Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Cултанова Рамиля Талгатовна

Султанова Рамиля Талгатовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14 г.Невинномысск

Программа «Гармония»

учебник под редакцией Кубасовой О.В.

Аннотация к разработке урока по литературному чтению

по теме Л. Н. Толстой  «Два товарища».

В работе использовала технологии:

Microsoft Word,  Microsoft Power Point.

 Методические рекомендации: данную работу можно использовать на  уроке литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония».   Использование ИКТ позволяет  повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная

презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.

Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся  активной

мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и  доказательств.

Конспект  применяется в качестве разработки к уроку по теме  Л. Н. Толстой  «Два товарища».

На слайдах Вы увидите дополнительный материал к этому уроку.

Работой могут пользоваться учителя  и учащиеся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_tovarishcha.docx43.97 КБ
Файл l.n.tolstoy_dva_tovarishcha.powerpoint.pptx587.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")

Султанова  Рамиля  Талгатовна

учитель начальных классов МБОУСОШ № 14.

Тема урока: Л. Н. Толстой  «Два товарища».

Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».

Задачи:

  • учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • развивать творческое мышление школьников;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
  • формировать умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.

У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.

Слайд 2

2. Артикуляционная гимнастика.

 -Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.

Послушайте меня внимательно.

Чистоговорка (слайд 3)

  • Ень-ень-ень – наступает день.
  • Ой-ой-ой - песню дружно пой.
  • Ра-ра-ра - работать нам пора.

А теперь все вместе хором.

Скороговорка. (слайд 4-5)

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)

 -Кто автор? (Л. Толстой)

- К какому жанру относится произведение? (басня)

Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)

- А теперь цепочкой  прочитаем рассказ выразительно.

 Чему научил вас рассказ?

3. Актуализация знаний.

-Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).

труд

вражда

дружба

трусость

смелость

ложь

правда

лень

 

- Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.(слайд 6)

  1. труд – лень («Для чего руки нужны»Е .Пермяк.)
  2. дружба – вражда  («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе»В. Осеева)
  3. смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)
  4. правда – ложь («Правда, всего дороже»Л. Толстой, «Сказка  про честные ушки» С. Прокофьева).

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого

( слайд 7-9)
- Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу , посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов,  басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».

С одним из них мы сегодня познакомимся. (слайд 10)

5. Основная часть.

Сегодня мы будем читать басню  Л. Толстого «Два товарища».

Что такое басня? ( басня - это короткая поучительная история)

1.Словарная  работа. ( слайд 11)

Чтобы прочитать басню надо подготовиться. Прочитайте слова. Они встретятся в басне.

 Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.

- Как понять «бросился бежать», « упал наземь»? (слайд 12)

2. Чтение учителем;

 Вопросы по содержанию;

- Что случилось в лесу?

- Что предпринял первый мальчик?

- Что сделал другой мальчик?

- Как повёл себя медведь?

ФИЗМИНУТКА

3.Чтение басни про  себя учениками.

-Прочитайте название басни.

- Какими  близкими  словами можно заменить слово товарищ?  (друг,  подруга, подружка)  (слайд  13)

  Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?

Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.

4.Работа  с толковым словарем.(слайд14-15)

Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.

-Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

5.Повторное чтение вслух по «цепочке»

Беседа по содержанию рассказа

- Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)

- Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)

Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).

- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями? 
- Почему нет? (
в беде друга не бросают)
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (
Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили , а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).

- Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

 Экологическая направленность:

- Почему же медведь не тронул мальчика?

6.  Работа в паре.

Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.

 Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

 Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

7. Чтение по ролям.

-Прочитайте  поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.

Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?

 -Какие слова-характеристики подходят мальчикам:

смелый, находчивый, надёжный

трус, насмешливый, ненадёжный

 8. Работа с пословицами.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (слайд 16)

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел береги,

Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)

- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?

Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.

 ИТОГ УРОКА.

-Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?

 ( «Два товарища»)

- О ком этот рассказ?

(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)

- Кто автор? (Л. Толстой)

- Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)

РЕФЛЕКСИЯ.

Пока мы проводили урок , у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку  - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.

Спасибо за работу на уроке. 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы начинаем наш урок! Презентацию составила учитель начальных классов Султанова Рамиля Талгатовна

Слайд 2

Что такое хорошо и что такое плохо?

Слайд 3

Чистоговорки Ень-ень-ень – наступает день . Ой-ой-ой - песню дружно пой . Ра- ра - ра - работать нам пора .

Слайд 4

Не будь тороплив, а будь терпелив. Скороговорка

Слайд 5

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Слайд 6

труд - дружба - смелость- правда - лень в ражда т русость ложь

Слайд 7

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Слайд 8

В Ясной Поляне Л. Н. Толстой родился и прожил более 50 лет.

Слайд 9

Книги для детей

Слайд 10

Л.Н.Толстой « Два товарища».

Слайд 12

Как вы понимаете смысл словосочетаний? Бросился бежать- Упал наземь – (побежал очень быстро) (упал на землю)

Слайд 13

ТОВАРИЩ Д Р У Г П О Д Р У Г А П О Д Р У Ж К А

Слайд 14

Что такое дружба, каждый знает Может быть, и спрашивать смешно Ну а все же ,что оно обозначает? Это слово? Значит что оно?

Слайд 15

Дружба – это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви. ( толковый словарь Ожегова).

Слайд 16

Пословицы Друг познаётся Нет друга ищи , Когда нет друга в беде . а нашёл- береги . и свет не мил .

Слайд 17

Наши законы дружбы Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что есть у тебя. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Слайд 18

Спасибо за сотрудничество.

Слайд 19

Используемые ресурсы. 3d19edd8b30a818d17947051037d9762.jpg abe8634b26db.jpg http://www.levtolstoy.org.ru/img/biogr/3b.jpg И.В. Жакулина . Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе

Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....

Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе

Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса на тему "Наш театр. И.А. Крылов "Квартет". Инсценирование".

Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО. Работ...

Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса

Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса...