Методические разработки
методическая разработка

Покатаева Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  дидактической игры «Нить Ариадны»

Автор: Покатаева И.П.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

№ урока по КТП: 72

Тема урока: «Легенды и мифы  древней Греции»

Тип урока: обобщающий

Форма проведения занятия: игра

Название: «Нить Ариадны»

Цель урока: обобщение знаний обучающихся по теме «Золотая колесница»

Задачи урока:

  1. Проверить знание обучающимися содержания текстов, изученных в ходе освоения темы.
  2. Проверить умения обучающихся составлять связанный пересказ по теме.
  3. Проверить умение обучающихся кратко и точно передать смысл текста.
  4. Проверить умение обучающихся анализировать информацию.
  5. Проверить умение учащихся синтезировать информацию на основе анализа деталей.
  6. Проверить умение обучающихся работать в команде: слушать товарищей, отстаивать свое мнение, вырабатывать коллективное решение.

Формируемые в ходе урока результаты

Личностные:

  1. Обучение способам ориентирования в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
  2.  Формирование привычки к  рефлексии.
  3. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
  4. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
  5. Развитие мышления, внимания, памяти.
  6. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные:

  1. Приобщение   школьников   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.
  2. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  
  3. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные:

  1. Умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста, определять эмоциональный характер текста.
  2. Умение определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных.
  3. Умение  составлять высказывания по заданному заголовку.
  4. Умение выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Средства обучения, необходимое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации: «Кто есть кто?», «Найди пару», «Крылатые фразы», «Кроссворд «Боги Олимпа»; черный ящик; цветные скрепки (1 скрепка-1 балл).

Ход  игры:

В ходе игры  учитель выполняет роль председателя-ведущего. Это дидактически оправдано, тем, что подготовка к игре ведется при его непосредственном участии, он хорошо знаком с группами и возможностями каждого из участников. Кроме того, учитель, опираясь на содержание темы, вводит обучающихся в конкретную игровую ситуацию (конкурс), поддерживает соревновательный интерес, анализирует ход игры и имеет возможность изменить игровые модели.  

Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников.
Организация игрового процесса, включающаяся инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам
.

Учитель: Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь о смысле имен и названий, буквально на каждом шагу, окружающих вас в повседневной жизни? Утром, спеша в школу, вы садитесь в автобус, который называется «Икарус», за стеклом проносятся вывески: юридическая консультация «Фемида», салон красоты «Афродита», дизайн - студии «Дедал». Многие из вас были в Санкт-Петербурге, Москве, других старинных городах и видели множество зданий, своды которых подпирают каменные атланты. В старших классах на уроке астрономии вам будут рассказывать о созвездии Андромеды, Кассиопеи и других героях мифов.  Не зря Древнюю Грецию называют колыбелью цивилизации. Мы с вами изучали мифы Древней Греции, и сегодня  вы продемонстрируете свои знания. Наша сегодняшняя игра-соревнование называется «Нить Ариадны», мы помним с вами  миф о том, как Тесей нашел выход из лабиринта Минотавра благодаря этой нити. В игре участвуют  три команды (озвучиваются названия команд). Каждую команду возглавляет капитан (представляет капитанов). Сегодня вы встретитесь с трудностями, которые сможете преодолеть только вместе и сплести свои путеводные нити. Основным условием игры является обязательное участие каждого члена команд в соревновании, иначе звенья будут разорваны. За победу в задании каждая команда будет получать звено (демонстрирует скрепку).  Победителем станет та команда, у которой нить получится длиннее.

Конкурс  №1 «Кто есть кто?» (обязательный)

Цель: проверка знаний основных богов древнегреческого пантеона.

Задачи:

  1. Проверить умение обучающихся использовать компьютерные технологии.
  2. Проверить умение обучающихся быстро принимать решение.
  3. Формировать умение работать в команде, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, слайды

Учитель: Ребята, мы с вами знаем,  в древней Элладе были боги, которые жиле на горе  Олимп и повелевали жизнью людей. Каждый из богов и богинь покровительствовали определенным ремеслам.  Сейчас перед вами на интерактивной доске появляются отдельно изображения и имена древнегреческих богов. От каждой из команд приглашаются три участника, которым  необходимо  поместить имена под изображениями (Приложение[1]).  Правильное выполнение задания оценивается в 3 балла (по одному баллу за картинку).

Конкурс №2 «Лаконичная речь» (обязательный)

Цель: проверка умения анализировать, выделять смысловой и эмоциональный аспект в предложенном тексте. 

Задачи:

  1. Проверить умение обучающихся выдвигать гипотезы, предположения.
  2. Проверить умение обучающихся составить связанный пересказ.
  3. Формировать умение работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению.
  4. Формировать умение оперативно принимать решение.
  5. Воспитывать  умение брать на себя ответственность.

Оборудование: Свитки с высказываниями.

