РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по русскому языку на тему

Ляхова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.

Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны - как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Я работаю по программе «Школа России». Материал, предложенный авторами учебников по чтению и русскому языку, дает богатые возможности и широкий простор для развития у детей творческих способностей.

Дошкольники, которые приходят в нашу школу, уже находятся на стадии освоения одной из форм культурного поведения - они достаточно хорошо владеют устной речью. Но письменная речь открыта им пока только со своей «технической» стороны. Необходимо, чтобы она предстала перед детьми в полном объеме как умение человека передать на письме свои мысли и чувства, используя средства языка.

Такая работа ведется на уроках обучения грамоте по следующим параллельным линиям.

1.  Смыслосодержательная  работа в устной речи - подражание рассказу учителя, придумывание устных текстов,  досочинение,  рисование  сюжетных картин (это помогает выстроить последовательность событий, разворачивающихся в тексте). Здесь очень важно познакомить детей с жанровой организацией устной речи.

2. Параллельно проходит работа по формированию  у детей идеальных представлений о письменной речи как авторском продукте. Это происходит через выразительное чтение учителем текстов, которое сопровождается рассказами об авторе, его жизни, доступными опыту ребенка.

В определенный момент у отдельных ребят техническая оснащенность в письме и инициативное устное сочинительство совпадают в единой направленности творческого действия. Очень важно уловить этот момент и перевести его в увлекательную традицию.

А вот здесь наступает кризисная ситуация: возможности детей придумать и записать устный текст ограничены неумением построить его по принципу письменной речи. Именно в этот момент от учителя и потребуются особые действия, помогающие ребенку создать письменный текст. Это работа, направленная на так называемые переходные формы:

тексты для досочинения;

заготовки сюжетных начал;

составление словесных ассоциаций («что на что похоже»);

перестраивание текстов.

Сначала эта работа проводится как коллективная, а потом она становится индивидуальной.

Например, на уроке русского языка в 3-м классе по теме «Понятие об окончании» в конце урока дети получили следующий текст с заданием вставить пропущенные окончания и дописать его:

Сказка про ёлочк_.

В дремучем лес_ жил_ ёлочк_. Рядом с ней жил_ хитр_ лис_, сердит_ медвед_ и зубаст_ волк_. Но ёлочк_ никого не боял_сь. Только было ей грустно и одиноко.

И вот однажды...

По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. Некоторым из них переходные формы действия с письменным текстом необходимы в большей мере, другим - в меньшей.

Но кроме этих «технических» средств детям необходимо привнести в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживить» ими свое творение. Только тогда это будет настоящим творчеством.

Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которую мы с детьми проводим на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами - предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи — позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания.

Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Лучше всего вкус к слову у детей воспитывается на материале поэзии. Сразу хочу оговориться: я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи должны рождаться вдруг, сами собой, но ввести детей в мир поэтического творчества вполне возможно.

Эта работа начинается с 1-го класса. Сначала - на уроках обучения грамоте, затем она продолжается на уроках чтения, риторики. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу -зарифмовать слоги:

за — за - за — на дворе стоит коза

ра — ра - ра — во дворе идет игра

и т.д.

Все эти «пробы пера» проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются и дети переходят к сочинению двустиший. Часто я делаю так: предлагаю 2 стихотворные строчки, а дальше нужно досочинить стихотворение самому. Эта работа так понравилась детям, что они буквально завалили меня своими сочинениями. Чтобы они не пропали, мы завели тетради для творческих работ, куда и записываем свои вирши.

Со 2-го класса ведется такая работа: например, мы читали стихи Спиридона Дрожжина, и детям они очень понравились. Я даю им рифмы одного из стихотворений этого автора:

... сверкает

...дня

... устилает

... поля.

... замирает

... лес.

... сверкает

... небес.

Вот какие строчки родились у моих учеников:

Белый снег сверкает

С наступленьем дня.

Коврами устилает

Дороги и поля.

Сердце замирает,

Прекрасен зимний лес!

Снег искрами сверкает,

Спустившись к нам с небес.

Д. Сорокин

Белый снег сверкает

На закате дня.

Густо устилает

Снежные поля.

Сразу замирает

Темно-серый лес.

Солнца луч сверкает,

Падая с небес.

К. Мацнева

На каждом уроке чтения мы проводим «творческие пятиминутки», на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные.

Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремления выразить свои чувства.

