УМК XXI век. Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.П.Катаев «Сын полка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

УМК XXI век. Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.П.Катаев «Сын полка».Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_syn_polka.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 98

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме «В.П.Катаев «Сын полка»

Учитель начальных классов Кильдюшкина И.Н.

2015-2016  учебный год

г.Краснодар

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

Урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради

Технология построения урока

Технология критического мышления

Тема урока

Произведение о детях войны. В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

Цель урока

Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»,

Задачи урока

Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, учить определять главную мысль произведения, учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текс (внешний вид, поступки, отношение к людям), развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему, жанр. Учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению. Отрабатывать навыки чтения вслух и молча, развивать навыки общения.

Оборудование

Проектор, презентация к уроку, задания для работы в группах.

Планируемый результат

Предметные умения

- уметь отличать жанр повети от других литературных жанров;

- находить информацию в тексте;

- читать выразительно;

- определять тему произведения;

- определять позицию автора;

- определять главную мысль произведения.

 Личностные УУД:

- умение слушать других;

- применять  правила поведения в процессе учебной деятельности;

- проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;

- уважать  иное мнение. 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;

- работать по инструкции, оценивать деятельность других;

- планировать своё выступление;

- оценивать результаты своей деятельности;

- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение оценивать учебные действия;

- осуществлять учебное действие.

 Познавательные УУД:

- подводить под понятие;

- строить  рассуждения;

- находить необходимую информацию по заданной теме;

- воспроизводить информацию по опорному конспекту;

- извлекать из текста необходимую информацию;

- находить необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание;

- умение обобщать текстовую информацию;

- анализировать учебный материал.

  Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в группе;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

- умение договариваться в совместной деятельности;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Книгопечатная продукция

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. Часть 2.

Книга В.П. Катаева «Сын полка». Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь № 2 «Литературное чтение».

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор, документ-камера

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

- В преддверии какого великого праздника стоит наша страна?

- Кто принимал участие в ВОвойне?

- С чем у вас ассоциируется детство и война?

-Как мы с вами, нынешнее поколение, узнаем о событиях той страшной войны?

-Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

 

Подготовка обучающихся к занятию: слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Взрослые и дети.

Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Понятия детство и война несовместимы.

Из воспоминаний ветеранов, песен, фильмов, книг.

Дети называют произведения советских писателей и поэтов.

Задача: развитие мотивации детей к учебной деятельности.

УДД – личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Познавательные:

Осознание познавательных действий.

II. Самоопределение деятельности

-Сейчас урок литературного чтения. Чем бы вы хотели заняться на уроке?

Вчера мы читали повесть В.П.Катаева «Сын полка».  Хочется более подробно поговорить о главном герое Ване Солнцеве.

Задача: актуализировать объективный опыт учащихся.

УУД:

Личностные: имеют мотивацию к учению.

Познавательные: извлекать необходимую информацию.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной цели

-Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке?

Цель – охарактеризовать главного героя произведения Катаева “Сын полка”

Задача: грамотно сформулировать учебную цель.

УДД:

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя.

Регулятивные: уметь обсуждать возникающие проблемы, уметь вносить необходимые дополнения.

Личностные: иметь внутреннюю позицию, осваивать роль ученика.

Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

IV. Систематизация знаний

-Прежде чем перейти к выполнению поставленной цели, предлагаю вам работу в группах. По отрывку из произведения определите автора, жанр, название и выполните макет обложки книги.

-Обратите внимание на оформленные модели обложек. Что общего в этих произведениях?

-Чем они отличаются? (Какие встретились жанры?)

- В каком жанре написано произведение «Сын полка»?

- Что такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа?

-Давайте сравним ваши ответы с пояснением, которое дается  в справочнике «Книгочей».

-Дома вы выполняли задание в рабочей тетради на печатной основе. Откройте их.

Задание № 6 «Герои повести». 

Работа с кроссвордом (поисковое чтение) стр.62.

Ученики находят главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами. Читают текст и выбирают нужное слово.

-Почему повесть Катаева озаглавлена «Сын полка»?

-Давайте посмотрим, что об этом говорят герои повести В.П.Катаева «Сын полка» в отрывке из фильма, снятого по этому произведению.

Задание № 4(Точное слово) в рабочей тетради на печатной основе (стр.60)

-Знаете ли вы значение слова «прототип»?

-А знаете ли вы, что прототипом  главного героя Катаева стал реальный человек-Исаак Платонович Солнцев.

До войны, в один из детских домов Москвы, чужие люди сдали трехлетнего ребёнка. К его руке была привязана записка: «Исаак, еврей, не дайте умереть». В детдоме ребёнка, из-за обилия веснушек, прозвали «солнышко» и фамилию дали Солнцев. Так и было записано в документах - Исаак Солнцев. Началась война, немцы подошли к Москве, детдом хотели эвакуировать на Урал и воспитатели, опасаясь за жизнь Солнцева, решили изменить его имя на обычное русское Иван. Ваня вместе с другом бежал из детдома «на фронт». Они в товарном вагоне добрались до  Белоруссии. Там ушли в Бобруйский  лес, где рубили дрова и меняли на еду. Старались запомнить всё, что видели: где располагались немцы, сколько их, где сосредоточены пушки, танки. И когда разведчики артиллерийского полка наткнулись на «грязных, оборванных и голодных» ребят, они получили от них важные сведения, старательно записанные на полях школьных букварей. Вот так Исаак Солнцев стал сыном 8-го гвардейского артиллерийского полка. Сам Катаев виделся с Ваней Солнцевым, вернее с мальчиком «сыном артиллерийского полка» который стал прототипом Солнцева на фронте только один раз и тогда же его сфотографировал, а еще писателю удалось прочитать необычный дневник мальчика и использовать прочитанное при написании своей будущей повести.