Учитель: Итак, мы продолжаем плести наши цепочки. Все мы знаем о героических спартанцах, которые отличались мужеством и бесстрашием в бою и удивительной скромностью в быту. Но еще известно, что спартанцы умели говорить очень кратко.  Я приглашаю сюда капитанов команд. Капитан каждой из команд выбирает свиток с изречением. Далее в команде происходит обсуждение, на которое  дается 1 минута. Вам надо ответить на вопрос: «Что имели в виду спартанцы?»   Представитель команды представляет общее мнение. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Команды-противники могут дополнять ответы и получить дополнительно 1 балл.

Задания для команд:

  1. Один чужеземный царь послал сказать спартанцам: «Если я вступлю в Южную Грецию, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили, одним словом: «Если!» Что имели в виду спартанцы?
  2. Спартанец пришел послом к иностранному царю. «Ты один?» - удивился царь, привыкший к многолюдным посольствам. «К одному», - ответил спартанец. Почему именно так ответил спартанец? Что он имел в виду?
  3. Спартанка провожала своего сына на войну. Протягивая ему щит, она произнесла «С ним или на нем.» Что она имела в виду?

Конкурс  №3 «Крылатые выражения» (дополнительный)

Цель: проверка уровня домашней подготовки.

Задачи:

  1. Проверить знание содержания мифов, заданных для самостоятельного изучения.
  2. Проверить умение обучающихся анализировать информацию, сопоставлять визуальное изображение и текст.
  3. Формировать умение оперативно принимать решение.
  4. Воспитывать  умение брать на себя ответственность.

 Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, слайды

 Учитель: Греческая мифология богата выражениями, которые используются в нашей речи и сегодня, стали «крылатыми». Очень часто мы слышим или читаем выражения, о происхождении которых  даже не догадываемся.  На интерактивной доске вы видите картинку и «крылатую» фразу. Каждой команде предлагается по два задания. Участники должны ответить на вопрос: «Что означают эти выражения?» Правильный ответ  оценивается в  1 балл (Приложение ). 

Конкурс  №4 «Текст с ошибками» (обязательный)

Цель: проверка глубины знания  содержания мифа об Орфее и Эвридике.

Задачи:

  1. Проверить умение обучающихся выделять детали в тексте.
  2. Проверить умение обучающихся составить связанный пересказ.
  3. Формировать умение работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению.
  4. Формировать умение оперативно принимать решение.
  5. Воспитывать  умение брать на себя ответственность.

Учитель: Я прошу все команды быть предельно внимательными. Сейчас я прочту вам отрывок из мифа об Орфее и Эвридике, который мы с вами изучали не так давно. Вам нужно найти все неточности в тексте. За каждую найденную неточность команда получает 1 балл.

Один древний грек рассказывал внукам миф об Орфее и Эвридике:

«Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме лиры и  веточки цветущего апельсиного дерева (вербы). Чтобы проникнуть в Аид он использовал бездонную расщелину. Спустившись, он увидел перевозчика Харона и заплатил ему монету, чтобы он перевез его через реку забвения (спел песню). Оказавшись у трона Аида и  его жены Деметры (Персефоны), Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на скрипке (лире). И запел Орфей из своих песен — песню о смерти (о любви). И она была такой горестной, что цветы апельсинового дерева опали (веточка вербы расцвела), а твердое сердце владыки подземного царства дрогнуло. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки».

Какие ошибки содержатся в рассказе древнего грека?

На обсуждение командам дается 1 мин. В ходе обсуждения один из участников команды записывает подмеченные неточности. Ответ представляет капитан команды.

Конкурс-мозаика №5 «Найди пару» (дополнительный)

Цель: проверка знаний основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Задачи:

  1. Проверить знание обучающимися наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии.
  2. Проверить умение обучающихся использовать компьютерные технологии.
  3. Проверить умение обучающихся быстро принимать решение.
  4. Формировать умение работать в команде, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, слайды

Учитель: На интерактивной доске расположена мозаика из слайдов. Каждый элемент мозаики представляет героя известного мифа. Картинка подписана (Приложение).  Каждой из команд предлагается по два героя мифов. Два представителя от команд подходят к доске. Участникам соревнования нужно соединить героев и картинка сложится. За каждую пару команда получает 1 балл.

Конкурс №6  «Чёрный ящик» (обязательный)

Цель: проверка знания содержания древнегреческой мифологии. 

Задачи:

  1. Проверить умение обучающихся выдвигать гипотезы, предположения.
  2. Проверить умение обучающихся составить связанный пересказ.
  3. Формировать умение работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению.
  4. Формировать умение оперативно принимать решение.
  5. Воспитывать  умение брать на себя ответственность.

Оборудование: Коробка с предметами: пояс, яблоко, фигурка лошади, фигурка быка.

Учитель: Я приглашаю капитанам команд  вынуть из «черного ящика» один предмет.  Каждый из предметов тесно связан с очень известным мифом. Необходимо назвать и кратко передать содержание мифа, связанного с этим предметом. Время на обсуждение – 1 мин. Конкурс оценивается  в 3 балла.