Как положительный фактор я хочу отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что я рекомендую и поощряю, у них возросли интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. В этом, наверное, и заключается наибольшая ценность поэтических занятий моих учеников.

Особо хочется сказать о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки - у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше!

Развитию речи - устной и письменной - необходимо уделять повышенное внимание. На специальных уроках русского языка по развитию речи, предусмотренных программой, я делаю акцент на пробуждение творческих сил, литературных способностей младших школьников, расширяю сферу их речевого общения, повышаю культуру письменной речи — самого сложного вида речевой деятельности.

Большое значение я придаю соблюдению на этих занятиях трех условий:

1) обеспечению правильной речевой среды;

2) созданию предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся;

3) активизации словаря.

В каждом классе провожу ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу.

Вот некоторые темы таких занятий.

Во 2-м классе:

Считалки. Сочинение считалок.

Сочинение сказки по опорным словам.

Сочинение загадки.

В 3-м классе:

Сочинение-описание «Белый лес пушистый...».

Рассказ   от   имени   обитателя леса.

Сочинение-рассуждение.

В 4-м классе:

Аннотация к любимой книге.

Сочинение в виде письма к другу (подруге).

Репортаж в газету.

Личный дневник.

Таким образом, в сочинениях находит практический выход работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров (к сожалению, на уроках времени на это не хватает).

В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика - рассказать о каком-то событии по-своему, передав свои настроения, чувства.

Вот отрывки из сочинений учащихся 2-го класса.

Один день из жизни волка зимой

Вот и пришла пора зимы. Голодные дни. Поймаю какую-нибудь дичь, на которую летом я даже не смотрел, так для меня это праздник. Бывает, поживешь так месяц, и до того тонким станешь, не толще деревца маленького. Зимой жизнь у меня не из лучших. Иногда угостит меня лиса. А от медведя и ждать нечего, спит себе, лентяй. Живу я так зимой и удивляюсь: как же живет мой сородич полярный волк? Ведь у них зима длиннее нашей.

Конечно,  иногда хочется в теплый, сытный уголок. Но в лесу у нас не соскучишься. То от охотника убегай, то за зайцем бегай. Но лес - мой дом, и я его ни на что не променяю.

Артём Зенов

Осенний листик осины

Я с бабушкой гулял в парке. Стояла осень. Я увидел на ветке осины одинокий листик. Летом этот листик был зеленым и сочным. Его окружали такие же братья-листики. Но наступила осень, солнце редко выглядывало из-за туч. Листья пожелтели, стали тонкими. Когда дул сильный ветер, листья один за другим слетали на землю, поэтому мой листик остался один. Вот опять подул осенний ветер. Бедный листик не удержался и стал медленно кружить над землей.

Я подставил свою руку, листик плавно опустился на мою ладонь. Когда наступит зима, глядя на него, мы будем вспоминать нашу прогулку в парке.

Настя Буторина

Сказка о превращениях

Жила-была курица. Снесла она яйцо. И думает оно: «Кем бы мне стать? Крокодилом? Нет, все курицы пугаться будут. Зайцем? Нет, засмеют. А может, цыпленком? О, точно, стану им». Превратилось яйцо в цыпленка и думает: «А кем мне теперь стать? Курицей? Нет, лучше петухом. Петух себя и всех других защищает! Стану им!»

Стал цыпленок петухом - важным, красивым, добрым. Полюбили его все курицы и петухи!

Аня Громоздина

На этих занятиях передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю - даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.



Предварительный просмотр:

«Развитие  творческих  способностей  учащихся  на  уроке   математики».                                                                                                                                  Как  известно, способности, не  только  проявляются, но  и  формируются  и  развиваются  в  процессе  деятельности. Учебная  деятельность  младших  школьников  создаёт  большие  возможности  для  становления  психических  качеств, которые  могут  составить  основу  тех  или  других  способностей.

     Роль  математики  в  развитии  творческих  способностей  человека  исключительно  велика. Ни  один  школьный  предмет  не  может  конкурировать  с  возможностями  математики  в  развитии  мышления  учащихся.  Причина  столь  исключительной  роли  математики  в  том, что  это  самая  теоретическая  наука  из  всех  изучаемых  в  школе, в  ней  высокий  уровень  абстракции  и  в  ней  наиболее  естественным  способом  изложения  знаний  является  способ  восхождения  от  абстрактного  к  конкретному. Математическому  мышлению  присущи  все  качества  научного  мышления.

