Во что нельзя "играть"? (И. Дик "Красные яблоки")
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Павленко Ольга Ивановна

Свой урок я планировала на конкурс "Высший класс" используя информационно- коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Мы с мамой и папой» вместе с презентацией и отличным самоанализом к нему.

В содержание  были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики используя дидактическую игру  «Волшебная коробочка», сопоставив её с речевой разминкой, составляли план работы, выполняли  практические задания, связанные с поиском нового, неизвестного , учились ставить вопросы по тексту, рассуждать, анализировать, делать выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО

Павленко Ольга Ивановна

Место работы

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Должность

Учитель начальной школы высшей категории

Предмет

Литературное чтение

УМК

Образовательная система « Школа 2100»

Класс

3 «Б»

Учебник

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение (В одном счастливом детстве) 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 2. «Издательство Школьный дом». Соответствует ФГОС.

Тема раздела

                                                     Мы с папой и мамой.

Номер урока в теме

 4

Тема урока

                        Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки». 3 класс

Тип урока

Изучение нового материала. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Форма урока

Открытие нового знания (технология деятельностного  метода)

Формы работы учащихся:

Фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

Межпредметные связи:

 окружающий мир, русский язык

Ресурсы:

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки хорошего настроения, карточки с названием темы, яблоня с яблоками, листочками и тучкой, план урока, выставка книг И. Дика

Электронный ресурс: http://school2100.com/uroki/elementary/lit.php

Используемые технологии

  • технология проблемного обучения
  • деятельностный подход
  • элементы здоровье-сберегающих технологий
  • ИКТ
  • технология оценивания личных успехов

Цель

   Предметная – учить работать с текстом, вызвать у учащихся  интерес к  чтению, развивать умение определять главную мысль произведения, формировать духовно-нравственные понятия.

  Дидактическая – развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации

Задачи

  Образовательные  (формирование познавательных УУД):  

  • -знакомство  с рассказом «Красные яблоки», с его идейно-смысловым и художественным содержанием;
  • - совершенствование навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
  • - активизация «вдумчивого  чтения»;
  • - совершенствование умения логично излагать свои мысли во время устной речи;
  • - формирование  адекватной  самооценки, навыка контроля и самоконтроля.

  Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

  • - воспитание  у учащихся через восприятие художественного произведения чувства сострадания, умения работать дружно, проявляя взаимовыручку;
  • -актуализация  представления о милосердии через творческие задания, физкультминутку;
  • -воспитание  чувства  сострадания, сопереживания;
  • -воспитание  внимания к точке зрения другого человека, умение отказаться от своей неверной точки зрения, если она недостаточно аргументирована;
  • -воспитание  умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

  Развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • -развитие  устной  речи учащихся, творческого  воображения детей, словарного  запаса, развитие  умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • -развитие  критического  мышления, речи, умения анализировать, обобщать, сравнивать; рефлексии способов и условий действия, контроля, оценки  процесса и результатов деятельности.
  • - развитие  умения определять идею произведения.

  Личностные (УУД):  

  • -формирование у учащихся позитивного отношения к действительности;
  • - совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

  Метапредметные: развитие ценностно- смысловой сферы личности.

Планируемые результаты

 

 Предметные:

  • Уметь определять авторский замысел.      

 Личностные:

  • Мотивация учения
  • Вызвать интерес к изучению творчества И. Дика, его произведений.

 Метапредметные:

  • определять и формулировать цель  деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя
  • действовать по инструкции учителя
  • осуществлять поиск информации, необходимый для решения учебной задачи из материалов учебника,  собственного жизненного опыта
  • продолжать учиться работать в паре, группе
  • учиться делать выводы, в результате своей работы в группе, паре
  • учиться строить собственное высказывание
  • следить за своей работой и объективно оценивать свою деятельность на уроке
  • слушать и понимать речь других

 №

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

( личностные - Л,

регулятивные – Р,

 познавательные – П,

коммуникативные – К,

 предметные – ПР)

Врем (мин)

1.

Организацион-

ный  момент.

Приём «Ладошки».

Создаю эмоциональный настрой:

Повернёмся к гостям, улыбнёмся, поздороваемся и потихоньку сядем.