Содержимое «черного ящика»

  1. Пояс (Пояс Ипполиты)
  2. Яблоко (Яблоко «раздора»)
  3. Фигурка Лошади (Троянский конь)
  4. Фигурка Быка (миф о Минотавре).

Учитель: А теперь я приглашаю выйти капитанов команд и вынести цепочки. Путем сравнения выбирается победитель игры.

Дорогие ребята! Сегодня, вы, подобно древним олимпийцам соревновались в знании легенд и мифов Древней Греции. Прошли сотни лет, а мы по-прежнему восхищаемся отвагой  древнегреческих героев, любуемся статуями и фресками античных художников. На уроках истории, мировой художественной культуры, астрономии и других предметах вы не раз встретитесь с древневнегреческой цивилизацией.  В качестве домашнего задания я предлагаю вам разгадать кроссворд, размещенный на странице Сурвики. Вы можете привлечь к отгадыванию своих родителей.

Кроссворд «Олимпийские боги» (домашнее задание.) Презентация  с кроссвордом (Приложение )размещена на странице учителя в Сурвики http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0


[1]Приложения  не публикуются (здесь и далее прим. автора)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)

в 1 классе по теме «Умеет ли природа разговаривать?»

Автор учебника: «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива»

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование умения читать целыми словами без ошибок, читать по ролям.

Задачи:

- совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;

- развивать творческое мышление, речь учащихся;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: самоопределение и нравственно-этическая ориентация при чтении стихотворений В.Берестова и И.Токмаковой, формирование ценностного отношения к природному миру,  самоанализ результата;

Регулятивные: умения ставить цели урока, планировать и оценивать свою деятельность;

Познавательные: поиск  и выделение необходимой информации,  перечитывание текста с разными задачами, оценка смысла всего текста; произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение отвечать на поставленный вопрос, умение работать в паре, читать по ролям.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Ключевые слова: литературное чтение, экология.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива», лесенка успеха, карточки для работы в паре.

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Эмоциональный настрой, мотивационный настрой:

- Ребята, с чего начинается общение? Давайте улыбнемся друг другу.

- Какие правила вы будете выполнять для того, чтобы у вас всё получилось?

- Перед нами лесенка успеха. На какую ступеньку вы бы хотели сегодня подняться?

Психологический настрой на урок.

- Учащиеся дают ответы.

Личностные:

-Самоопреде-

ление и мотивация,

-формирование у учащихся ответственно-

сти за свою деятельность

2

Актуализация знаний.

Доска

Слайд 1

 Актуализация субъектного опыта учащихся, активизация познавательной деятельности:

- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем Азбуку?

-Какую цель поставите перед собой?

- Согласна с вами, значит одной из целей будет:

1. Учиться читать целыми словами, без ошибок. (учитель вывешивает на доску)

- Что нам поможет достичь этой цели?

- Согласна, поможет нам чтение различных произведений.

-Давайте поработаем с чистоговоркой, подготовим к работе наш речевой аппарат

Говор -  говор – разговор

Разговор ведёт Егор.

Разговаривать он рад,

Пригласил к себе ребят!

- О чем она, все ли слова понятны?

- Какой звук здесь встречается чаще других?

- Как можно охарактеризовать этот звук? 

- Ребята, как вы думаете, одной чистоговорки достаточно, чтобы научиться читать целыми словами и без ошибок?

- Вернёмся к чистоговорке. Что значит разговаривать?

- На каждой парте лежит листочек со словами, прочитайте их и подчеркните те, которые близки по значению к слову разговаривать. Поработайте в паре.

- Какие слова выбрали?

-  Про кого можно сказать, умеет разговаривать, общаться, беседовать?

Учащиеся должны осознать, для чего необходима работа на данном уроке.

- Примерные ответы учащихся:

мы еще не совсем хорошо научились читать, читаем по слогам, допускаем ошибки.

- Учиться читать без ошибок, стремится читать целыми словами

- Чтение произведений.

  1. Читаю скороговорку сама
  2. Учащиеся  читают чистоговорку первый раз

 

- Учащиеся читают чистоговорку второй раз, выполняя дыхательные упражнения.

- Нет, надо еще читать.

-Учащиеся дают ответы.

- Учащиеся работают в паре, выбирая нужные слова. ( даны слова: разговаривать, молчать, беседовать, общаться, кричать)

- Выбрали слова: разговаривать, беседовать, общаться

- Разговаривать, общаться умеет человек.

Коммуникатив-

ные :

-умение слушать и понимать других;

-умение отвечать на вопросы;

- умение работать в паре.

Регулятивные:

- формирование умение выделять и формулировать цель.

Познаватель-ные

-перечитывание текста с разными задачами

Познаватель-

ные:

-группировка слов по общим признакам.

3

Целеполагание.

Слайд2

Слайд 3

доска

Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации:

- Послушайте стихотворение, подумайте, о чем оно?

(стихотворение о природе, на экране – картинка природы )

 

 Природа говорит с тобой.

   Опушка леса. Ясный день.

   Лучи играют по росе,

   Сосна, отбрасывая тень,

   Волной стелется по траве.

   Прислушайся к тиши лесной,

   И ты услышишь много песен,

   Природа говорит с тобой,

   Она поёт, как мир чудесен.

- О чем это стихотворение?

- Что такое природа? Она умеет разговаривать?

- Мнения разделились. Попытаемся ответить сегодня на этот вопрос.

- Этот вопрос и будет темой нашего урока. Откройте учебник на стр.84 и прочитайте тему урока.

- Выскажите предположение, что нам предстоит выяснить на уроке?

- Тогда предлагаю это сделать целями на наш урок.

2. Выяснить, умеет ли природа разговаривать.

3. Научиться разговаривать с природой.

(вывешивается на доске)

- Как нам выяснить, умеет ли природа разговаривать? Если мы не знаем ответ на вопрос, то где можно найти ответ?

- Ребята, давайте сегодня спросим у поэтов ответ на этот вопрос, ведь они особенные люди - очень наблюдательные, внимательные, может быть, они нам помогут.

Учащиеся пытаются определить цели и  составить план работы на уроке.

-Учащиеся слушают.

- Предполагаемый ответ: О природе.

- Кто-то из детей ответит: «Да», кто-то «Нет».

- Работа по учебнику.

- Учащиеся высказывают свои предположения, например:

-Выяснить, умеет ли разговаривать природа, если умеет, то научиться с ней разговаривать.

- В учебнике, в книге, в Интернете.

Регулятивные:

-определение и формулирова-

ние цели урока,

-прогнозирова-

ние,

- составление плана.

4

Открытие нового знания.

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Слайд 4

Физкультминутка

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Создать условия для усвоения учащимися нового материала:

- Прочитайте, пожалуйста, то, что написано на доске:

Мяу – мяу, гав – гав, кар – кар,  чик – чирик.

- Кто так говорит?

- У кого дома живут кошки или собаки? Вы понимаете, что они вам говорят? Как вы догадываетесь?

- А вот воробьи чирикают: чик – чирик, о чем они говорят?

- Давайте прочитаем, что услышал в этом чириканье В.Берестов,  познакомимся с его стихотворением  «О чем поют воробушки» на стр.85  самостоятельно

- Читаем хором вслух.

- Вы поняли, о чем поют воробушки?

- Какое настроение у птичек? Почему?

-Ребята, как вы думаете, кто помог воробушкам пережить долгую и холодную зиму?

-Ребята, расскажите, а как вы помогаете птичкам пережить это тяжелое для них время года.

Физкультминутка:

Воробушки как проснутся,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть,

Воробей по лужице 
Прыгает и кружится. 

Тут взлетит, там вспорхнет

С мостовой зерно клюет

- Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы было понятно, что воробушки радуются.

- Продолжим работу над темой урока. К природе относятся не только животные, но и растения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать?

-А как они это делают?

- Я уже вам рассказывала, что поэты очень наблюдательные люди, сейчас мы в этом убедимся.

Вы видите портрет И.Токмаковой,  которая услышала необычный разговор в природе.

-На стр. 84 прочитайте, как называется стихотворение.

-Посмотрите на иллюстрацию к нему.

-Как вы думаете, кто главные герои? -Что такое ива?

-Как художник изобразил их общение?

-О чём же могут говорить Ива и Дождь?

- Послушайте стихотворение И.Токмаковой   «Разговор Старой ивы с Дождём»

-Угадали ли вы, о чем разговаривала ива с дождем?

 -Как поэт оживил иву и дождь?

Прием, когда предмету приписывают качества человека, называется олицетворением.

Поэты и писатели часто используют в своих произведениях прием ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, и все предметы становятся живыми. Автор наблюдает, а затем придумывает, а может быть, догадывается, о чем же разговаривают дождь и ива.

- Прочитайте это стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:

- О чем вели разговор ива и дождь?

- Почему дождь решил пересчитать все ромашки?

- Ребята, как называется разговор двух лиц?

- Можно сказать, что ива и дождь вели диалог?

-Какие слова вам непонятны в стихотворении?

Групповая дискуссия. Синквейн после первичного чтения
- На доске есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению.
1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, беспокойный, радостный, заботливый, добрый
2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, любознательная
3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное

- А сейчас прочитаем  вместе ещё раз, чтобы выяснить, какие слова говорит ива, а какие дождь. Это понадобится для чтения по ролям.

- Давайте карандашиком отметим, где говорит дождь, а где ива. Читаем по строчке и рассуждаем.

- Попробуйте в паре поработать с этим стихотворением, прочитав по ролям.

Договоритесь, кто из вас будет дождь, а кто – ива.

- Проверим, как вы справились, разыграем сценку разговора Дождя и Ивы.

-  Как вы теперь ответите на вопрос: умеет ли разговаривать природа?

Учащиеся работают по теме урока.

- Чтение вслух хором

- Так говорят животные.

- Примерные ответы учащихся: по движениям, по жестам, трутся о ноги, по глазам и т.д.

