Урок на тему "Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря"
методическая разработка (изобразительное искусство, 1 класс) по теме
Педагогический проект «Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря» построен на инновационных формах учебной деятельности, содержит структуру современного урока, что даёт ему возможность получить качественный результат в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 13.23 КБ |
konspekt.docx | 297.6 КБ |
prezentaciya_yabloki_na_snegu. | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Номинация: « Инновационные формы учебной деятельности в рамках ФГОС».
Актуальность данной номинации обусловлена изменениями в современном начальном образовании и внедрением ФГОС второго поколения в систему Российского образования. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт предполагает активное использование современных форм учебной деятельности. Данный педагогический проект включает в себя следующие инновационные формы:
Технологии:
-технология личностно-ориентированного образования
-технология развивающего обучения
-педагогика сотрудничества
-информационная коммуникационная технология
Методы:
-метод проблемного изложения в обучении
Способы:
-индивидуальное
-групповые
Данные современные формы позволяют сделать процесс обучения в начальной школе более продуктивным и интересным, в результате которого формируется активная и творческая личность современного ученика. Педагогический проект «Яблоки на снегу, рисование по памяти и представлению снегиря» построен на инновационных формах учебной деятельности, содержит структуру современного урока, что даёт ему возможность получить качественный результат в процессе обучения.
Предварительный просмотр:
Тема: Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря.
Филиппова Ю.С., Малышева В.С., Семикова Н.Л.
учителя начальных классов
МБОУ «Усть-Цилемская» СОШ
1 класс
Проект урока по изобразительному искусству для начальной школы.
Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря и оценивать свою работу.
Задачи:
Образовательные: учить изображать снегиря в определённой последовательности, знакомить с жанром анималистики.
Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе (НРК), эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).
Планируемый результат:
Метапредметные:
1. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
2. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
3. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные: -видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы; -обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; -участвовать в обсуждении выставки.
Формы работы: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Яблоки на снегу», рисунок с изображением кормушки, акварель, альбом, палитра, жетоны (ягоды)
Информационные источники:
- http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to-school-vector.html Оформление презентации для образовательных целей. Якушевская Юлия Сергеевна
- http://images.yandex.ru фото птиц
- http://www.helenmusselwhite.com панно
- http://vasilec.ru/children/learn-to-draw/bullfinch.html последовательность рисования снегиря
- http://www.eco-hotel.ru/museum/poems.html информация о снегирях
- http://www.torrentino.tv фоновая музыка
Этапы урока, цели | Используемые средства (слайды презентации, оформление доски) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1.Оранизационный этап. Цель: подготовить учащихся к работе. | Чтение стихотворения В день, когда в саду метели пели, На рябине яблоки поспели… Только я сорвать одно хотела, Яблоко вспорхнуло, улетело. И уселось веточкой повыше! Ты об этом чуде раньше слышал? | Слушание стихотворения. | ||
2. Этап всесторонней проверки знаний. Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о птицах, определить типичные недостатки в знаниях. | Слайд 3 | Проблемная ситуация: - О каких яблоках идёт речь в стихотворении. | Выслушиваются варианты ответов. | |
-Как вы догадались? -Кто такой снегирь? -Докажите, что эта птица? По щелчку слайд 3. -Найдите снегиря среди птиц на слайде? | Выслушиваются варианты ответов. (Птица. Тело покрыто перьями.) | |||
-Почему эту птицу так назвали? | Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом. | |||
-Как вы думаете, откуда пошло название СНЕГИРЬ? -Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря. | Выслушиваются варианты ответов.(Название связано со словом снег.) | |||
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Слайд 4 | По щелчку слайд 4. -Ребята, что вы знаете о снегирях? | Работа в группах: ученики рассматривают слайд 4 и готовят варианты ответов. | |