Война закончилась, когда Ване-Исааку Солнцеву было пятнадцать лет. За героизм, проявленный в годы войны,  Исаак Платонович Солнцев получил медали «За взятие Берлина», « За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «за оборону Сталинграда». Очень дорого для Исаака Солнцева было удостоверение «Сын полка», выданное ему, «как символ далекого фронтового детства и личного участия в Великой Отечественной войне».

-Как звали прототипа повести «Сын Полка»?

-Где и почему мальчику дали фамилию Солнцев?

-Почему В.П.Катаев решил написать повесть о Ване Солнцеве?

-Как можно назвать таких людей, как Ваня Солнцев и его прототип?

-Объясните, пожалуйста, смысл слов «герой», «героизм», «патриот», «патриотизм».

Выборочное чтение.

-Вспомните эпизоды из жизни Вани Солнцева и определите какие чувства и качества присущи мальчику в данные моменты. Заполните таблицу и выполните задания в тетради на печатной основе.

Задание №1( Поиск) в рабочей тетради на печатной основе (стр.60)

Задание № 2 (Проталинки)  в рабочей тетради на печатной основе (стр.61)

-Ребята, а какими вы представляете себе разведчиков?

Задание №3 (Соответствие) в рабочей тетради на печатной основе (стр.61)

-Какие взаимоотношения сложились у Вани и разведчиков?

-Почему в произведении автор большую часть повествования ведет о Ване Сонцеве, а не о разведчиках, которые совершили немало геройских поступков?

-Какую роль сыграла война в формировании характера героя повести?

-А сейчас я предлагаю вам составить синквейн на основе изученного произведения.

Дети по отрывкам из произведений о детях моделируют обложки.

«Тимур и его команда» А.П.Гайдар

«Новенькая» Л.Пантелеев

«Рассказ танкиста» А.Т.Твардовский

«На фотографиях в газете нечетко…» Р.Казакова

«Майор привез мальчишку на лафете…»

К. Симонов

Они о детях. Все произведения связаны с войной.

Разные по жанру (рассказ, повесть, стихотворение)

Повесть.

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Дети пользуются справочниками «Книгочей»

Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен там на довольствие или же такие дети содержались в действующей армии за счёт основного состава.

Прототип- конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.

Чтение статьи молча.

Исаак Солнцев.

В детском доме. Из-за обилия веснушек мальчика прозвали «солнышко» и дали фамилию Солнцев.

Через образ Вани Солнцева автор хотел показать суровую жизнь детей в годы войны. Солдаты пригревали брошенных, беспризорных детей, сирот. Эти дети становились талантливыми разведчиками, прекрасными наводчиками, поражали храбростью даже солдат, но они сумели сохранить в себе веру в добро, любовь к Родине, к людям.

Герой, патриот.

Работа со словарями в парах.

Патриот-человек, одушевленный патриотизмом.

Патриотизм-преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

 Эпизод

Качества и чувства

1.Первая встреча (мальчик в окопчике)

Ужас, испуг, готовность к отпору, радость

2. Среди своих (один день у разведчиков

Сила духа, доверие, готовность к помощи, желание вместе со взрослыми бороться с врагом

3. Побег

Находчивость, решимость, желание приносить пользу

4. Встреча с Енакиевым (чтение по ролям)

Настойчивость в достижении цели

Добрые, общительные, мужественные, настоящие герои, любят детей.

Ваня старался быть нужным; разведчики по-отцовски заботились о Ване, любили его, как родного сына,  жалели.

Потому что Ваня, несмотря на юный возраст, был таким же мужественным, бесстрашным, как разведчики, выполнявшие свой долг-Родину защищать. В условиях войны формировался характер мальчика.

Главным делом своей жизни Ваня Солнцев выбрал защиту Родины и после войны поступил в военное училище.

1-я строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (Ваня Солнцев)

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие (находчивый, храбрый)

3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы (помогает, рискует, борется)

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы и отношение к ней ( Ваня Солнцев  защищает свою Родину)

5 строка – синоним ключевого слова (патриот)

Ваня Солнцев

находчивый, храбрый

помогает, рискует, борется

Ваня Солнцев защищает свою Родину

патриот

Задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы, обеспечить повышение уровня осмысления материала.

УДД:

Познавательные: извлекать нужную информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия

Личностные: желание совершенствовать свои знания.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность.

Задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы, обеспечить повышение уровня осмысления материала.

УДД

Познавательные: извлекать нужную информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия

Личностные: желание совершенствовать свои знания.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность.

V. Рефлексия

Заполнение таблицы.

             Вопросы

(плюс или минус)

1

Возникли ли у вас трудности при моделировании обложки  по предложенному отрывку?

2

Трудно ли было выявить черты характера Вани Солнцева?  

 

3

Достигли ли поставленной цели на уроке?

 

4.

Появилось ли у тебя желание узнать больше о судьбе детей в годы Великой Отечественной войны?

-Оцените свою работу.

-Спасибо за урок.

-Сегодня мы узнали о судьбе только одного мальчика. Но тысячи таких же мальчишек в годы войны совершали подвиги на благо Родины, не жалея себя. Многие из них не вернулись с фронта.

Чтобы узнать о судьбах детей, детство которых пришлось на годы войны, я предлагаю вам познакомиться с произведениями советских писателей и поэтов.

В рабочей тетради на печатной основе выполните задание № 5.

Карточки с символами:

 ! (желтого цвета)-все получилось;  

? (красного цвета)-надо еще поработать.

Задача:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов, обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.

УУД Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания на практике.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....