Активизация процесса обучения на уроках чтения и русского языка .
статья (1 класс) по теме

Лосенкова Елена Иосифовна

Это рассказ о том, как сделать все возмлжное, чтобы труд детей в школе стал радостным, а уроки интересными.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Активизация процесса обучения

на уроках чтения и русского языка .

(Из опыта работы)

Введение.

   Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребенка учитель должен знать психологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребенка. Дети довольно быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала.

   Учителям начальных классов следует учитывать и тот факт, что значительная часть учащихся уже на втором или третьем году обучения не желает ходить в школу , не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается всех предметов, а в большей степени изучения русского языка. Отсюда, как следствие , низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказать свои мысли в устной и письменной форме.

    Поэтому задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний , развития каждого ребенка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.

    Важным условием заинтересованного отношения ребенка к учебе является личность учителя, его увлеченность своим делом, а так же умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, общение с детьми в форме обнадеживающего сочувствия, умение переживать беду ученика, как свою собственную, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания.              Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность  . Поэтому учитель должен сделать все возможное , чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку и  чтению. При этом важно , чтобы за скучной грамматикой  и однообразной орфографией не потерялся наш великий русский язык. Важно, чтобы дети не только почувствовали красоту родного языка, но и полюбили его.

Развитие инициативу учащихся, как фактора активизации процесса обучения.

Чтобы активизировать процесс обучения , придать ему творческий , исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе сваей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все виды деятельности.

Приобщение детей к исследовательской  деятельности  требует от педагога больших усилий. В своей работе с детьми мне помогли советы известного специалиста в этой области Д.Треффингера. Он советует соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать самостоятельно, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными навыками и знаниями. Иными словами предупреждайте возможные ошибки.
  • Не сдерживайте инициативы детей, не делайте за них то, что они могут сделать сами.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблемы.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

          Приведу пример первой исследовательской работы первоклассников. В этой работе им потребуется, конечно, помощь родителей. Безусловно, откликаются не все, поэтому я не настаиваю на выполнении этих работ всеми учащимися. Как показывает опыт, это очень интересно и постепенно все ученики начинают активно заниматься  исследовательской деятельностью.

        Разговор с первоклассниками начинаем с анализа слова «имя».

Ученые предполагают, что оно произошло от слова «имать» (иметь).

У всего живого на земле есть имя. Имя есть и у человека, и у страны, и у города…

      Имя -  не пустой звук. Раньше на Руси праздновали день Ангела или именины и детей называли в честь святого, чей день близок к рождению ребенка.

   Имя – это одно из первых понятий, с которым сталкивается маленький человек. Еще не умея говорить, он уже знает свое имя и откликается на него.

    Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Древние русские имена были характеристиками людей. По имени можно было отличить одного человека от другого.(Кудряш, Милава, Молчан)

После крещения Руси людям стали давать древнегреческие имена, но и они несут в себе тайный смысл:

        -        Андрей – мужественный

  • Анастасия – непоседа
  • Татьяна – повелительница, устроительница.
  • А что вы можете сказать о следующих именах: Мария, Вера, Надежда, Любовь?

У каждого из вас есть свое имя. Что оно значит? Почему тебя так назвали? Когда твои именины?

 А фамилия? Может ты знаешь об этом что – нибудь интересное?

Детям дается задание на каникулы – провести исследовательскую работу на тему « Тайна моего имени».  Обязательно подводится итог исследовательской работе, лучшие - помещаются на выставке.

Следующая работа для детей будет полностью самостоятельная.

В ней будет предложено исследовать самого себя.

-Кто я?

Один хочет быть сильным, другой – красивым, третий – умным , четвертый – удачливым, а пятый хочет обладать всеми этими качествами.

       И все, разумеется , хотят быть счастливыми!

       Но в чем счастье? Это объясняют по-разному. Для одного счастье – это банка варенья, для другого – быть первым, лучшим среди своих друзей, для третьего – дождаться лета и бегать босиком по траве. Счастье складывается из многих составных частей, но главное – иметь хорошего друга.

     -Как же я понимаю, что такое счастье? На этот вопрос не обязательно отвечать вслух, можно написать, можно нарисовать, можно даже пропеть. И потому, что каждый думает о счастье, он сможет ответить самому себе на вопрос:

    -Что я люблю больше всего на свете?

        Методы и средства повышения интереса к изучению русского языка.

         Говоря об уроках русского языка, необходимо отметить ,что основной задачей является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей.