За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Давайте послушаем её. По щелчку звук (тригер) | Выслушиваются варианты ответов. | |||
Проблемная ситуация: -Как вы думаете, где они живут? | Работа в группах: Выслушиваются варианты ответов. | |||
Проблемная ситуация: Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. -Почему? | Работа в группах: Выслушиваются варианты ответов. | |||
Сообщение ученика: гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке. | Ученики рассматривают слайд 4 и слушают информацию. | |||
Воспитательный момент. Проблемная ситуация: -О чём это говорит? -Снегирь, хоть и птица, а нам людям есть чему у них поучиться. | Работа в группах: ученики рассматривают слайд 4 и готовят варианты ответов. | |||
4. Этап усвоения новых знаний. Цель: Определение темы и цели урока; дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | -Назовите тему урока? Тема урока: Рисование снегирей. -Чему должны научиться? Цель урока: Научиться рисовать птиц. -А зачем нам это надо? | Выслушиваются варианты по формулированию темы урока. | ||
НРК -Да, снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом. Поэтому мы должны знать о них и уметь их рисовать. | Прослушивание информации. | |||
- А кто их видел в нашем крае? Какие они? Расскажите? -Сегодня мы будем художниками и научимся рисовать снегирей. | Выслушиваются варианты ответов. | |||
Слайд 5 | Проблемная ситуация: -А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных? | Выдвижение гипотез и их обоснование учащимися. | ||
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. -Мои выпускники уже побывали в роли анималистов. Давайте посмотрим что у них получилось. По щелчку слайд 5. | Ученики рассматривают слайд 5 и слушают информацию. | |||
5. Этап планирования работы. Цель: формировать умение планирования работы. | Планирование дальнейшей работы: -Как расположим альбомный лист? | Выбор удобного расположения. | ||
-Рисовать будем поэтапно. - Но прежде чем рисовать, нужно рассмотреть снегиря. | Рассматривание строения птицы. | |||
- Какой формы его тело? | Овальной. | |||
- Что вы можете сказать про голову снегиря? | Круглая, черная, черноголовая | |||
- А что есть на голове? | Глаза, клюв – короткий и толстый. | |||
- А что помогает птице лететь? | Хвост и крылья. | |||
- Крыло, какого цвета? | Черного. | |||
- Значит, птица – чернокрылая. - Какой длины хвост? | Хвост немного короче туловища. | |||
Работа со слайдом 6. Тело у снегиря округлое, недлинное. Крылья овальной формы, прижаты к телу. Посмотрите у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в туловище. Клюв толстый, короткий, а хвост короче туловища. Лапки маленькие, коротенькие. | Рассматривание строения птицы с целью закрепления новых знаний. | |||
6. Этап объяснения и показа последовательности. Цель: научить поэтапно изображать форму птицы (снегиря) | Слайд 6 | Методические рекомендации: Рисуем простым карандашом, тогда вы сможете легко поправлять свои рисунки ластиком. Чтобы получилась уверенная линия, пробуйте рисовать её на одном месте несколько раз, водя карандашом снова и снова. | Прослушивание информации и её практическое применение. | |
По щелчку слайд 6. Лишние линии сотри ластиком. Для этого в центре листа нарисуй круг. | Прослушивание информации и её практическое применение | |||
Щелчок на слайде 6. Нарисованный круг подели наискосок линией так, как – будто ты отрезаешь себе большую часть апельсина, а младшему братишке – поменьше .Это будет линия спинки нашей птички. | Прослушивание информации и её практическое применение | |||
Щелчок на слайде 6. В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке. | Прослушивание информации и её практическое применение | |||
Щелчок на слайде 6. Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки. | Прослушивание информации и её практическое применение | |||
Щелчок на слайде 6. Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках – ножках пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком. Ещё раз наведи рисунок карандашом чётче. | Прослушивание информации и её практическое применение | |||
Щелчок на слайде 6. Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете) -Какой цвет возьмём для грудки? -А для головы, и хвостика? -Когда будете рисовать крылышки, добавьте немного зелёного. | Анализ цветовой гаммы с целью выделения особенностей. Выслушиваются варианты ответов. | |||
Физминутка «Снегири» Вот на ветках, посмотри |
4 хлопка руками по бокам | |||
В красных майках снегири | 4 наклона головы. | |||
