Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Султанова Рамиля Талгатовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г.Невинномысск
Программа «Гармония»
учебник под редакцией Кубасовой О.В.
Аннотация к разработке урока по литературному чтению
по теме Л. Н. Толстой «Два товарища».
В работе использовала технологии:
Microsoft Word, Microsoft Power Point.
Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония». Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная
презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.
Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной
мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
Конспект применяется в качестве разработки к уроку по теме Л. Н. Толстой «Два товарища».
На слайдах Вы увидите дополнительный материал к этому уроку.
Работой могут пользоваться учителя и учащиеся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dva_tovarishcha.docx | 43.97 КБ |
l.n.tolstoy_dva_tovarishcha.powerpoint.pptx | 587.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")
Султанова Рамиля Талгатовна,
учитель начальных классов МБОУСОШ № 14.
Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища».
Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».
Задачи:
- учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
- развивать творческое мышление школьников;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
- формировать умение действовать в нестандартной ситуации.
Оборудование:
У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.
У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?
- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.
Слайд 2
2. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.
Послушайте меня внимательно.
Чистоговорка (слайд 3)
- Ень-ень-ень – наступает день.
- Ой-ой-ой - песню дружно пой.
- Ра-ра-ра - работать нам пора.
А теперь все вместе хором.
Скороговорка. (слайд 4-5)
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)
-Кто автор? (Л. Толстой)
- К какому жанру относится произведение? (басня)
Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)
- А теперь цепочкой прочитаем рассказ выразительно.
Чему научил вас рассказ?
3. Актуализация знаний.
-Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).
труд | вражда |
дружба | трусость |
смелость | ложь |
правда | лень |
- Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.(слайд 6)
- труд – лень («Для чего руки нужны»Е .Пермяк.)
- дружба – вражда («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе»В. Осеева)
- смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)
- правда – ложь («Правда, всего дороже»Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьева).
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого
( слайд 7-9)
- Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?
Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.
А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу , посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов, басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».
С одним из них мы сегодня познакомимся. (слайд 10)
5. Основная часть.
Сегодня мы будем читать басню Л. Толстого «Два товарища».
Что такое басня? ( басня - это короткая поучительная история)
1.Словарная работа. ( слайд 11)
Чтобы прочитать басню надо подготовиться. Прочитайте слова. Они встретятся в басне.
Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.
- Как понять «бросился бежать», « упал наземь»? (слайд 12)
2. Чтение учителем;
Вопросы по содержанию;
- Что случилось в лесу?
- Что предпринял первый мальчик?
- Что сделал другой мальчик?
- Как повёл себя медведь?
ФИЗМИНУТКА
3.Чтение басни про себя учениками.
-Прочитайте название басни.
- Какими близкими словами можно заменить слово товарищ? (друг, подруга, подружка) (слайд 13)
Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?
Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.
4.Работа с толковым словарем.(слайд14-15)
Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
-Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.
5.Повторное чтение вслух по «цепочке»
Беседа по содержанию рассказа
- Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)
- Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)
Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).
- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают)
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»
(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили , а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).
- Придумайте другие новые названия басни.
(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)
Экологическая направленность:
- Почему же медведь не тронул мальчика?
6. Работа в паре.
Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.
Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.
Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.
7. Чтение по ролям.
-Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.
Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?
-Какие слова-характеристики подходят мальчикам:
смелый, находчивый, надёжный
трус, насмешливый, ненадёжный
8. Работа с пословицами.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (слайд 16)
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел береги,
Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)
- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?
Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.
ИТОГ УРОКА.
-Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?
( «Два товарища»)
- О ком этот рассказ?
(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)
- Кто автор? (Л. Толстой)
- Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)
РЕФЛЕКСИЯ.
Пока мы проводили урок , у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.
Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Чистоговорки Ень-ень-ень – наступает день . Ой-ой-ой - песню дружно пой . Ра- ра - ра - работать нам пора .
Не будь тороплив, а будь терпелив. Скороговорка
Не будь тороплив, а будь терпелив.
труд - дружба - смелость- правда - лень в ражда т русость ложь
Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
В Ясной Поляне Л. Н. Толстой родился и прожил более 50 лет.
Книги для детей
Л.Н.Толстой « Два товарища».
Как вы понимаете смысл словосочетаний? Бросился бежать- Упал наземь – (побежал очень быстро) (упал на землю)
ТОВАРИЩ Д Р У Г П О Д Р У Г А П О Д Р У Ж К А
Что такое дружба, каждый знает Может быть, и спрашивать смешно Ну а все же ,что оно обозначает? Это слово? Значит что оно?
Дружба – это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви. ( толковый словарь Ожегова).
Пословицы Друг познаётся Нет друга ищи , Когда нет друга в беде . а нашёл- береги . и свет не мил .
Наши законы дружбы Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что есть у тебя. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Спасибо за сотрудничество.
Используемые ресурсы. 3d19edd8b30a818d17947051037d9762.jpg abe8634b26db.jpg http://www.levtolstoy.org.ru/img/biogr/3b.jpg И.В. Жакулина . Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....
методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"
МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка» ...
Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).
Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....
Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....
Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса на тему "Наш театр. И.А. Крылов "Квартет". Инсценирование".
Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО. Работ...
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса...