ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ ПНШ
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
В. Драгунский " Что я люблю"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ ПНШ
УЧИТЕЛЬ МАОУ НОВОСЕЛЕЗНЕВСКАЯ СОШ: ИСАЙКИНА Е.М.
ТЕМА УРОКА | В.ДРАГУНСКИЙ «ЧТО Я ЛЮБЛЮ» |
Цели деятельности учителя | Создать условия для получения знаний о знакомстве с произведениями В. Драгунского; учить соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей; показать , что богатым человека можно считать того, кто умеет мечтать, многое любить и многим увлекаться; расширять литературоведческие знания (познакомить с термином «герой-рассказчик»); развивать умение анализировать содержание литературного произведения |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные: научится узнавать произведения В. Драгунского; соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей; получить возможность научиться читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия | Герой-рассказчик |
Межпредметныесвязи | Русский язык, окружающий мир |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность | Деятельность | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. – Проверим готовность к уроку. Вместе с учащимися проговаривает стихотворение: Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок. | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Речевая разминка | Организует речевую разминку (развитие техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста). – Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп: Роет землю старый крот, разрывает огород. Работа с логическим ударением. Читаем текст.Как вы думаете, как будем читать строчки , где есть счет? Строчки с вопросительным знаком? С восклицательным знаком?Вывод? Раз, два- В варежке дыра. Три, четыре- Что же делать Ире? Пять, шесть- Иголка есть? Семь , восемь- Бабушку попросим! Девять , десять- Кончена игра. Делать все самой пора! | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Наблюдение. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Подготовка к восприятию произведения. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока. Составление плана работы с произведением | Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Поднимите руку, кто это произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? – Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться проникать в тайну текста, давать характеристику главного героя, формировать собственное мнение по отношению к герою. - Куда мы отправились на уроках чтения с нашими друзьями Машей и Мишей? ( в гости к Барсуку) -Учебник стр.122.Библиотека гостеприимного Барсука. Читаем интригу самостоятельно. - Что увидели Маша и Миша в Чайном домике?( - На стене висела полка с книгами. - Какую книгу захотелось прочитать Мише? (- Мише захотелось прочитать книгу В. Драгунского «Денискины рассказы».) | Определяют задачи чтения и составляют план | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление». Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат | Устные ответы |
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. | Слушают учителя.Выполняют самостоятельное чтение | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: работают с дополнительной литературой; сравнивают и группируют предме- | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с толковым |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Кто уже знаком с этим автором? – Обратите внимание на портрет, который висит перед вами. Учитель знакомит обучающихся с творчеством автора. Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972 гг.). Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником – катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада – возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты самблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. | шание) произведения, рассматриваемого в классе. Соотносят высказанные предположения Работают | ты, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | словарем |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, он больше всего хотел быть клоуном. Им он не стал – этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые, как рассказывали, во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили сделать книгами рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией. А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов» – так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше. Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые – Как называется рассказ Виктора Драгунского на с.123 учебника? («Что я люблю») Произведение читает учитель или подготовленные дети.Будем читать этот рассказ. Работа с хрестоматией « Наш мир знакомый и загадочный».Поиск слова в словаре: Бизон, глухарь, уж. – Кто знает, кто такой Канчиль*? (Это олень очень маленького роста.) – Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов, советую прочесть её. – Кто главный герой этого рассказа? (Дениска Кораблев.) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Мотивация | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). – Понравилось вам произведение? Какой эпизод понравился больше всего? Прочитайте отрывок.(Обучающиеся читают небольшие понравившиеся отрывки.) – Выразите своё мнение о произведении одним словом. (увлекательное) – Что вам особенно понравилось в этой истории? ( У Дениски интересная жизнь). – Чему учит это произведение? ( любви ко всему окружающему, мечтать, увлекаться многим). – Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ? – Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение «Я». Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рас-сказчик. – А как объясняется это понятие в словаре литературных слов, прочитаем. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Умеют отвечать развернуто, ис- пользуя элементы пересказа, выразитель- | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
На доске надпись: Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения. – Начиная с сегодняшнего дня, мы уже будем обращать внимание на то, от чьего лица ведётся повествование. | ного чтения | в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | ||||
VI. Синтетическая | Обобщающая беседа по тексту Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. Работа в группах. Правила работы в группах.5 групппо 4 человека – Давайте теперь перечитаем этот рассказ и выберем, что же именно любит и чего не любит Дениска. На солах лежат карточки со словами, – Прочитайте выбранные отрывки из рассказа, выйдите к доске и прикрепите к ней карточки в два столбика. Люблю , Не люблю. . | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Умеют корректировать, изменять свою точку зрения. Определяют главную мысль произведения. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций Познавательные: свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью; читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление». Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы на вопросы |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Обратите внимание на то, что мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя, а для того, чтобы завести какое-нибудь животное. – Любит ли Дениска проводить время с папой? «Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123 «И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац «Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125 – Есть ли место маме и бабушке в этих Денискиных мечтах-размышлениях? Найдите строчки про маму. – Найдите строки о бабушке. («Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» – конец, с. 124 – начало, – Зачитайте те Денискины слова, которые вы можете сказать и о себе. -Что вы любите такого, о чем Дениска не упомянул? Работа в группах (Записывают на карточках , выходят к доске и прикрепляют их по очереди) – Посмотрите, пожалуйста, на доску и, глядя на любимое и нелюбимое Дениски, попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он? Какую характеристику вы можете дать Дениске ? Создаём коллективный портрет Дениске. (Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, любит играть, любит папу , семью, мечтатель, у него богатый внутренний мир.…) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
– Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым? – Что такое настоящее богатство? – Настоящее богатство-это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить. (Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.).Это и означает быть богатым человеком. | |||||||||||||
VII. Под- ведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения. | Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением познакомились? Кто автор? – Кто герой этого рассказа? Нравится он вам? Чем? -Можно ли таких встретить в жизни, или это сказочные герои? – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Кто же такой «герой-рассказчик»? – Что мы сегодня исследовали? (Что такое настоящее богатство) – Для чего нам нужно это знать?(Чтобы не путать богатство материальное и богатство духовное) – Что особенно заинтересовало вас во время урока? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. Проводят самооцен- | Индивидуаль- ная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что | Оценивание работыобучающихся на уроке |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Оцените итоги своей работы на уроке, используя смайлики. | ку, рефлексию | ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | ||||
Рекомендации к выполнению домашнего задания | Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. Домашнее задание: 1. Подумайте, что вы любите такого, о чём Дениска не упомянул, и нарисуйте это. На следующем уроке мы организуем выставку ваших работ, которая будет называться «Что я люблю». 2. Попробуйте написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...