"Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Выступление на августовской конференции по теме: "Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на конференции | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Тема выступления:
"Реализация
ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
Савельчева О.И.
САМАРА 2014
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Младший школьный возраст – это радование бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.
Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.
Ценностные ориентиры учебного курса по чтению.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая дляразвития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формами организации учебного процесса являются:комментирование, интерпретация, драматизация произведения, иллюстрирование произведения, работа со схемами, таблицами, кроссвордами, уроки-утренники, уроки-отчёты, уроки-конкурсы.
«Всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие», – говорил русский педагог К.Д.Ушинский. Поэтому для действенного и действительного воспитания мало урока, невозможно только сидеть за партами – необходимо выходить за рамки урока, за пределы класса. Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть ценностно-ориентированной.
Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.
Разминка:
- «Сказочная география»
Команды отвечают на вопросы:
- Где стоит избушка на курьих ножках?
- На какой речке сражался Иван - крестьянский сын со змеями-чудовищами?
- Какие реки текут по сказочной стране?
- Какие у них берега? И т.д.
- «Чей это транспорт?»
(Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.)
- «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную тему)
- Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.
- «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).
- Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете.
- Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурочка. Все, что надевается, надо назвать. Задание дается на время.
Но самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя».
Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов декораций к спектаклям.
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана
трудиться и день и ночь».
Для того чтобы дети могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжѐт, тому в другой раз не повезѐт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и
различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их
значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность.
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их
личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами (интегрированный урок ) можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро.
Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце)
Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и учителя.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.
От развития речи зависит общее развитие ребенка. Мир еще слишком далѐк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще. Именно здесь уместно замечательное
стихотворение нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны :
Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: ―Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения
Дифференцированный подход к процессу обучения - тот самый золотой ключик, который поможет многим ученикам открыть дверцу в удивительную страну знаний....
Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время
Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....
Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время
Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....
Активизация процесса обучения на уроках чтения и русского языка .
Это рассказ о том, как сделать все возмлжное, чтобы труд детей в школе стал радостным, а уроки интересными....
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Метапредметный подход...
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»
Часть 1. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС.Часть 2. Системно-деятельностный подход: основная идея, задачи, система дидактических принципов.Часть 3. Реализация системно-деятельностного подхо...
Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...