Урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ольга Анатольевна Лимонова

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме:И.Соколов-Микитов "Листопадничек"(2 урок) с использованием технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass_listopadnichek.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель  урока: воспитание любви, интереса ко всему живому, чувства уважения, понимания к жизни братьев наших меньших на примере сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек»

Задачи:

- обучающие : - формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучать анализу художественного произведения;

- формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;

-развивающие  - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развивать речь учащихся;

- развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.

-воспитательные  - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, сопереживать;

- воспитывать любовь к музыке и литературе.

 Планируемые результаты:

- предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);

- метапредметные:

Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

П:  поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;

К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

Оборудование: карточки с отрывками из текстов, тесты, муз.пьеса    Г.Свиридова «Осень», компьютер.

Ход урока:

I Организационный момент.

Раздел, с которым мы работаем, называется «Люби живое». Сегодня мы продолжаем путешествие по Зеленой стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе. Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для этого путешествия: ноги, чтобы идти; уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы прочувствовать.

II Актуализация знаний.

Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, а помогут нам следующие задания. 2 ряд – выполните тест по содержанию произведения. (проверка -  по ключу ответов на доске)

 3 ряд (работа в парах) – перед вами карточки с отрывками из текстов

 («Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасов, «Сказка про Храброго зайца…» Д. Мамин-Сибиряк, «Заяц на дереве» В. Бианки, «Заяц-хваста» русская народная сказка, «Заяц и ёж» Братья Гримм)        

Рассортируйте тексты на группы:

а) проза – поэзия;

б) народные – авторские;

в) зарубежные – отечественные;

г) по жанрам.

Заполните таблицу на доске:

а) проза

    поэзия

б) народные

   авторские

в) зарубежные

    отечественные

г) сказка

   рассказ

   стихотворение

   басня

По таблице расскажите о произведении «Листопадничек»

1 ряд – послушайте пьесу Г. Свиридова «Осень». Что связывает эту музыку с прочитанным нами произведением?         

III Работа по теме урока.

На прошлом уроке мы разделили текст на части. Дома вы готовили план сказки. Какие виды плана вы знаете? (картинный план размещается на доске, вопросный и цитатный – зачитываются детьми)

Какова тема текста? (Приключения зайчонка – Листопадничка). А его главная мысль? (В гостях хорошо, а дома лучше)

 (Согласие с формулировками темы и основной мысли дети выражают вставанием – вместо физминутки. Тема и главная мысль вывешиваются на доску)

В первой части мы узнали о рождении зайчонка. А почему его назвали Листопадничком? Дополнительным заданием было узнать, только ли осенью появляются зайчата. Кто готов ответить на данный вопрос? (сообщения детей: весенние зайчата – настовики, летние – колосовики или травники)

О чем мечтал наш герой? Какие изобразительные средства использует автор в этой части? (в тексте находят эпитеты: золотой лист, с милой зеленой родиной, крикливые журавли, лежебоки-медведи, долговязые журавлята)                

Я предлагаю послушать песню «Журавленок» (2 куплета). Отчего клин летит печально? (журавли улетают в чужие края, путь неблизкий, непростой; птицы расстаются с родиной) Кто радуется? Почему? (журавленок хочет увидеть новые места, ему надоело болото). Как автор назвал журавленка? Что значит – несмышленый?

В следующей части рассказывается о том, как животные готовятся к зиме. Прочитайте, что вы об этом узнали. (выборочное чтение). Были ли основания для беспокойства у Листопадничка? Почему же он убежал из дома? (он еще глупый, как журавленок из песни)

Более подробно автор описывает подготовку к зиме бобров. Прочитайте эту часть по ролям. Понравилось ли зайчонку у бобров? Почему? (Хотя бобры хорошо относились к Листопадничку, у них был свой жизненный уклад, свои привычки, чуждые зайчику, темная хатка, поэтому он скучал по дому)

Как Листопадничек оказался в родном гнезде? Раскажите.

Попробуйте составить синквейн, характеризующий нашего главного героя.                                                                             (                                 Листопадничек

                                   мечтает, убегает

                 непослушный, смелый, любознательный

                           Понял, что дома лучше всего

                                     путешественник )

IV Домашнее задание.

  1. Пересказ сказки
  2. (дополнительно) Подобрать пословицы по содержанию сказки, проиллюстрировать их.
  3. Сравнить мультфильм с одноименным названием с текстом сказки.

V Рефлексия:

Я узнал на уроке…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Я бы хотел…

Я сделал вывод, что…

VI А закончить урок я хочу замечательными строчками:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом!

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нем на тысячу лет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....