- Затрудняются с ответом или высказывают свое мнение

- Чтение шепотом, вполголоса, вслух.

- Высказывают свое мнение

- Радостное, веселое

- Воробьи выжили, в этом им помогли люди.

- Читают 1-2 ученика, остальные дают оценку чтения.

-Учащиеся высказывают свои предположения.

-Учащиеся слушают стихотворение, высказывают свое мнение.

- Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем отвечают на вопросы учителя.

-диалог

-Обсуждение трудных и непонятных слов. (стог - Большая копна сена, соломы или необмолоченного хлеба, сложенная на открытом воздухе для хранения)

На доске те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами

- Чтение по ролям, дети читают по строчке и выясняют, от чьего имени ведётся разговор,

распределяют роли в паре.

- Читает одна пара учащихся, получает при этом таблички: ДОЖДЬ, ИВА

-Учащиеся высказывают свое мнение.

Личностные:

- формирование умения выказывать своё отношение к происходящему

Коммуникатив-

ные :

-формирование умения слушать и понимать других,

-формирование умение читать по ролям,

-договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

-умение отвечать на вопросы,

-умение рассказывать.

Регулятивные:

-умение удерживать учебную задачу.

Познаватель-

ные:

-осуществление смыслового чтения,

-умение на основе анализа произведения делать выводы;

-перечитывание текста с разными задачами;

- оценка смысла всего текста;

- произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

5.Первичное закрепление нового знания.

Слайд 8

Проверяется уровень усвоения нового материала, отношение к экологическим проблемам.

- А вы сможете сами услышать то, о чём говорит окружающая нас природа?

- Давайте попробуем.

- Я предлагаю вам прочитать ещё одно стихотворение И.Токмаковой «Ива». Прочитайте его и попытайтесь ответить на вопрос, который задаёт нам поэт.

- Прочитаем стихотворение вслух.

- Так почему же плачет ива, предположите и дайте свой ответ.

- Ребята, а может ива плачет из-за того, что человек не всегда понимает и слышит  природу, а иногда делает ей больно?

- Давайте посмотрим на экран и попробуем догадаться, что хочет сказать нам природа?

- Ребята, кто-то смог услышать, о чем нас просит природа?

-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока?

-Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа?

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Учащиеся высказывают свое отношение к экологическим проблемам.

- Учащиеся высказывают свое мнение.

-Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

-Чтение одного ученика.

- Учащиеся могут дать самые разные ответы.

-Высказывают свое мнение.

- Учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденном

- Выступление учащихся.

Личностные:

-формирование ценностного отношения к природному миру;

-формирование умения оценивать поступки других.

Коммуникатив-

ные :

-умение формулировать собственное мнение,

-умение слушать и понимать других;

-умение отвечать на вопросы.

6.Подведение итогов.

Учитель организует деятельность, направленную на подведение итогов.

- Ребята, скажите, легко или сложно общаться с природой?

-А нужно этому учиться, зачем?

- Как вы думаете, мы уже научились разговаривать с природой, или нам нужно еще продолжить работу над этой целью?

- Попробуйте сегодня быть особенно внимательными и наблюдательными, когда пойдёте домой, и может быть, вы услышите, о чём разговаривает природа, а завтра нам расскажете.

- Ребята, мы познакомились сегодня со стихами В.Берестова и И.Токмаковой, которые помогли нам быть внимательнее к растениям и животным.  

- Вернёмся к целям. Поднимите руку те, кто стремился сегодня к чтению целых слов и у него это получалось.

- А кто научился хоть  немного слушать и понимать природу?

Учащиеся соотносят свою деятельность с целями урока.

- Учащиеся высказывают свое мнение.

Регулятивные:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Рефлексия.

Учитель оценивает эмоциональное и личностное восприятие урока учениками.

- Поставьте смайлик на ту ступеньку, на которую вы смогли подняться.

Урок окончен, спасибо, можете быть свободны.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

-Учащиеся работают с лесенкой успеха.

Личностные:

-умение давать самооценку успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературному чтению

2 класс

Раздел: «Мир народной сказки».

Ф.И. ________________________________________________________

1. Кто  не  является  собирателем  сказок?

А. Афанасьев                    В. Даль                        С. Есенин

2. Впишите недостающее слово в определение.

Произведения устного народного творчества с вымышленными персонажами и событиями, называются _________________________________

3. Перечислите, какие бывают сказки.

1) _________________________________

2) _________________________________

3) _________________________________

4. С каких слов начинаются народные сказки?

        1) Это было давно..                2) Жили-были….               3) Случилось это……

5. Определи сказку по её главным героям: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.

         1) Теремок                2) Зимовье                 3) У страха глаза велики

6. Найди лишнего героя в сказке «Зимовье»

       1) корова                        2) бык                        3) баран

7. Кого испугались герои сказки «Пых»?

        1) страшного зверя                2) зайца                3) ёжика

8. Вспомни сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему с Иванушкой случилась беда?