                 Для развития и обогащения речи учащихся необходима образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке русского языка. Работу с текстом начинаю с его  анализа, с того, что чувствуют и переживают дети. Когда прочитанное осмысленно, занимаемся грамматикой. Она не вызывает у учеников усталости, так как текст связан с переживаниями учащихся, с их настроением. Правильно подобранные тексты поддерживают постоянный интерес к чтению художественной литературы и пробуждает желание прочитать всю книгу, все произведение.

            Поет зима , аукает,

            Мохнатый лес баюкает

            Стозвоном сосняка.

            Кругом с тоской глубокою

          Плывут в страну далекую

          Седые облака.

          А по двору метелица

          Ковром широким  стелется.

       Эти строки музыкальны, напевны, мелодичны. Здесь мы чувствуем настроение автора, его отношение к написанному.

      Обсуждаем  прочитанное, раскрываем авторский замысел,

стилистические особенности данного текста.. Выясняем также, какое впечатление вызвало у детей это стихотворение, какое слово или строка запомнились, заставили задуматься. Дети делятся своими впечатлениями, своими ощущениями и высказывают свои предположения о настроении автора. Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа текста, с того, что чувствуют и переживают дети. Сухомлинский говорил: «Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний

       Когда прочитанное осмысленно, начинает заниматься грамматикой.

       Учащиеся с большим интересом воспринимают все формы работы, связанные с обращением к литературным текстам Детям интересны произведения  В. Драгунского, Н. Носова, Б. Заходера, А.Барто и пр.

      Например, при изучении знаков препинания , знакомство с запятой можно начать со стихотворения Б. Заходера:

        Очень – очень странный вид:

        Речка за окном горит,

        Чей – то дом хвостом виляет,

        Песик из ружья стреляет,

        Мальчик чуть не слопал мышку,

        Кот в очках читает книжку,

        Старый дед влетел в окно,

        Воробей схватил зерно

        Да как крикнет, улетая:

        «Вот что значит запятая!»

       Интересно можно построить работу с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами.  Они учат детей говорить ярко, образно и просто, обогащают память детей, развивают мышление, сообразительность, воспитывают чувство юмора:

       Доброе слово и кошке приятно.

       Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

       Говорит красиво, да слушать тоскливо.   И др.

   Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, которые чаще всего употребляются в переносном значении:

      Длинноногие сестрицы

      Вышли в поле на лужок,

      Словно снег , у них ресницы

       И, как солнышко , глазок.  

   Большие возможности для развития речи дает работа с фразеологизмами:

      Глеб у доски повесил нос,

      Краснеет до корней волос.

      Но в этот час, как говорится,

      Готов сквозь землю провалиться.

    Дети находят фразеологические обороты, объясняют их значение.

Ученики убеждаются, что чем больше они знают их, тем точнее и красочнее смогут выражать свои мысли.

        Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, лингвистические задачи. Например , перед изучением имени прилагательного можно предложить детям шутку:

         

  • Шли двое, остановились. Один другого спрашивает:
  • Это черная?
  • Нет, красная.
  • А почему она белая?
  • Потому что зеленая.

     Речь идет о смородине черной, красной , белой и незрелой. Дети называют слова, с помощью которых узнали эти предметы, и переходят к работе над прилагательным.

      Можно использовать на уроках упражнения со следующими заданиями: что объединяет слова и какое из них лишнее?

       

         Очки,  каникулы, ножницы, санки. ( очки  - может употребляться в ед. числе).

     На уроки русского языка можно приглашать литературных героев Вот стихи, сочиненные Незнайкой. Они пригодятся при закреплении грамматических признаков частей речи:  

          Я в лесу весенний был.

          Яркий солнце мне светил.

          Ветер свежая играла.

          Сердце радостно стучала.

   Исправляя ошибки Незнайки, дети с огромным удовольствием и интересом обосновывают грамматические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов.      

        Игра – это «дитя труда». Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми. Возникает потребность действовать и поступать, как взрослый. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, подчинения, взаимного контроля. Игра становится источником развития морали ребенка, а также и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

       Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

       Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей 6 – 7 летнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Сначала они проявляют интерес только к самой игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого она невозможна. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями. Дети в течении всего урока помогают Буратино достать золотой ключик и остаться невредимым. Обучая литературных героев, дети учатся сами.

   Существует много игр развивающих внимание , память наблюдательность, творческие способности ребенка. Игры – соревнования дают возможность закрепить ранее изученный материал.

Использование на уроках опорных схем и алгоритмов.

    Для лучшего усвоения материала и активизации учащихся на своих уроках я использую большое количество опорных схем, алгоритмов, которые составляются совместно с детьми по мере прохождения материала. В схемах концентрируется внимание на самых главных признаках понятия с целью обобщения материала. Например, материал, изучаемый в букварный период, постепенно  превращается в опорную схему, которая помогает детям систематизировать изученный материал, а также помогает учителю в считанные минуты повторить все изученное.