Распушили пёрышки Греются на солнышке. | Частые потряхивания руками, опущенными вниз. | |||
Головой вертят Улететь хотят. — | 2 поворота головы на каждую строку. | |||
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | Разбегаются по комнате, Взмахивая руками, как крыльями. | |||
7. Этап выполнения практической части. Цель: самостоятельная работа уч-ся. | Звучит музыка (пение птиц) | -Работать будете под музыку, которая поднимет настроение и поможет создать образ снегиря , быть более аккуратными. Учитель индивидуально помогает некоторым уч-ся ( уточняет форму, цвет). | Самостоятельная работа. Практическое применение теоретических знаний. | |
8. Этап подведения итогов по самостоятельной работе. Цель: уметь обсуждать и анализировать выполненную работу. | Оформлена выставка работ на доске. | -Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. -Давайте найдём тех снегирей, которые имеют правильную форму. -Есть ли среди наших снегирей такие, которые похожи на яблочки. -Достигли ли мы поставленных целей? | Анализ работ детьми. Обсуждение деятельности с позиций творческих задач данной темы. | |
9. Этап формирования творческого воображения. Цель: формировать стремление к усвоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | Слайд 8 | Проблемная ситуация: -Как жаль, что эти птицы улетят сегодня с доски, и не будут украшать наш класс. -Что могли бы мы с вами сделать, чтобы они задержались в нашем классе и радовали нас? -Могли бы мы собрать этих птиц вместе? -Я предлагаю посмотреть на проектную работу других учеников, которые тоже собрали птиц вместе. По щелчку слайд 8. | Выслушиваются варианты ответов. Просмотр изображения с целью знакомства. | |
Выход на проектную работу в перспективе через проблемную ситуацию: -А как бы вы хотели их собрать? | Выслушиваются варианты ответов. Сделать выставку, проект, панно… | |||
-Мы можем в будущем создать своё панно с нашими снегирями. | ||||
10. Этап коррекции новых знаний. Цель: вызвать у детей сочувствие к птицам, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. | Воспитательный момент: НРК -А вот в нашем селе с каждым годом птиц становиться всё меньше и меньше? Как вы можете помочь птицам? | Сделать кормушки и подкармливать птиц. | ||
Давайте сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и повесьте её. Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их. | Прослушивание информации с целью планирования дальнейших действий. | |||
11.Подведение итогов работы (рефлексия). Цель: дать оценку успешности. | Рисунок кормушки. | Наша кормушка, на рисунке пуста. Давайте наполним её. У каждого на парте лежит жетон в виде ягодки рябинки. Положите ягодку в кормушку те ребята, кому работа на уроке понравилась. | Дети выходят к кормушке с целью демонстрации настроения. | |
12. Этап информирования учащихся о возможном задании. Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации . | Слайд 8 | По щелчку слайд 8. -Глядя на этих снегирей, какое у вас возникло желание? | Выслушиваются варианты ответов. | |
-В свободное время от уроков, вы можете смастерить таких красавцев. Старайтесь наблюдать за птицами в живой природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО в 1 классе по теме "Рисование по памяти осенних листьев"
На уроке учащиеся учатся работать акварельными красками техникой "по-сырому", смешивать краски. Применяются нестандартные формы проведения урока....
Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».
Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....
Урок ИЗО 3 класс. Рисование по памяти и представлению. Лошадь.
В папке представлен план урока ИЗО и поэтапное рисование лошади по учебнику Кузина "Изобразительное искусство, 3 класс". Поэтапное рисование помогает детям выполнить работу самостоятельно....
Урок-презентация "Рисование по памяти рыб"
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе на тему «Рисование по памяти рыб», с использованием ИКТ....
Презентация к уроку ИЗО "Рисование кролика по памяти и представлению"
Презентация содержит поэтапное рисование кролика (несколько видов). Она поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Домашние животные в жизни людей"....
Конспект урока по изобразительной деятельности на тему: "Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря".
Конспект урока по изо деятельности 1 класс....
Городские и сельские стройки (карандаш, акварель).Рисование по памяти и по представлению.
Ознакомить с архитектурой Московского Кремля – исторического и архитектурного памятника России; формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком; воспитывать любовь к Родин...