        1) было жарко             2) не послушал старших                3) убежал от сестрицы

9. Вспомни нанайскую сказку «Айога». Какому герою сказки относятся эти слова: «Пошла она на речку и принесла воды сколько надо»

        1) матери                2) соседской девочке                3) Айоге

10. Из какой сказки эти слова: «Битый небитого везёт"?

  1. Лиса и Заяц                               2) Лиса и Волк                            3) Кот, петух и лиса

11. Объясните значение слов и выражений, используя слова для выбора.

  • Пустились наутёк  - _____________________        
  • Смекнуть - _____________________________            
  • Потчевать - ____________________________                      
  • Плутовка - _____________________________                        

Слова для выбора: угощать; быстро убежали; догадаться, сообразить; обманщица, хитрая.

12. Собери пословицу.

  • Любишь кататься                         а врозь скучно
  • Делу время,                                   один раз отрежь
  • Вместе тесно,                                потехе час
  • Семь раз отмерь                            люби и саночки возить

13. Соедините стрелками отрывки из сказок с их названиями.

  1. Тут дед смекнул, что-лисичка-то была не мёртвая.

      Погоревал, погоревал, да делать нечего.

А)        «Кукушка»

  1.     Плыла лиса, плыла, а берега всё нет. На самую середину моря заплыла. И не знает лиса, куда ей теперь плыть. Тут встретила она тюленя.

Б)         «Пых»

  1. Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали – стали рубить избу.

В)        «Айога»

  1. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблоко хлоп – зайке в лоб!

     Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги.

Г)        «Идэ»

  1. Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе, и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблёскивает и пыхтит.

Д)        «Хитрая лиса»

  1. Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу – быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Е)        «Зимовье»

  1. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ё)     «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Ж)       «Лисичка-сестричка и

             волк»

  1. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам.

З)     «У страха глаза велики»

                                     Моя оценка                                                                                   Оценка учителя

Ключи к контрольной работе по чтению «Мир народной сказки»

  1. Правильный ответ: сказка – 1 балл

  1. Правильный ответ: волшебные, бытовые, о животных – 2 балла;

Если верно указаны только 2 ответа – 1 балл;

                                                1 ответ – 0 баллов.

  1. Правильный ответ: 2). Жиди-были – 1 балл;

                                     Другой ответ – 0 баллов.

  1. Правильный ответ: 3) У страха глаза велики – 1 балл;

                                        Другой ответ – 0 баллов. 

       

  1. Правильный ответ: 1) Корова – 1 балл;

                                 Другой ответ – 0 баллов. 

     

  1. Правильный ответ: 2) Зайца – 1 балл;

                                 Другой ответ – 0 баллов.     

   

  1. Правильный ответ: 2) Не послушал старших – 1 балл;

                                  Другой ответ – 0 баллов.   

   

  1. Правильный ответ: 2) Соседской девочке – 1 балл;

                                  Другой ответ – 0 баллов.       

  1. Правильный ответ: 2) «Лиса и волк» – 1 балл;

                                   Другой ответ – 0 баллов. 

     

  1. Максимальное количество – 4 балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Правильный ответ: Пустились наутёк – быстро убежали;

                                  Смекнуть – догадаться, сообразить, понять;

                                  Потчевать – угощать;

                                  Плутовка – обманщица, хитрая, лукавая.

  1. Максимальное количество – 4 балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Правильный ответ: Любишь кататься, люби и саночки возить;

                                  Делу время, потехе час;

                                  Вместе тесно, а врозь скучно;

                                  Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Максимальное количество – 9 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1 Ж                          4 З                         7 Ё

2 Д                           5 Б                         8 В

3 Е                           6 Г                         9 А

27 – 25 баллов «5»

24 – 20 баллов «4»

19 – 14 баллов «3»

Менее 14 баллов «2»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Закрепление знаний о типах склонения имён существительных»

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Учитель рассказывает: Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

 При необходимости корректирует результаты ответов.

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Чистописание.

- Начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.

Учитель читает строки:

-Пальчик к пальчику приставим,

А потом на них надавим,

Крепко пальчики стоят

Стать сильней они хотят.

Учитель показывает надпись:

Слова: яблоко, рисовать, арбуз, юла

Средний род – средний род

Мужской род – средний род.

- Составьте цепочку для чистописания.  В неё должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных среднего и мужского рода по формуле.

Какие буквосочетания у вас получились?

Проверьте.

Появляется запись: яя ая

Ученики выполняют разминку пальчиков.

Ученики читают надписи.

Выделяют нужные буква, пользуясь формулой, записывают соединения букв

Учащиеся сравнивают с эталоном:

яя яя

ая ая

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

2.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «закрепление знаний о типах склонения имён существительных»

Словарная работа.

На доске: Хлебороб, хозяйство, хлеб

-Какое слово можно назвать лишним и почему?

(-Лишнее слово хозяйство, так как хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.

- Лишнее слово хлеб, так как состоит из одного слога, а хозяйство и хлебороб – из трёх.

