Тема урока: «Особенности волшебной сказки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель: Исследование волшебной сказки.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;
- расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
- работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения
- воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.
Методы обучения: урок – исследование; проблемные; частично-поисковые; наглядные
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; коллективная; групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_3_klass.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Урок чтения в 3 «А» классе
Подготовила: учитель начальных классов Шевчук Н.В.
Тема урока: «Особенности волшебной сказки»
Цель: Исследование волшебной сказки.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;
- расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
- работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения
- воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.
Методы обучения: урок – исследование; проблемные; частично-поисковые; наглядные
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; коллективная; групповая
Средства обучения:
- ИКТ. Презентация по теме.
- Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
- С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
- В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу урока;
- определять структуру волшебной сказки;
- обосновывать свое мнение.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные:
- работать с текстом сказки, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку учебного задания
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Проверка домашнего задания.
4. Постановка цели и задач урока.
5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.
6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
7. Рефлексия (подведение итогов).
8. Информация о домашнем задании.
9. Итог
Ход урока:
- Организационный момент.
а) Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
- Ваши глазки все проснулись?
- Ваши губки улыбнулись?
- Приступаем к работе.
Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”
2. Актуализация опорных знаний.
а) Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
б) Звуковая разминка.
Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.
(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).
в) Чтение скороговорок.
“Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца”.
1 ряд читает тихо и размеренно
2 ряд – громко и уверенно
3 ряд - чтение с разбега
г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.
Соотнесение их с прочитанными произведениями.
4. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.
Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
На листах отрывки из сказок.
Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.
Прочитайте название раздела.
Волшебные сказки - наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий
(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.
Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?
Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.
Сказка - вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.
Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.
(В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)
Присказка (зачин) - короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
Исход – завершение, конец.
(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)
Физкультминутка.
Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.
5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.
Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.
Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).
План:
1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.
2) Выделить этапы построения сказки.
3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.
- Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:
“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.
Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.
Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.
Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?
Учащиеся высказывают разные версии.
- Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.
Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.
Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна - лягушка.
Волшебные предметы. Примеры: скатерть - самобранка, ковёр - самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.
Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.
Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.
Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.
Как заканчиваются сказки? Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?
6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?
Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.
1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.
2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол", "Царевна-лягушка". Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.
1) Особенности волшебной сказки.
2) Чудесные превращения
3) Необычные герои, сказочные помощники
4) Волшебные предметы
5) Троекратные повторы
4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол", "Царевна-лягушка". Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.
Композиция сказки (этапы):
1) Присказка
2) Развитие событий:
3) Встреча
4) Беда
5) Кульминация
6) Исход
7)Каков “урок”?
7. Рефлексия.
- Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:
“Если бы не было сегодняшнего урока, ...”
Полученные ответы: “... не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.
Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке, я оцениваю самой высокой отметкой.
В дневники “5”, а для души аплодисменты! - Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.
8. Информация о домашнем задании.
Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.
9. Итог.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Данный урок проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...
Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ» ...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники....
УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»...
Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...
Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"
Комбинированный урок-игра с элементами литературного творчества. УМК "Перспектива", 3 класс...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...