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
∙ Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
∙ Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
∙ Пользоваться аппаратом книги;
∙ Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
∙ Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематический план
№ п/п | Названия темы занятия | УУД | Кол-во час. | Дата проведения
| Примечание | |
По плану | Факт. | |||||
1 | Здравствуй, книга! |
| 3 |
|
|
|
1/1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде. | 1 |
|
|
|
2/2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде | 1 |
|
|
|
3/3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде | 1 |
|
|
|
2 | Книге о Родине и родной природе. |
| 2 |
|
|
|
4/1 | Книги о Родине и природе. | Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. | 1 |
|
|
|
5/2 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | 1 |
|
|
|
3 | Писатели детям |
| 3 |
|
|
|
6/1 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. | 1 |
|
|
|
7/2 | Книги современных писателей о детях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре. | 1 |
|
|
|
8/3 | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. | 1 |
|
|
|
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. |
| 2 |
|
|
|
9/1 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. | 1 |
|
|
|
10/2 | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | 1 |
|
|
|
5 | По страницам книг В. Сутеева. |
| 3 |
|
|
|
11/1 | Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | 1 |
|
|
|
12/2 | В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. | 1 |
|
|
|
13/3 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева» | Принимать участие в литературной игре; работать в парах. | 1 |
|
|
|
6 | Сказки народов мира |
| 3 |
|
|
|
14/1 | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
|
|
|
15/2 | Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
|
|
|
16/3 | Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
|
|
|
7 | Книги русских писателей - сказочников. |
| 3 |
|
|
|
17/1 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 |
|
|
|
18/2 | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития. | 1 |
|
|
|
19/3 | Творческая работа «Встреча с Буратино». | Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. | 1 |
|
|
|
8 | Детские писатели |
| 3 |
|
|
|
20/1 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 |
|
|
|
21/2 | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. | 1 |
|
|
|
22/3 | Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
9 | Сказки зарубежных писателей. |
| 3 |
|
|
|
23/1 | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. | 1 |
|
|
|
24/2 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
25/3 | В гостях у сказки. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
10 | Книги-сборники стихотворений для детей |
| 2 |
|
|
|
26/1 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А. Барто. В.Берестов. С.Михалков. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
27/2 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». | Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
|
|
|
11 | Дети – герои книг. |
| 3 |
|
|
|
28/1 | Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
29/2 | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
30/3 | Дети – герои стихотворений. (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
12 | Книги о животных |
| 3 |
|
|
|
31/1 | Книги В.Бианки. Г. Скребицкого. | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 |
|
|
|
32/2 | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. | 1 |
|
|
|
33/3 | Книги Б. Житкова | Характеризовать прочитанное, высказывать свое мнение, слушать мнение товарищей. | 1 |
|
|
|
34/4 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 1 |
|
|
|
Содержание программы.
1 класс (33ч)
Здравствуй, книга! (3ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети- герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г. Скребицкого, Б. Житкова.
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Кружок "Волшебная страна Чтения"
КТП с пояснительной запиской кружка внеурочной деятельности в 3 классе "Волшебная страна Чтения"...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....