- Лишнее слово хозяйство, ещё и потому, что хлебороб и хлеб однокоренные.

- Лишнее слово хлебороб, так как оно обозначает одушевлённый предмет.)

Орфографическая разминка

-Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб

Хлебороб

Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Выйдут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почётен труд хлебороба.

-Как думаете, много сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?

-Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.

Сообщение темы и целей урока

-Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных. Будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о склонении имён существительных.

Устанавливают последовательность букв. Составляют словарное слово и записывают его в словарик.

Высказывают свои предположения.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Определение склонения имён существительных в начальной форме.

-Какие растения выращивают хлеборобы?

-Распределите названия растений по склонениям.

-Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?

Определение склонения имён существительных в косвенных падежах

-Долгое время главным хлебом русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай.

На индивидуальных карточках записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение.

Пшеница.

      Много земли засевает человек (1-е скл.)пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из (1-е скл.)пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупы.

Рожь.

В начале осени поле засевают (3-е скл.)рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. (3-е скл.)Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригревает солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем.

-Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных из первого текста.

-Какое склонение у существительного из второго текста?

-Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?

Ученики выполняют данные действия.

Пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, гречиху.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Списывание с выполнением задания

-Почему же именно про хлеб говорят – «всему голова»?

    Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо уважительно, бережно относиться к хлебу. Между тем нелегкий труд вложен во всякую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе.

Хлеб

Люди хлеб в п_лях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую в_сну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, н_чей не спят….

С детства знай, как хлеб растят.

-Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение этих слов.

Письмо по памяти

-Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.

Организует проверку работ.

Организует оценивание с использованием «волшебных линеечек - трудности»

-Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие. Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб – это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы, записанные на доске.

-Выберите пословицу, которая вам больше нравиться. Прочитайте её несколько раз, выучите. Укажите склонение существительных.

Вставляют пропущенные буквы, определяют склонение.

Уточняют свои знания по теме.

Хлеба край – и под елкой рай.

А хлеба ни куска – и в тарелке тоска.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Хлеб – всему голова!

Без соли невкусно, без хлеба несытно.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

-знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

Самостоятельная работа

-А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных».

Вам предлагается ответить на вопросы теста.

Тест

Вариант I

1.Выберите правильный ответ.

Склонение – это изменение имён существительных:

А) по числам,

Б) по падежам,

В) по родам.

2. Вставь нужную цифру:

___скл.                 ___скл.               ___скл.

м.р.  с.р.                    ж.р.              м.р    ж.р

 -      о е                                       а я

3.  Выберите правильный ответ.

Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:

А)Р.п. мн.ч.;

Б)И.п. мн.ч.;

В)И.п. ед.ч.

4. Укажи падеж:

Кем? Чем?________________________

Кому? Чему? _____________________

О ком? О чём? ____________________

5. Укажите склонение:

Степь, поле, пустыня.

Вариант II

(п.1-3 см.   Вариант I)

4.  Укажи падеж:

Степью, к полю, в пустыне.

5.  Укажите склонение:

Степью, к полю, в пустыне

По сигналу учителя начинается работа. Ученики работают по карточкам. Соблюдают ритуал входа в диалог и выхода.

Коммуникативная:

- умение вести диалог, знать правила поведения в гостях, приветствие друг друга.

- воспринимать текст,

 -находить нужную информацию

- проявлять активность во взаимодейтсвии.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

3.

Организует рефлексию.

Организует обсуждение обобщающего вывода.

 Организует составление кластера.

- Чему учились?

Организует самооценку учебной деятельности

                              узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке Я       научился, смог

                     

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

По кластеру рассказывают.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

- осуществлять взаимный контроль.

4

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

- записать 4-5 предложений на тему «Хлеб всему голова»

- у имен существительных определить род, число.

- в библиотеке взять книги, почитать о хлеборобах

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.




Предварительный просмотр:

Тема: Русские пословицы

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, её прошлому; учить работать в группах.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами для урока. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу урока. Также в конверте лежат листы с напечатанными текстами для чтения.

Ход урока

  1. Вводная часть.

Звучит русская народная музыка

-Сегодня у нас необычный урок – мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

        Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у неё рушник с хлебом и солью.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом –

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Все мы рады вас встречать,

Ведь изба красна не углами,

А пирогами.

(Угощает детей)

2.Объявление темы

-О чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

  • Красна речь пословицей.
  • Без пословицы не проживёшь.
  • Пословица недаром молвится.
  • Старая пословица век не сломится

-Так что же это такое? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

3.Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

-Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

-А какие ещё жанры фольклора вы знаете?

-Сохранилось много пословиц, и фольклористы решили собрать все это в одну книгу – «Книгу пословиц»

У учителя оформлена книга большого формата с пословицами. Учитель раскрывает её перед классом.

4. Основная часть. «Книга пословиц»

- И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница нашей книги – тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу книги.

«ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1.Чтение «по цепочке»

-Каждая группа «по цепочке» читает свой текст.

Дети самостоятельно оценивают работу каждого.

