Сказки о животных. В Сутеев "Мешок яблок"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

план-конспект урока литературного слушания по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Lit._slush._1_klass_Suteev_Meshok_yablok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко

Волоконовского района Белгородской области»

Подготовила:

учитель начальных классов

Ерышева Е.Н.

2011 г.

Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Мешок яблок»

Учебные задачи:

  1. Формировать понятия о дружбе, доброте , отзывчивости;
  2. Сравнивать сказки народные и авторские;
  3. Учить характеризовать героев (выделять признаки);
  4. Учить правильно называть произведение;

Учебные умения:

  1. Выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;
  2. Сравнивать сказки  В. Сутеева по темам;
  3. Рассказывать о героях сказки.

Учебный материал:

  1. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»;
  2. 2-3 книги со сказками Сутеева;
  3. Мультипликационный фильм.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Сказка ждет нас на урок!

Мы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

II. Рассматривание выставки рисунков.

   Мы продолжаем путешествие в мир сказок. Дорога ещё предстоит длинная, нас ждут неожиданные интересные встречи с героями сказок.

На доске вы видите рисунки к сказкам, которые вы нарисовали.

- К каким сказкам вы нарисовали рисунки?

- О чем эти сказки?

Послушайте отрывки и узнайте, из какой сказки этот отрывок.

 Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет. Белка ему с дерева кричит:

  1. Что это ты, дядя Миша, всё кланяешься?
  2. Да вот, грибы собираю — себе запас на зиму делаю, — отвечает Медведь.
  1. Ну что твои грибы, — пищит Белка, — ты лучше орешков попробуй! Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.
  2. Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так! ( «Дядя Миша»)

 Написали ребята письмо и скорей побежали во двор — Снеговика лепить.

Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал...

На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо но са воткнули морковку.

 Хороший получился  Снеговик-почтовик! («Ёлка»)

 Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

—        Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу

палку в середину ручья, одним махом перелетел на. другой берег и стал рядом с Зай цем как ни в чём не бывало. («Палочка-выручалочка»)

… Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку. И  пошла  работа. («Кораблик»)

…И каждый съел свой кусочек яблока, и все были до вольны, потому что медведь рассудил справедливо, ни кого не обидел. ( «Яблоко»)

… К тому времени дождик прошёл — солнышко выгля нуло. Вылезли все из-под гриба — радуются. Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! ( «Под грибом» )

-Что объединяет все эти сказки? (Сутеев)

Посмотрите на портрет писателя, его доброе улыбающееся лицо. Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник, писатель, мультипликатор (человек, который создает мультфильмы).

В детстве он очень рано научился читать, любил рисовать.  Его первая книга называлась очень просто «Сто картинок». Может, их было и не сто, но всё равно очень много. И главная книжка называлась так же просто «Сказки и картинки».

Владимир Григорьевич вспоминал, что вырос он среди шуток и веселья, и ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. Закрыв глаза, легко представить  события, которые происходят с героями.

III. Чтение сказки учителем.

IV. Беседа:

-Кому понравилась сказка?

-Кто главный герой?

Прочитаем слова на доске. Какие из них характеризуют героя? Объясните.

На доске:

Доб-рый        щед-рый

Трус-ли-вый        жад-ный

Тру-до-лю-би-вый        храб-рый

Вни-ма-тель-ный        злой

За-бот-ли-вый        ле-ни-вый

Это положительные качества.

- Как назвать героя, который обладает положительными качествами?

V. Работа в тетради.

Дети читают задания в тетради и выполняют.

VI. Работа по группам.

1 группа: Расставить предложения по порядку (предложения напечатаны на отдельных листах).

1. Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат.

2. Тут Ворона прилетела, на пенек села и каркает.

3. Поднял голову Заяц и обомлел - перед ним медведь стоит.

4. Идет Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата.

5. По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

6.Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет.

7. Присел Заяц на какой-то бугорок, как вдруг…

2 группа: Вписать в предложения пропущенные слова.

1. Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата  с  _______________________________________________________________________.

2. Пришел Ёжик с корзиной, ___________________________________________.

3. Соседка Коза принесла ______________________________________________.

4. Значит, я правильно подкоп вёл! – обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие _________________________________________________________________ .

5. Вот! Держи от меня подарок, - прорычал Медведь. - _____________ настоящий, липовый.

(кто выполнил задание,  читают текст на стр. 143)

3 группа работает со мной у доски: расставить карточки с названиями героев в том порядке, в каком они появляются в сказке.

Заяц, Ворона, Медведь, бельчата, Ёжик, Коза с козлятами, Крот, Волк.

VII. Индивидуальная работа. (2 человека работают у доски)

Моделирование обложки.

  В. Сутеев

         ?

      Ёлка

В. Сутеев

        ?

Мешок яблок

ж

кор

        

VIII. Проверка работы.

Дети 1 группы читают по порядку предложения, опираясь на схему 3 группы.

-У нас на одну карточку больше (волк).

-Почему мы не относим его ко всем героям?

- Как назвать антоним к слову положительный?

- Кто из зверей не понравился?

Дети 2 группы читают предложения со вставленными словами.

IX. Работа по учебнику.

Прочитаем конец сказки.

- Как же из пустого мешка появилось столько добра?

X. Итог урока.

Подведем итог, и проверим модели.

-Почему вставили эти знаки?

-Что общего в моделях?

-Чем отличаются?

Прочитаем пословицы и посмотрим, относятся ли к нашему произведению.

  1. Добрый человек добру и учит.
  2. За добро добром и платят.
  3. Добра желаешь, добро и делай.

-Почему выбрали эту пословицу?

Поднимите руки, кто думает, что больше подходит первая пословица? Вторая пословица? Третья?

XI. Рефлексия.

Есть одна несправедливость.

-О чём пожалел Заяц?

На нашей яблоне тоже выросли яблочки. Но эти яблоки не простые: с одной стороны яблоко улыбается, с другой стороны – грустное. Подумайте, какое настроение было у вас на уроке, и давайте наполним мешок яблоками.

( на доске яблоня с яблоками и мешок, к которому дети прикрепляют яблоки).

Есть ещё один сюрприз. На диске есть мультфильм, а автор сценария В. Сутеев. Давайте посмотрим мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

УУД:- формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;- развитие интеллекта младших школьн...

Мудрые сказки о животных. "Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворений о животных.– Что объединяет стихотворение Ю. Мориц и английскую народную песенку? Работа с авторским текстом учебника.– О каких особенност...

Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой,  определение времени подачи...

Сочинение "Образ лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных"

В сочинении раскрывается образ  лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных....

Сценарий театральной постановки по сказке В.Г. Сутеева «Мешок яблок»

Сценарий театральной постановки по сказке В.Г. Сутеева «Мешок яблок»...


 

Комментарии

урок литературного слушания в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"