Я попрошу вас протянуть навстречу мне руки, чтобы передать тепло друг другу. А теперь соедините ваши ладошки друг с другом и тоже поделитесь теплом. Улыбнитесь

Приветствие. Концентрация внимания.

Дети тянут ладошки к учителю, потом соединяют друг с другом.

1.Л-
мотивация учения, самоопределение

2.К-

1мин

2.

Речевая разминка.

Сначала проведём речевую разминку: 

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

Слайд 2.

О чём это стихотворение?

Хоровое чтение уч-ся.

П-

анализ объектов.

1 мин

3.

Проверка домашнего задания.

Какое домашнее задание было задано?

- К чему призывает автор?

Прочитайте наизусть отрывок из текста.

Как вы себя оцените? Почему?

(Чтение 2 учениками наизусть отрывков из рассказа

Ю. Коринца «Подарки под подушкой»)

1.П - умение отвечать на вопросы  учителя

2.Р- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя

5 мин

4.

5.

6.

7.

Актуализация знаний.

Открытие темы.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка».

Работа с иллюстрацией.

Словарная

работа.

1) поднимите руки, кто любит дарить подарки

2) а что ещё  любят делать все дети? ………(играть)

 

- Но есть игры, опасные, жестокие. В которые играть …(нельзя)

Подведение  к теме урока

Слайд 3.

 Чтобы в жизни себя не корить

В том, что сделал кому-то больно.

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

3)что значит не корить?

4) над чем нельзя смеяться?

Беда –назовите синонимы этого слова.

5)как вы понимаете: чужая беда?

6) как называют людей, которые безразличны к чужой беде?

 (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)

7) подберите антоним к слову «равнодушие».

Если не ответят, то спросить

- Какое качество проявляется у человека, который умеет сочувствовать?  

8) какие два различных качества появились у нас?  

 

Они нам сегодня пригодятся при изучении нового произведения, но сначала проведём игру с нашей «Волшебной коробочкой».

-У меня в коробочке лежит предмет. С помощь вопросов, на которые я могу дать ответ только «да» или «нет», вы определите признаки спрятанного в коробочке предмета и угадываете его. (Лежит красное яблоко)

-В форме какого числа стоит сущ., обозначающее данный предмет?

-Как вы назовёте этот предмет во мн. ч.?

- А про что была наша речевая разминка?

-Так как будет называться тема нашего урока?

Вот вы и открыли тему сегодняшнего урока.

Слайд 4. 

- Да, мы сегодня познакомимся с произведением И Дика « Красные яблоки»

- С чего начнем работу?

Работу начнём с составления плана.

                   

                     

                    План:

  1.  Биография автора
  1. Чтение произведения

3. Жанр произведения

4.Ответ на главный вопрос урока.

Итак, первый пункт плана:  Биография автора.

Портрет.  Иосиф Иванович Дик «Красные яблоки»

И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Он становится подрывником немецких самолётов.

Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. После войны он начинает писать с карандашом во рту книги для детей. Их у него будет более 60, но к сожалению нашлась только одна книга. Она на нашей выставке.

1) а какое произведение этого автора мы

читали?(«В дебрях Кара – Бумбы»)

 

Слайд 5

2) о чём это произведение?

3) тогда предположите, о ком будет новое произведение?

               

Слайд 6

с иллюстрацией к произведению И Дика «Красные яблоки» появляется на экране.

Рассмотрите иллюстрацию.

1)в какое время года происходят события?

2)что вы видите на переднем плане?

3)какое настроение у ребят?

4)что хотел сказать художник?

Слайд 7 - 10

1)прочитайте слова и посмотрите каково их значение.

Балансировать – сохранять равновесие.

Авоська – верёвочная сумка, сетка

Наледь – ледяная корка льда.

Парадное - подъезд

Поднимают руки

Высказывают предположение.

Отвечают на вопросы.

(не упрекать)

Над чужой бедой, горем,болью

(Горе, несчастье, боль)

Высказывают предположение.

   Равнодушными

 

 Сочувствие(сопереживание)

   (Равнодушие и сочувствие)

.

(В форме ед. ч.)

«Красные яблоки»

 

Составляют план

Рассматривают  портрет, читают запись.

Смотрят на выставку.

(Оно о ребятах, о  взаимоотношениях детей и взрослых.)

Высказывают предположение

Отвечают на вопросы.

(События происходят зимой, т.к. на дороге гололедица, кругом лежит снег.)

(На переднем плане изображены  люди, которые с трудом пытаются пройти по скользкой дорожке.  Женщина теряет равновесие и роняет

яблоки.

Отвечают на вопросы.

(Из окна дома мальчики наблюдают происходящее и веселятся.)

(Мальчики не умеют сочувствовать другим людям и не понимают опасности, которую они наблюдают из окна.)

Дети читают.  

Объясняют значение слов: балансировать, наледь, вентиль.

1. П-Выделять существенную

информацию.

2. Л- проявлять  интерес к новой теме.

3.П-выдвигать гипотезу и обосновывать  её.

4.Р-

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать  важность планирования своей деятельности.

смысловое чтение

5.П-

отвечать  на вопросы учителя, смысловое чтение;

осуществлять  актуализацию личного жизненного опыта.

6.Р-

дополнять , уточнять высказанные

мнения по существу поставленной цели.

ПР- формировать навык чтения

К- слушать собеседника. Строить понятные для собеседника  высказывания.

ПР- формировать навык чтения

Пр- эмоционально реагируют на события

Р-

дополнять,

планирование ( постановка учебной задачи)

К- слушать собеседника, строить понятные для собеседника  высказывания.

П- восприятие информации

Л-

развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Р-

 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями;

учиться работать по предложенному учителем плану.

ПР- формировать навык чтения

П- анализ объектов, выделение признаков.

Р-

смысловое чтение

 2 мин

3 мин

2 мин

1 мин

8.

9.

10.

11.

Работа над содержанием.

Чтение с остановками. Анализ прочитанного.

Физкульт-минутка

Работа в парах.

Выделение идеи произведения.

Какой следующий пункт плана?

-Чтение произведения  

Читать будем с остановками, предполагая , как будут развиваться события.  Какое чтение должно быть, чтобы понять прочитанное?

Чтение 1 части.

               

(1 отрывок до слов:

 Хлоп второй! Хлоп третий!)

1) что так рассмешило мальчиков?

2) если падают, то это цирковое представление?

3)как понимаете «Семенить ногами»? (Идти маленькими шажками.)

4) что можно сказать о ребятах?

(Дети не чувствовали чужой боли, не спешили помочь, а смеялись).

6) а что это дети наблюдали?

(2отрывок до слов:

…а потом сам поскользнулся и сбил её с ног)

1)вам было смешно?

2)почему выпадали продукты?

3) «Авоська» - синоним? (Плетеная из верёвок сумка.)

4) детям было смешно.

- А как чувствовали себя прохожие?

-Им было весело?  

5)Как поступят дети? Подумайте.  

 

(3 отрывок до слов:

Но обойти неледь было далеко)

1)подтвердились ваши предположения?

 2)какую игру придумали мальчики?  Кто?

3)да ещё и остроумно комментируют. «Брякнется» - синоним…. (Упадёт).

4) как вы относитесь к такому развлечению?

5)а упадёт старушка?   (Нет.  )

(4 отрывок до слов:

- А я говорю, не поцелуются!- засмеялся Севка)

1)кто, интересно, виноват в том, что в этом месте появилась наледь?

2)перешла старушка опасное место.

4) найдите и зачитайте  синонимы в тексте к словосочетанию опасное место.

(Злополучное место, наледь, хрустальное озерцо).

5) что можно было сделать со злополучном местом?

3) как назвал старушку Валерка?

6)как понимаете «сейчас поцелуется»? (Упадёт лицом вниз.) 

Заметьте: Валерка не  только предложил игру, он довольно остроумно комментирует.

7) как вы думаете: упадёт мужчина или нет?

         

(5 отрывок до конца 1 части.)

1)подтвердились предположения?

Слайд 11.

2)Мужчина, к сожалению, упал. А Валерка опять подсмеивается.

3)Как назвал он мужчину? (Физкультурник.)

4)почему встрепенулся Валерка? ( Он испугался, что это его мама.)

5)мама близкий и родной человек. Её жалко. А других?

 6)попробуйте предположить, что произойдёт дальше?

-Как живёшь? (Вот так!)

-Как плывёшь? (Вот так!)

-Машешь вслед? (Вот так!)

-Ждёшь обед? (Вот так!)

-Как ты спишь? (Вот так!)

-А шалишь? (Вот так!)

(Чтение 2 части – читает учитель)

1) понравился ли вам текст?

Следующий пункт плана -

определение жанра произведения.

Почему это рассказ?

1)что подтвердилось, что нет?

2)почему Валерка сказал, что у Севы «голова трухой набита»?

Слайд 12.

Найдите и зачитайте: что сделал Валерка, когда пришла мама?

3)почему Валерка стал помогать снимать пальто, что раньше никогда не делал?

4)о чём хотите спросить Валерку?

5) смогут ли мальчики по-прежнему дружить?

  -Какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?


3)как вы понимаете, кто
друг, а кто приятель?

4)какими качествами должен обладать настоящий друг?

 - Выберите подходящие карточки, работая в парах.

5)с кем бы вы хотели дружить и почему?

- Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

Закройте глаза ладонями и представьте себя на месте Валерки. Вы смотрите в окно. На улице зима. На земле лежит белый - белый снег. И, вдруг, как вспышка, вы видите красные яблоки, разбросанные по снегу. Почему  красные яблоки?

 

Слайд 13.

(Красные яблоки, выпавшие из сумки – это как свет, вспышка. Мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как дорога ему мама.)

 - Красный цвет – цвет опасности, цвет крови, рана, сигнал «стоп» у светофора.

Когда рассыпались по снегу красные яблоки, происходит перелом в сознании и  в действиях одного из героев – это с одной стороны; с другой – рассыпавшиеся красные яблоки – как сигнал опасности, тревоги, знак прозрения, стыда

 А почему именно яблоки?

 - Яблоко – плод, результат. 

-А что явилось результатом жестоких и глупых игр?  

 

В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему!

Обсуждение.

1)чему учит рассказ?

Вывод:

-почувствовать чужую боль как свою; учит милосердию, состраданию, добру, душевному отношению к людям.

Выразительное, чёткое,

целыми словами

Дети читают и по ходу текста отвечают на вопросы

(Чью – то боль, беду)

(Прохожие падали, получали ушибы, роняли вещи, им было не до  смеха.

(Ребята не стали помогать прохожим, а стали развлекаться.)

(Они загадывали: упадёт человек или нет, подсчитывали свои очки.)

(Такое развлечение опасное, злое. Мальчики не понимают, что их заработанные очки – чья-то боль).

(Посыпать песком.)

(Дети высказывают разные предположения

(Дети высказывают разные предположения

(Так говорят, когда хотят сказать, что человек не думает, что говорит).

Чтение детей.

(Он понял, как дорога ему мама.)

Почему не помог людям?

Будешь дружить с Севой?

(Ученики выбирают подходящие карточки, работая в парах.)

Карточки на партах:

  • честный
  • жестокий
  • злой
  • чуткий
  • равнодушный
  • отзывчивый
  • надёжный

Ученики закрыли глаза и представили на снегу красные яблоки.

Боль чужого человека.

Высказывания детей:

-Учит доброте.

- Учит помогать людям, сочувствию.

Л- нравственно-этическая ориентация- имеют первоначальные представления о  нравственных понятиях, отражённых в рассказе.

   

Р- принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

П- доказывать, аргументировать свою точку зрения.

П- осуществлять анализ эпизодов

П- участвуют в беседе по сюжету рассказа.

К- уметь использовать речь для

регуляции своего действия.

П Пр- умение отвечать на вопросы  учителя с опорой на текст

Пр- эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.

Р- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя,

читателя в соответствии с учебной задачей

К- отвечают на вопросы по тексту  произведения,

принимают участие в

обсуждении прочитанного содержания.

К-участие в коллективной дискуссии.

Выдвижение гипотез, формулирование

аргументов.

Л-оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Р- адекватно воспринимать оценку учителя.

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Л-

нравственно –эстетическая ориентация

П-

выявлять сущность, особенности объекта, анализ

К-
построение высказывания.

П-

установление причинно-следственных связей

К-

умение  работать в паре, построение речевого высказывания

Р-

самооценка, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Л-

нравственно –эстетическая ориентация

П-

формулирование выводов

Л-

способны к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

18 мин

(9мин)

1 мин

9 мин

1 мин

1 мин

12.