Группа 1 читает рассказ В.Осеевой «Хорошее»

Группа 2 читает рассказ И.Турчина «Дружба

Группа 3 читает рассказ Ю.Ермолаева «Силач»

- Кто читал хорошо, без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов.

2.Подбор пословиц о чтении.

-Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме, и объясните их.

Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.

  • Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде. Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Грамоте учиться вперёд пригодится.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съёмными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений.

-Сейчас мы поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Учитель читает отрывки.

  • «Корзина с еловыми шишками» (К.П. Паустовский)
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин)
  • «Степь весною» (А.И.Куприн)
  • «Серая шейка» (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
  • «Поёт зима – аукает» (С.А.Есенин)
  • «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

-Какая здесь книга «лишняя» и почему?

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

-Это вторая страница нашей книги. Как вы думаете, о чём можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

-Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.

  • Без труда ничего не даётся.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.
  • Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

2.Чтение стихотворения.

-Давайте послушаем стихотворение.

Рассказывает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час-
И мы трудиться будем!

- А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошее, крепкое знание.

3.Проверка домашнего задания

-Дома вам нужно было найти загадки о профессиях.

Загадки загадывает каждая группа.

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ДРУЖБОЙ»

1.Подбор пословиц

-Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

-Давайте найдём пословицы о дружбе?

  • Человек без друга – что земля без воды.
  • Друга ищи, а найдёшь – береги.
  • Друзья познаются в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.
  • Друга на деньги не купишь.

2.Игра «Отгадай пословицу»

-Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

  • Коса – камень (Нашла коса на камень)
  • Лес – дрова (Чем дольше в лес, тем больше дров)
  • Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)
  • Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом)
  • Дело – мастер (Дело мастера боится)
  • Труд – лень (Труд человека кормит, а лень - портит)

Физминутка

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА»

1.Подбор пословиц

-Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на четвёртой странице?

-Прочитайте их и объясните смысл.

  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Своя земля и в горшни мила
  • Жить – Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Звучит песня «С чего начинается Родина»

3.Проверка домашнего задания.

- Дома вам нужно было найти пословицы, в которых есть слова «семь» и «один»

4. Викторина

-Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздаёт карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

5. Творческая работа

-Ребята, у нас ещё остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам их можно отнести?

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

-Вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Посмотрите сценку, которая так и называется «Кончил дело – гуляй смело»

Сценку разыгрывают подготовленные ученики. Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Птичка

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Кошка

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик

Нет, кисонька, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встаёт из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

5. Итог урока.

-Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали. Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете употреблять их в своей речи.



Предварительный просмотр:

Памятка

«Работа над ошибками по русскому языку, 1-2 классы»

  1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.

Делай так: Выпал пушистый снег.

  1. Пропуск буквы, замена буквы.

Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.

Делай так: прилежные, при-леж-ны-е

  1. Перенос слова.

Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.

Делай так: ве-селая, весе-лая

  1. Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

      Делай так: Саша, Алеша, Миша

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: дочка, речка, мощный

  1. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: учитель, пальто, коньки

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: вьюга, листья, соловьи

Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и     в корне слова.

  1. Разделительный твердый знак Ъ.

Выпиши слово правильно, напиши 2-3 слова с этой орфограммой.

Делай так: объяснил, подъезд, съемка

Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами   е, е, ю, я.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 2-3 слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, поехали   или

                   отбежал, отлетел, отделал

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с другими приставками.

Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал

Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.

  1. Правописание предлогов со словами (орфограмма-пробел).

Выпиши слово с предлогом, вставь между словом и предлогом другое слово или вопрос.

                  пр.

Делай так: у_ дома, у (какого?) дома, у большого дома

Помни! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от других слов.

  1. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери к нему проверочные однокоренные слова.

Делай так: садовый – сад, садик

  1. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (словарные слова).

Напиши слово 3 раза, запомни как оно пишется. Поставь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную в корне.

Делай так: карандаш,  карандаш,  карандаш

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, напиши еще слово с этой орфограммой.

Делай так: гриб – грибы, ягодка - ягода

  1. Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса (все случаи).

Делай так: по-бежали, побе-жали, побежа-ли

  1. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу по плану: окончание, основа, корень, приставка и суффикс (если есть).

Делай так: походка, светит, закат

  1. Главные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни правильно главные члены: подлежащее (кто? что?) – одной чертой, сказуемое (что делать?) – двумя чертами. Обозначь части речи. Выпиши пары слов с вопросами.                сущ.         гл.

Делай так:  Седые туманы плывут в облаках. (Повест., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ! ? …)

Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Какая прекрасная погода!

  1. Удвоенные согласные.

Выпиши слово правильно, раздели его для переноса, запиши еще 1-2 однокоренных слова.

Делай так: касса, кас-са, кассовый, кассир

  1. Правописание НЕ с глаголами (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не, напиши 2-3 слова с этой орфограммой. Подчеркни пробел.

                              гл.                  гл.             гл.

Делай так: не_пришел, не_выучил, не_знал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...