После составления схемы – опоры следуют тренировочные упражнения, чтобы закрепить умения правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения учащиеся обращаются к опоре, которая и составляется для оказания им помощи в усвоении грамматического и орфографического материала. В конце изучения темы учащиеся по схеме – опоре составляют рассказ, что способствует развитию монологической речи. Такие схемы помогают избежать перенасыщенности и пустот на уроках, придают урокам стройность, четкость, дают возможность вести учащихся от одного блока к другому, углубляя темы и активизируя умственную деятельность. Схемы – опоры позволяют повысить уровень самостоятельной работы, сэкономить уйму времени, положительно влияют на развитие учащихся и качество их знаний.

Как сделать работу над ошибками интересной.

Большую трудность у учащихся всегда вызывала работа над ошибками. В журнале  «Начальная школа: плюс  - минус» я прочитала статью, которая называется «Грамматическая неотложка». Сразу же после окончания Букваря мы завели маленькие тетрадочки, которые сейчас дети с любовью называют «неотложка» и очень радуются каждой работе с этой тетрадью. Что же это такое?

Понятно что ученикам надо проработать ошибки. Но как это сделать?

В наших рабочих тетрадках вместо привычных символов (палочка, галочка) ошибки на полях вы увидите разные цифры. Их проставляет учитель. Каждой ошибке строго соответствует своя цифра. Эти цифры появляются только напротив тех слов, написание которых мы изучили.

Здесь вступает в работу наша рукотворная книжица. В ней перечислены все изученные орфограммы. Для каждой – отдельная страничка, на которой записан номер, название орфограммы и что делать, если случилась такая ошибка.

Например, после словарного диктанта раздаю тетради тем детям, у которых были ошибки. Это у нас орфограмма № 2. В «неотложке» записано:   пишу слово на солнышке не менее 5 раз.

При этом важно, что словарное слово записывается насколько раз, под разным углом зрения, и буква, из – за которой слово угодило в работу над ошибками бросается в глаза своей величиной .

Если не запоминается, то «вешаю» слово на стенку  (Фломастером на карточке пишется слово и дома вешается на самое видное место).

Чтобы лучше запоминались орфограммы, можно им присваивать имена. Например, безударная гласная – пиратская, парная согласная – больная, непроизносимая согласная – робкая. А наиболее часто встречающуюся орфограмму – пропуск и замену букв  - мы назвали ВОРОНА.

 В этой книжице можно рисовать разными фломастерами, можно наклеивать различные картинки, можно все, что заставляет ребенка еще и еще раз открыть ее.

Урок закрепления новой темы всегда проходит очень интересно и нравится детям. На этих уроках мы сочиняем новую страничку неотложки, думаем как назвать орфограмму, как лучше работать над ней. Это своеобразное подведение итога.

Воспитание активного читателя, как средство повышения интереса к урокам литературного чтения.

Чтение – вот лучшее учение. Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать прочитанное, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся , перешедшие в 5 класс читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать так, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь .Эти вопросы всегда волновали меня, заставляли искать решения, пробовать , экспериментировать. Получалось, конечно, не все: от чего – то приходилось отказываться, что – то накапливалось в опыте.

 Сейчас хочется поделиться  некоторыми своими находками, методами, приемами.

Букварный период.

Добукварный период в 1 классе неоправданно затянут. Знакомство с первой буквой приходится на конец сентября. А дети идут в 1 класс с огромным желанием учиться. И, наверное , родители дома каждый день задают один и тот же вопрос: -Какую букву ты сегодня выучил?

 Я думаю, не стоит испытывать терпение детей . А если учесть, что в этом году ко мне в класс пришли дети, которые знают все буквы и умеют читать, то стоит задуматься :

- Как сделать интересным то, что уже почти знакомо?                            - Как не отбить интерес к учению?

  • Как заставить полюбить книгу?
  • Как сделать, чтобы начал читать сам, а не мама?

     В первом классе я работала по традиционной системе обучения грамоте, по «Букварю» В.Г.Горецкого. Придерживаясь планирования по этому учебнику, я использовала в своей работе элементы систем обучения Эльконина, Занкова.

    Знакомство с новым звуком и буквой всегда начиналось с чтения учителем рассказа из книги Г.Юдина  «Букваренок»:

           Про маленького паучка.

            На берегу пруда, в укропе, жил маленький – маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.

            Все жуки, улитки, ужи, лягушки , утята, и даже сами мухи смеялись над ним, а братья – большие пауки  - ругали его и называли лодырем.