Работа в группах

У нас на доске есть яблонька, но ветер сдул и плоды, и листочки. Нам их надо вернуть на яблоньку.

Слайд 14.  

 

Первая группа.

На яблочках запишите игры, некоторые приносят только пользу и радость.

 Нужно записать их и вернуть яблоньке.

Вторая группа.

 На листочках запишите  добрые поступки, которые нужно совершать, чтобы ваши родители были счастливы, друзья вас ценили, а люди были благодарны.

Третья группа на тучках найдёт пословицы, которые  выражают главную мысль рассказа.

Почему?  

Работают в группах

(Дети записывают свои игры на пустых листочках и прикрепляют на дерево)

прятки, шашки, догонялки, краски, драки, войнушка, дочки-матери

2 группа размещает яблочки с записанными на них полезными поступками, предлагают свои идеи

помогать другим,

уступать место, здороваться,

хорошо учиться, 

не обманывать

Находят 2 пословицы и прикрепляют на доску.

«Век живи, век учись»

«Глаза без души слепы, уши без сердца глухи»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

Л-

способны к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

П-

осмысливать своё мнение

К-

умение  работать в группе, построение речевого высказывания

П-

анализ объектов

П-

осмысливать своё мнение

3 мин

13.

Лексическая работа.

Слайд  15.

 «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»

                                      К.Паустовский.

1)подойдут ли эти слова к  рассказу?

2)как вы понимаете высказывание «сухая душа»?

Слайд  16.

 Прочитайте.

Как называются эти слова?

Сухая душа  

Добрая душа

Чёрствая

Безразличная

Жестокая

Равнодушная

Неживая

Холодная

Мягкая

Чуткая

Добрая

Понимающая

Сострадающая

Тёплая

Читают.

Высказывают предположения.

Объясняют значение слова.

Читают.

Это антонимы.

Л-

способны к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

2 мин

14.

Творческая работа

1.«Раскрасим чувства»

-Какие краски вы бы взяли, чтобы окрасить «добрую душу» и «сухую»?

2. Театрализация.

- Какой момент в тексте вам бы хотелось изменить? Как?  

Поработайте в паре.

Высказывают своё мнение.

(тёплые тона и холодные тона)

Работа в паре.

П- выделяют события, видят их

последовательность.

П Пр- умение отвечать на вопросы  учителя с опорой на текст.

Аргументировать свою точку зрения.

Р- самоконтроль выполнения задания.

1 мин

15.

Этап обобщения.

Самооценка  учебной деятельности.

(4.Ответ на главный вопрос.)

Подведение итога урока.

Давайте вернёмся к последнему пункту нашего плана и  скажите: кто из мальчиков остался равнодушным, а у кого проснулось сопереживание?

-Так какова главная мысль рассказа? Поднимите руку те, кого  автор заставил   переживать вместе с Валеркой?

Самооценка  учебной деятельности.

 

Л-

способны к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

П-

осмысливать своё мнение.

Р-

 самооценка,

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 мин

16.

Рефлексия настроения

Слайд 17.

Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Заставил задуматься…

- Я хочу похвалить своих      одноклассников…

Покажите своё настроение.

Спасибо за активное участие на уроке. Я думаю, что после сегодняшнего урока, вы будете бережнее относиться к людям.

Высказывают своё мнение.

Ученики показывают карточки.

Л-

способны к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

П-

осмысливать своё мнение

1 мин

17.

Домашнее задание

Слайд 18.

По выбору обязательное и творческое.

Обязательное: 

перечитать рассказ, озаглавить части, пересказать

Творческое: 

1)предположить и продолжить рассказ о том, как сложатся дальнейшие отношения Севки и Валерки?  

2)по желанию- вылепить из пластилина образ страдающего человечка. Что он вам расскажет? Кто его обидел? Как ему помочь?

3)изготовить  бумажного человечка, «оживить» его, рассказать о нём – добрый он или злой, жадный или щедрый, умеет дружить, или злится.

Л- эмоциональное принятие домашнего задания.

1 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЯБЛОКО Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким

Слайд 3

Чтобы в жизни себя не корить В том, что сделал кому-то больно. Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.

Слайд 4

И. Дик «Красные яблоки.»

Слайд 5

О чём это произведение?

