Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_1_klass_v_bipkro.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте 1 класс
По УМК «Школа России»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия№5» г. Брянск
Нерезева И.А.
Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
-создать условия для ознакомления со звонкими согласными звуками [з, з '], буквами Зз;
-способствовать формированию умения читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;
-сформировать опыт учебной деятельности на основе метода рефлексии;
-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, умение работать по алгоритму, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать коммуникативные качества, познавательный интерес.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | 1.Создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы: Вот опять звенит звонок- Приглашает на урок. Будем хорошо читать- Все на свете будем знать! 2.Проводит речевую разминку: - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв. Для четкого произношение, развития внимания, выразительности, памяти развития , обогащения речи проведём речевую разминку. За- зо –зу-мы поймали стрекозу. Зи-зе-за –приближается гроза. Зо- за-зы-убегаем от грозы. | 1.Слушают и делают выводы для чего же всё-таки необходимо читать. 2.Чётко произносят чистоговорку. Эмоционально настраиваются на восприятие новой темы. | Личностные: -самоопределение к деятельности, -смыслообразование-понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | 1. Анализ алгоритма выделения звука. Учитель подготавливает мышление учащихся и организовывает осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. 1)Отгадайте загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима) - И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем) 2)Выделение первого звука. -Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек. Что за зверь лесной – Выделение первого звука. -Зайка и зима принесли с собой новые звуки. -Какие? | 1.Разгадывают загадку, акцентированно произносят первый звук в словах зима -[з'], зайка- [з], 2. Произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. | Познавательные: -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -символических средств (звуковые схемы) -осознанное и произвольное речевые высказывание; Регулятивные: -выполнение пробного задания -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии; -волевая саморегуляция в затруднении; Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
3.Постановска учебной задачи. | 1.Помогает учащимся ставить цель учебной деятельности и на этой основе предлагает выбрать способ и средства её реализации. | 1.Определяют тему урока ,то, чему должны научиться на уроке. Формулируют цели урока Познакомиться с … Учиться отличать … Учиться читать… Планирование предстоящей деятельности. | Личностные: -самоопределение; - смыслообразование; Познавательные: -мыслительные операции; -самостоятельное выделение и формирование цели; -поиск и выделение необходимой информации. |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | 1.Помогает учащимся строить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа: Характеристика звука. - Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «мягкий» или «твердый»?(мягкий) Произнесите его. ( [з']) - А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? (твердый). Произнесите его. ( [з]). -Наш зайка прибежал не один, а со своими друзьями. Они хотят узнать, а в каких еще словах встречается твердый звук [з]? А в каких мягкий звук [з'] ? Зима предлагает дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи (гласные и согласные.) -А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам Зима и зайка. Знакомство с буквой А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему? (Опора на плакат) -На какую цифру похожа эта буква? ( на три) На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. | 1.Чётко произносят звуки, дают их характеристику. 2.Самостоятельно определяют, к какой группе относятся новые звуки. Доказывают это. Звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся. 3.Определяют, звонкие эти звуки или глухие. Доказывают. Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. -Дрожит ваше горлышко или нет? Да. - Значит звук [з] звонкий или глухой? ( звук [з] - звонкий.) - А почему один звук мягкий, а другой твердый? 4.Выкладывают на столе звуковые модели слов [з а й' к а] [з' и м а] . Делают вывод: [з] - твёрдый, а [з'] - мягкий. 5.Знакомятся с буквой, сравнивают с другими буквами, определяют на что похожа, ищут её в алфавите. | Личностные: - смыслообразование. Познавательные: -мыслительные операции; выдвигают гипотезы и обосновывают их; -поиск и выделение необходимой информации; -установление причинно – следственные связи; Регулятивные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности. Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативых задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 1.Помогает усвоить учащимися новый способ действия. | 1.Составляют слоги с буквой З. (за, зо, зу, зя, зё, зю, зи) Читают слоги по группам: -мальчики читают слоги с твердым звуком [з]; -девочки читают слоги с мягким звуком [з']. 2. Чтение открытых и закрытых слогов на интерактивной доске : Аз-за оз-зо из- зи уз-зу ез-зе 3. Игра « Умный дождик»(работа в парах). Над рекой повисла Радуга-дуга Осветила солнышко В небе облака -Когда бывает радуга? (после дождя) -Дождик падает каплями, но не простыми, а со слогами (на доске нарисованы капельки ,а в них –слоги) -Давайте составим из капелек слова(сани, розы, паруса, корова и т.д.) -Кто составит самое длинное слово? -Почему игра называется «Умный дождик»? | Познавательные: -извлечение необходимой информации; - использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др); -осознанное и произвольное речевые высказывание. построение логической цепи рассуждений и доказательств . |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | 1.Помогает учащимся интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. -О чем этот текст? У него нет названия. -О каком времени года говорится в тексте? -Кто рисовал узоры? -Где рисовал мороз узоры? -Какие узоры он рисовал? -А какое предложение вы бы смогли добавить к этому тексту? -Посмотрите на эту иллюстрацию. Подходит она к нашему рассказу? - А где мы можем увидеть вот такую букву? | 1.На основе работы с текстом достигают цель пробного учебного действия. Чтение текста. Стр. 121. Отвечают на вопросы, придумывают продолжение текста. Рассматривают иллюстрацию. | Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
7.Включение в систему знаний и повторения | 1.Помогает учащимся включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | 1.Работают с лентой букв. Повторяют ранее изученных букв. | Познавательные: -извлечение необходимой информации. Регулятивные: -контроль, корреция, оценка. Коммуникативные: -правильная постановка вопросов. |
8.Рефлексия деятельности | 1.Обобщает полученные на уроке сведения, проводит беседу по вопросам: - Какова была цель урока? - Достиг ли урок цели? - Что интересного и нового мы узнали на уроке? Оцените работу на уроке. | 1.Оценивают собственную учебную деятельность, осознают методы построения и границы применения нового способа действия. Раскрашиваю узор, который нарисовал мороз. (работал хорошо – голубым цветом, не очень - синим цветом). | Познавательные: -рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: -контроль и оценка способов своей деятельности. Личностные: -самооценка на основе критерий успешности; - следование моральным нормам и этическим требованиям. - адекватное понимание успешности или неуспешности; Коммуникативные: -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - планирование успешного сотрудничества. |
Литература:
1.В.Г.Горецкий и др. «Азбука» - Москва, « Просвещение», 2012г.
2.В.В.Волина. «Учимся играя» - Москва, «Новая школа»,1994г.
3.О.Е.Жиренко »Поурочные разработки по обучению грамоте»- Москва, «Вако»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок -попытка организации урока в рамках данных требов...
Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) 1 класс,УМК "Школа России"
В методической разработке представлен план-конспект урока литературного чтения ФГОС НОО первый класс,УМК "Школа России".Тема: "Звуки [л],[л].Буква Л.В плане отражены основные этапы урока открытия ново...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...