           -Надо доказать всем, что я не лодырь, - решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

-Вот обрадуются утром братья, - улыбался усталый паучок, - ведь это так красиво – красная паутина!

Но увы! Наутро злые – презлые пауки, страшно ругаясь, отмывали паутину.

Мухи сразу замечали красные сети, и не одна из них не попадалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко – далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Этот текст читаю сама медленно и очень выразительно, делая чуть заметные акценты на новый звук ( в данном случае это-« У»).

        После короткой беседы по содержанию( - Понравился ли рассказ? Что можете сказать о главном герое?), задаю главный вопрос, ради которого и читался этот текст:

  • Как вы думаете, какой новый звук мы будем сегодня изучать?
  • Почему вы так решили?

Как правило, эти вопросы у детей не вызывают никакого затруднения. Поднимается «лес» рук.

ДЕТИ:- Сегодня будем знакомиться со звуком  «У», потому что в этом рассказе встречается очень много слов с «У».

  • Давайте произнесем новый звук и послушаем его внимательно. Что вы  можете о нем сказать?

ДЕТИ:- Этот звук гласный, потому что…..

  • А теперь вспомните слова, в которых встречается  звук «У».

       Так шаг за шагом пытаюсь подвести детей к самостоятельной работе. И в конце букварного периода знакомство с новым звуком для меня, учителя, сводится только к чтению такого рассказа, все остальное дети делают сами. Сами определяют звук, сами дают ему характеристику, сами доказывают свою правоту. Иногда спорят, иногда приходится их немного направлять, но этот процесс познания всегда интересен, потому что  - Я САМ.

     Для того, чтобы характеристика звука не вызывала у детей затруднения, на уроке используются различные  опорные таблички. С удовольствием дети делают  то, что не вызывает трудностей.

                Отдельно хочется остановиться на словарной работе. Работа над словарными словами начинается в букварный период. Чтобы дети читали осознанно, могли без проблем пересказать прочитанное, все слова должны быть им понятны. Те из них, которые вызывают затруднение, печатаю на доске, читаем их, пытаемся объяснить.

                Иногда делаю вид, что сама  не знаю их значение. Так начинаем знакомство с толковым словарем. На перемене даю его в руки детям, прошу найти нужные слова. Вокруг словаря всегда собирается толпа детей. Они еще не знают , как им пользоваться, как в таком обилии слов найти нужное, но пытаются. Это для меня самое важное.

                С целью тренировки памяти предлагаю детям такие задания: запомнить цепочку слов, по которым потом угадать произведение.

 Например: показываю записанное на карточке слово КОШКА. Один ученик повторяет его. Затем я добавляю слово АМБАР, второй ученик повторяет уже два слова: КОШКА, АМБАР. Я добавляю КОТЯТА и т.д.

Так медленно вырисовывается произведение Л.Н.Толстого «Котенок».

Потом дети дают такие задания сами себе, учась при этом выбирать самые главные ключевые слова. Эти слова выстраиваются в цепочки по 5 – 7 слов и запоминаются довольно легко.

                Необходимо как можно больше вводить в речь детей литературных терминлов. Безусловно, запоминаются они не сразу, но постоянное звучание их на уроке становится для детей привычным, и они начинают употреблять их в своей речи.

                В тетради по чтению отведена специальная страничка ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ. По мере знакомства наш словарик пополняется новыми словами. К концу обучения в начальной школе дети свободно владеют след. лит терминами: афоризм, баллада, басня, биография, былина, диалог, жанр, завязка, зачин, интонация, концовка, кульминация, монолог, метафора, повесть, поговорка, развязка, рифма, фольклор, рифма, эпиграф, эпилог.

                Вводя новый литературный термин, стараюсь использовать разные приемы для запоминания. Один из них называется «Кино». Для этого изготавливаем небольшое наборное полотно в виде кинопленки, с кармашками для букв. Перед уроком, где вводится новый термин, составляю из букв азбуки нужное слово. Читаем его про себя, затем хором, закрываем глаза и запоминаем, стараемся вспомнить, где встречались с этим словом. Если не получается, то объясняю значение его, историю. Иногда прокручиваем пленку «назад».

                Подобные приемы на уроке чтения вызывают интерес, а их необычность способствует обострению внимания учащихся и лучшему запоминанию необходимого материала.

                Следуя советам психологов, материал для запоминания вывешиваю в левой стороне доски, так как в левом полушарии головного мозга находятся центры, координирующие процессы запоминания.

Уроки чтения.

                Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное чтение. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно.

                На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости нужно делать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения.

                Очень интересно проводить следующий вид работ.