     Специфика  математического  мышления  проявляется  также  и  в  том, что  для  него  характерно  многообразие  видов, типов  мышления. Как  указывал  академик А.Н. Колмогоров, « различные  стороны  математических  способностей  встречаются  в  разных  комбинациях».

     Я  работаю  над  проблемой  «Развитие  творческих  способностей  учащихся  на  уроке   математики». Главная  цель  моей  работы  с  детьми – научить  мыслить. Именно  по  этому  ученики  стараются  выражать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме, анализировать  ответы  сверстников, с  удовольствием  принимают  участие  в  спорах  по  тем  или  иным  вопросам,  как  с  преподавателем, так  и  с  классом. Детям  нравится  работать  самостоятельно. Это  было  видно  на  открытом  уроке,  почти  все  виды  заданий  дети  выполняли  самостоятельно (работали  с  обратной  стороны  доски), они  не  боялись  допустить  ошибку  в  ответе, так  как  они  понимают, что  находятся  в  окружении  людей, всегда  готовых  помочь. Нет скучающих, равнодушных, дети  всегда  находятся  в  постоянном  поиске, каждый  раз  открывая  для  себя  что-то  новое.

    Однако  различная  подготовленность  детей  не  позволяет  у  всех  выявить  скрытые  способности.

В  своей  работе  стараюсь  не  давать  детям  готовое, а  направляю  учащихся  на  то, чтобы  найти  большее  количество  вариантов  анализа.

     Очень  интересно  проходят  уроки  математики. Стараюсь  подобрать   материал  так, чтобы  ориентировать  на  развитие  мышления, творческих  способностей  учащихся, их  интереса  к  предмету. Большую  роль  в  развитии  мышления  учащихся  играют  систематические  и  целенаправленные  устные  упражнения.

    В  традиционной  методике  существуют  следующие  виды  устных  вычислений:

  1) Нахождение  значений  математических  выражений.

  2) Сравнение  математических  выражений.

  3) Решение  уравнений.

  4) Решение  задач.

  5) Упражнение  с  числовым  рядом.

   6) Игра. « Подбери  ключ  к  замку», « Составь  слово», «Сказочная  шляпа»…

    Продуктивным  считаю  в  системе  метод  чередования  задач, решаемых  разными  способами, сопоставление  задач,  различные  преобразования,  приводящие  к  упрощению  и  усложнению. Стараюсь  « не  разжевывать», создаю  проблемные  ситуации, ориентирующие  учащихся  на  поиск.  В  результате  ученик  выступает  в  роли  исследователя, открывая  для  себя  новые  знания.

    Большое  значение  придаю  на  уроках  связи  « ученик – ученик». Дети  с  удовольствием  придумывают  головоломки, ребусы, составляют  интересные  задания  для  устного  счета, например : соедини  одинаковое  количество  букв  в  словах  с  соответствующим  числом

  Большое  внимание  уделяю  тренингу  мышления, он  полезен всем  учащимся, а особенно  тем, которые  испытывают  трудности. Осуществляю  на  практике  подбор  нестандартных  заданий ( ошибки  невидимки,  задачи  в  стихах, логические  задачи, ребусы, зашифрованные  слова.

  Развитию  творческих  способностей  способствуют  решение  нестандартных  задач. Нестандартные  задачи  нужно  решать  как  можно  чаще  и  на  уроках, и  на  внеклассных  занятиях.


 Например, Два путешественника  подошли  к  реке. У  берега  стояла  лодка. Лодка  вмещала  только  одного  человека. И  тем  не  менее  путешественники  смогли  переправиться  в  этой  лодке  через  реку  и  продолжить  свой  путь. Как  это  могло  произойти?

    В опыте  моей  работы  с  детьми, испытывающими  трудности  в  обучении  математике, для  развития  творческих  способностей, положительный  результат  оказывает  использование  малых  форм  фольклора. Это  математические  загадки, скороговорки, считалочки, сказки, пословицы.

     Умение  создавать  новое, находить  нестандартное  решение  жизненных  проблем  стало  сегодня  неотъемлемой  составной  частью  реального  жизненного  успеха  любого  человека.  Поэтому  развитие  творческих  способностей  приобретает  в  наши  дни  общеобразовательное  значение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

«…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....