Слайд 7

сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетенная в виде мелкой сети из ниток.

Слайд 8

сохранять равновесие посредством телодвижений.

Слайд 9

ледяная корка на поверхности земли.

Слайд 10

о входе: передний, главный.(Парадный вход)

Слайд 11

Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд.

Слайд 12

На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся !

Слайд 14

Работа в группах.

Слайд 15

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы». К.Паустовский.

Слайд 16

Сухая душа Добрая душа Чёрствая Мягкая Безразличная Чуткая Жестокая Добрая Равнодушная Понимающая Неживая Живая Холодная Тёплая

Слайд 17

Рефлексия настроения Меня удивило… Мне было интересно… Заставил задуматься… Я хочу похвалить своих одноклассников… Покажите своё настроение…

Слайд 18

Обязательное : прочитать рассказ с.112-115, озаглавить части, пересказать. Творческое: 1)предположить и продолжить рассказ о том, как сложатся дальнейшие отношения Севки и Валерки? 2)по желанию- вылепить из пластилина образ страдающего человечка. Что он вам расскажет? Кто его обидел? Как ему помочь? 3)изготовить бумажного человечка, «оживить» его, рассказать о нём – добрый он или злой, жадный или щедрый, умеет дружить, или злится.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА в соответствии с требованиями ФГОС

Класс: 3 «Б»                                                                                           Дата «11» марта 2016 г.

Предмет:    Литературное чтение

Тема:  Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки». 3 класс

Учитель:  Павленко Ольга Ивановна

Примечание

1.

Основная цель урока по формированию результатов: предметных, метапредметных, личностных. 

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

Поставленная цель и конкретные образовательные, развивающие и воспитывающие задачи реализовывались посредством   актуализации  знаний, побуждение интереса к новому, формированию универсальных учебных действий –

 личностных: целеполагание;

регулятивных: умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативных: умение вступать в диалог, работа в паре, уважение к чужому мнению;

познавательных: осмысленное чтение, адекватная самооценка, навык чтения;

 развитие  метапредметных универсальных учебных действий.

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1

Ориентация на новые образовательные результаты: самостоятельность и осознанность учащегося при постановке темы, цели и выводов по этапам урока.

Свой урок я планировала используя информационно- коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Мы с мамой и папой».

В содержание  были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики используя дидактическую игру  «Волшебная коробочка», сопоставив её с речевой разминкой, составляли план работы, выполняли  практические задания, связанные с поиском нового, неизвестного , учились ставить вопросы по тексту, рассуждать, анализировать, делать выводы.

4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, личностных.

    Р.: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.  Учащиеся принимали и сохраняли учебные задачи, развивали умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

      К.: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. Допускают  возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентируясь  на позицию партнера в общении и взаимодействии, строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме, умеют работать в паре, группе.

Л.: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Ориентируются на содержательные моменты действительности и принятия образца «хорошего человека», развивают  умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

4.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ, индивидуализированная, критического мышления  и др.).

На уроке применяла следующие приемы: словесные, наглядные, сравнение, анализ, сопоставление, выразительное и выборочное чтение.Методы обучения: беседа, практический метод, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа. В ходе урока использовались: компьютер, мультимедийный проектор, работа с текстом, поисковая, анализ рисунков, карточки с заданием, а также современные технологии: исследовательская, ИКТ, индивидуализированная, критического мышления, здоровьесберегающая, метод «мозгового штурма»

5.

Содержание урока:

5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

Данный урок был построен мной по такой же технологии, как и предыдущие,  поэтому детям не составило особого труда самим выйти на тему урока и  её цель .При составлении конспекта я старалась учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы.

Содержание урока соответствует требованиям программы.

5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них личностных и коммуникативных УУД.

Теория связана с практикой, т. к. такая ситуация может быть действительной.

5.4.

Использование групповых форм работы с целью формирования коммуникативных и регулятивных УУД.

На уроке сочетались разные формы работы: индивидуальный, групповой, парный, фронтальный. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой.

5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, метапредметные  связи.

Урок связан с предыдущей темой, а также такими предметами как русский язык, окружающий мир, ИЗО. (Использование синонимов, антонимов, время года, цвета)

6.