            На доске печатается предложение и 2 – 3 вопроса к нему. Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное логическое ударение в этом предложении:

                В школе дети учатся читать быстро и выразительно.

  • Кто учится читать?
  • В школе дети учатся читать быстро и выразительно.
  • Что делают дети в школе?
  • В школе дети учатся читать быстро и выразительно.
  • Где учатся дети?
  • В школе дети учатся читать быстро и выразительно.
  • Как дети учатся читать?
  • В школе дети учатся читать быстро и выразительно.

Дети сначала читают предложение про себя. А затем, читая вслух вопросы, дают один и тот же ответ, лишь изменяя интонацию голоса. Слушая и сравнивая ответы своих товарищей, дети начинают понимать , что же такое логическое ударение.

                Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем силу и высоту голоса, эмоциональную окраску речи, изменение темпа чтения в зависимости от содержания.

                Детям трудно бывает подобрать определение интонации, поэтому предлагаю им пиктограммы ( схематически изображенные лица человечков с определенной мимикой). Дети с удовольствием подбирают нужный характер: спокойный, насмешливый, взволнованный, рассерженный, гневный , радостный и т.д.

                На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать, но и пересказывать, анализировать произведение, уметь найти его главную мысль, сделать свои выводы, дать характеристику героям, оценить их поступки.

Работа с родителями и домашнее чтение.

                Итогом всей работы учителя по обучению чтению является техника чтения. Именно по тому, сколько слов в минуту читает ученик, судят о его успехах в чтении. Разумеется, оценивая ответ ребенка, учитывается его умение пересказывать, делать выводы, понимать прочитанное, применять различные средства выразительного  чтения.

                В этом мне очень помогают родители.

 В начале сентября я собираю родительское собрание, где объясняю родителям . как мы будем учить детей читать. Помимо классного, у нас существует домашнее чтение, которое оценивается точно также. По понедельникам дети приносят в класс книги, которые читают дома. Они рассказывают друг другу о своих героях, дают советы прочитать эту книгу или не стоит        ( случается и такое).

                Как выяснилось, самое главное – это подобрать такую книгу, которую ребенок будет читать с удовольствием. В этом году я столкнулась с тем, что родители затрудняются ему в этом помочь. Пришлось обсуждать этот вопрос на родительском собрании. Вместе с родителями мы вспоминали, что читали в детстве. В результате , у нас получился вполне приличный список книг, куда вошли произведения Носова, Волкова, Толстого А. К., Зощенко, Чарушина, Бианки и др. Родители с удовольствием вспоминали свое детство, свои книги. Теперь они вполне могут руководить чтением своего ребенка. Теперь у ребят появились затрепанные «мамины и папины» книжки, которыми они очень гордятся.

                -Мама это читала в 3 классе, а я прочитал в 1.

                По понедельникам, когда мы подводим итоги предыдущей недели, у нас объявляется ГЕРОЙ ДНЯ. Это тот ученик , который  за предыдущую неделю прочитал больше всех. И очень приятно видеть, как дети тянутся друг за другом, как они начинают меняться книгами, как обсуждают прочитанное.

Заключение.

                Психологи утверждают , что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть просто невозможно, но даже если из 200 отобрать 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер 1 является все-таки умение бегло читать.

                Так что чтение  действительно – самое главное учение.

                И в заключение, хочется добавить, что работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой – то результат.

        Учитель начальных классов

Средней школы № 356 г. Санкт-Петербурга

                             Лосенкова Елена Иосифовна

                        Содержание

Введение…………………………………………………………………

Развитие  инициативы учащихся, как фактора активизиции процесса обучения…………………………………………………………………

Методы и средства повышения интереса к изучению русского языка……………………………………………………………………....

Работа с опорными схемами и алгоритмами………………………….

.

Как заинтересовать учащихся работой над ошибками……………….

Воспитание активного читателя………………………………………..

                    а)Букварный период……………………………………….

                    б)Уроки чтения…………………………………………….

                    в)Работа с родителями и домашнее чтение………….......

Заключение………………………………………………………………

       

 


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, математики, русского языка и природоведения в 3 классе.

интегрированный урок по теме "Лес-наше богатство". расчитан на два урока. ...

Урок чтения и русского языка.Звук и буква ж.

Интегрированный урок по УМК "Перспектива" с презентацией...

Виды заданий на развитие внимания на уроках чтения и русского языка

Упражнения по развитию внимания на уроках чтения и русского зыка...

Интегрированный урок чтения и русского языка.

2 класс 8 вида.Чтение. Тема: Сутеев В. Умелые руки.Русский язык. Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова....

"Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"

Выступление на августовской конференции по теме: "Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"...

Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе

В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...