Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
статья по чтению на тему
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.
Ключевые слова: адаптивная система обучения, самостоятельная работа на уроке, индивидуализация обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.
Ключевые слова: адаптивная система обучения, самостоятельная работа на уроке, индивидуализация обучения.
На уроках в начальной школе мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом часто сводится к бесконечной беседе. Отсюда – нелюбовь к чтению и скука на уроке. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им.
С целью усовершенствования учебного процесса я использую технологию индивидуализации процесса обучения Границкой Антонины Степановны «Адаптивная система обучения». Данная технология позволяет формировать весь спектр ключевых компетенций с помощью модификации структуры урока и специальной его организации, оставляя без изменений содержание учебной дисциплины. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать возможности, как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Решить эти проблемы, по мнению Границкой А.С., как раз и должна индивидуализация процесса обучения.
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
- один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя.
Цель технологии Границкой А.А. заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности.
В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс. Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени урока (5-7 минут). Основное время урока учащиеся работают самостоятельно Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Поэтапно это выглядит следующим образом:
- учитель обучает всех учащихся;
- учитель работает индивидуально;
- учащиеся работают самостоятельно.
В конце урока учитель обходит группы знакомится с результатами, оценивает их достижения. Высокие результаты школьников оцениваются вслух с целью формирования у учеников веры в свои силы и возможности.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся надо приготовить многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик или группа могут и самостоятельно выбирать задание.
Адаптивная технология позволяет создавать новые структуры уроков, варьировать обучение. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах:
- совместно с учителем;
- индивидуально;
- самостоятельно под руководством учителя.
На втором этапе урока следует организовать взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время урока, а это огромная помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями или слушают ответы друг друга. У них есть четкие инструкции по проверке, учету ошибок и т.п. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, за счет этого достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в парах. Благодаря этому ученики имеют больше возможностей реализовать свои силы, обеспечивается разнообразие видов работ. Пары могут быть следующего рода:
- статические (ученики сидят за одной партой);
- динамические (группа учеников, сидящих за соседними партами);
- вариационные (ученики работают то с одним, то с другим учеником).
При такой организации урочной работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также сам активно включается в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
При применении адаптивной технологии обучения самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с их индивидуальной работой. Таким образом, индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения самим добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Третий этап технологии индивидуализации обучения предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, выполнение практических работ) и переход к самоконтролю. Каждый учащийся вправе выбирать задания, двигаясь от легких к сложным заданиям.
Контроль учителя, ориентирован на помощь им в формировании у учащихся умения работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль, оказывать взаимопомощь товарищу. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Применяемая технология полностью решает проблему поурочного контроля, позволяет на каждом уроке проверить всё, что задано. Для этого свой класс в начале нового учебного года я делю 4 группы (6-8 человек). Это требует некоторого времени, так как все участники группы должны быть психологически совместимы. В каждой группе выбираю лидера, который будет выполнять роль «учителя». Дальше процесс опроса выглядит следующим образом: опрашиваю у доски руководителей групп (лидеров) , а затем идёт опрос внутри групп.
Далее учу ребят, как проводить опрос и знакомлю с критериями оценок. Это требует времени и терпения. Возьмем, например, обучение технике чтения. На первом году обучения это является, пожалуй, одним из основных компонентов обучения. Опыт показывает, что если ученик быстро и правильно читает, говорит, то и понимать на слух будет лучше. Постепенно учащиеся учатся оценивать правильность чтения постепенно. Это отнимает много времени и терпения, но ребят надо научить видеть и исправлять ошибки. В дальнейшем проверка техники чтения идет быстро, учащиеся, зная, что их спросят на каждом уроке, регулярно готовятся, что, естественно, дает результаты, а высвобождающееся время используется для отработки другого учебного материала. Для сравнительного анализа оформляем «Веточки роста», в которых каждый «листочек» - результат. Вершина веточки – своеобразный итог за определенный период (семестр, год). Для определения видов работы с текстом на уроке я составила своеобразный перечень. Например:
1. Показательное чтение (чтение на «пятерку»).
2.Чтение вслух «по цепочке».
3.Чтение в паре с товарищем.
4.Чтение по эстафете (Дети сами называют следующего читающего
5. «Жужжащее» чтение.
6. Подобрать и прочитать предложение к иллюстрации
7.Работа с заголовком.
8.Работа с вопросами к тексту.
9. Инсценировка текста.
10. Выбрать и прочитать диалог героев.
11.Чтение самого интересного (по мнению учащегося) отрывка.
12.Чтение на скорость.
13.Чтение отрывка или предложения указывающего на главную мысль текста.
14.Нахождение и чтение в тексте самого длинного или самого короткого предложения.
15.Чтение –описание природы, героя.
16.Чтение текста расположив учебник наоборот (вверх тормашками) и т. д.
С каждым годом пункты прибавляются, появляются новые формы работы. У каждого ребенка есть лист с вышеперечисленными видами. Можно давать задания группам, используя данный перечень. Например - 2,7,9. Дети сами находят задания и начинают работу в группе.
Уроки чтения в младших классах – это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития. Навык чтения является общепредметным навыком. Важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Ценность применения адаптивной системы обучения Границкой А.С. заключается в том, что в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
Литература
1. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Введение простейших музыкальных инструментов в процессе обучения на уроках музыки в начальной школе
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития ...
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе
Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...
Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе
Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...
Сообщение по теме «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»
Cущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с...