Методика проведения урока:

6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

При работе с текстом задаются проблемные вопросы

(Как поступят дети? Что можно было сделать со злополучном местом? Попробуйте предположить, что произойдёт дальше?) 

6.2

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера  («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»).

 Использовался репродуктивный и поисковый     характер.

6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.

Взаимоотношения учителя с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания, в классе удалось создать благоприятный для учебной деятельности микроклимат. Высокая работоспособность учащихся сохранялась за счёт содержания предлагаемого учебного материала, различных форм работы, активизирующих познавательную деятельность учащихся, также за счёт эмоциональности и авторитетности учителя. Урок был достаточно плотным, не смотря на это, внимание учащихся и их активность не ослабевали. На вопросы учителя дети не всегда правильно отвечали, использовала вспомогательные наводящие вопросы, следя за речью учащихся.Использовалась самостоятельная работа.

6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).

На данном уроке использовала следующие методы познания: наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение

6.5

Применение диалоговых форм общения.

 Использовала диалоговую форму общения

6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Каких?

На уроке, при выполнении творческой работы,  были использованы нестандартные ситуации: «Раскрасим чувства» и  театрализация, где ученики аргументируют свою точку зрения, высказывают своё мнение.

6.7

Осуществление обратной связи ученик-учитель

Стиль отношений учителя и учащихся доверительный,

Осуществляется обратная связь.

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Рефлексия деятельности.

Дети научены самостоятельно оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Самооценка выполнялась.

7.

Психологические основы урока:

7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития

 После совместной деятельности учащиеся способны к самостоятельному решению аналогичных задач. Они овладели знаниями, навыками, умениями, личностными качествами, которыми могут пользоваться без посторонней помощи.

7.2

Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

   Урок обеспечивает существенное воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения.

  Приведённые примеры словарной работы способствуют развитию творческого мышления, самостоятельности, познавательной активности. Эта система работы направлена на развитие личности.

  У учащихся развиваются положительные черты характера потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убеждённость, любовь и интерес к предмету.

7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Сочетание и смена  разных видов деятельности- фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, творческие задания, способствовали тому, что работоспособность детей на протяжении всего урока не снизилась – осуществлялась ритмичность урока.

7.4

Наличие психологических пауз и разрядки Эмоциональная атмосфера урока

Применение мультимедиа, подготовленная презентация, игровые моменты, физминутка, доброжелательная атмосфера, прослеживались тёплые отношения – всё это способствовало более эффективному проведению урока.

8.

Домашнее задание: индивидуализированность, выбор учащихся, оптимальный объем.

Разноуровневое домашнее задание –

 а) обязательная часть- перечитывание способствует формированию навыка чтения; задания по желанию:

б ) вылепить из пластилина образ страдающего человечка. Ответить на вопросы:

 - Что он вам расскажет? Кто его обидел? Как ему помочь?

 в) изготовить  бумажного человечка, «оживить» его, рассказать о нём – добрый он или злой, жадный или щедрый, умеет дружить, или злится. Творческие задания развивают креативное мышление детей.

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).

Новизной в педагогической деятельности является выбор элементов разных технологий и их использований для достижения поставленной цели.

Анализ проведен учителем:  Павленко О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки о животных. В Сутеев "Мешок яблок"

план-конспект урока литературного слушания по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению. И. Дик Красные яблоки.

Данный урок является уроком из нового материала в разделе " Мы с мамой и папой" 2 части книги для чтения " В одном счастливом детстве"...

Конспект урока литературного чтения по рассказу Иосифа Дика "Красные яблоки"

Урок  литературного  чтения в 3-м классе по рассказу Иосифа Дика «Красные яблоки» учебник литературного чтения Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом де...

Урок на тему "Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря"

Педагогический проект  «Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря» построен на инновационных формах учебной деятельности, содержит структуру современного урока, что даёт ...

Урок чтения "И. Дик "Красные яблоки"

Материал содержит конспект урока чтения "И. Дик "Красные яблоки" для 4 класса "Школа 2100"...

урок по литературному чтению И. Дик "Красные яблоки"

Данная презентация к уроку по литературному чтению в 3 классе по ОС "Школа 2100"...

урок литературного чтения по теме:И.Дик "Красные яблоки"

Урок литературного чтения по теме: И.Дик " Красные яблоки"  3 класс, программа " Школа 2100"...