Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный урок проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а также в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно - деятельностный подход
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока | |
Тема урока | «Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с сюжетом, нравственной коллизией» |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Учебник | Литературное чтение: Учебник для 2 класса, В 2 ч.- Самара: Издательство « Учебная литература»: « Издательский дом «Федоров»,2012 г. Автор: В.Ю.Свиридова (Система Л.В.Занкова) |
Автор урока(ФИО, должность) | Косарева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
Образовательное учреждение | МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области» |
1.3 План-конспект урока
Тема урока | «Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с сюжетом, нравственной коллизией». |
Тип урока | Открытие нового знания (ОНЗ). |
Класс | 2 |
Цель | Содействовать формированию у учащихся представлений об особенностях авторской сказки |
Задачи | Предметные УУД: Создать условия для развития у учащихся умения: -осознанно, правильно и выразительно читать текст; -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, характеров; -менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; -понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; -находить в тексте ответ на заданный вопрос; -осуществлять анализ, проводить сравнение; -обобщать, владеть основами смыслового чтения текста; Метапредметные УУД Создать условия для развития у учащихся умения: Регулятивные УУД -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; - осуществлять пошаговый контроль; -различать способ и результат действия. Коммуникативные УУД -реализовывать потребность в общении со сверстниками; -допускать существование различных точек зрения; -договариваться, приходить к общему решению; Личностные УУД -сохранять мотивацию к учебе. |
Методы и формы работы | Методы: проблемно- диалогический метод, наглядный метод. Фронтальная, парная, индивидуальная. |
Оборудование | Проектор, компьютер, интерактивная доска Clasus. Презентация к уроку выполнена в программе Microsoft Power Point |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Самоопределение к деятельности | -Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начинаем наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | 1-2 | |
2 | Актуализация знаний | (С.2) -Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю, детективу? (Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение) (С.3) -Посмотрите на слайд и определите, какое произведение мы сегодня будем исследовать? ( Просмотр фрагмента) -Отрывок, из какого произведения вы просмотрели? Кто автор? Как определили? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») | Воспринимают видеофрагмент. Воспроизводят информацию | ||
3 | Постановка задач урока | (С.4) -Назовите тему урока? -Ребята, но мы не первый урок работаем над этим произведением? Все ли секреты разгадали и исследовали? -Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться? ( Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что – то новое) - «Сказка о рыбаке и рыбке», какая сказка авторская или народная? Почему? -Что вы знаете о А.С. Пушкине? -Есть ли еще различия между русскими народными сказками и авторскими? -В какой форме создаются сказки? ( В устной – народные сказки, в письменной – авторские) - Может ли меняться сюжет народной сказки? ( Да, например « Зимовье зверей») А у авторской? ( Сюжет не меняется). -На какие жанры делятся все русские народные сказки? (О животных, бытовые, волшебные) -Есть ли такое деление у авторских? (С.5)- Сделайте вывод, чем же народная сказка отличается от авторской? - Сюжет, какой сказки использовал А.С. Пушкин для создания «Сказки о рыбаке и рыбке»? -Сюжет одной из народных сказок, услышанных Пушкиным от няни, и лег в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке». - Что же Пушкин взял из народной сказки, а что добавил своё? Попробуем разобраться. | Формулируют тему урока и определяют задачи. Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки | ||
4 | Построение проекта выхода из затруднения | ЭОР №1 «Расставь кадры в нужном порядке» | - Назовите какие приметы волшебной народной сказки А.С. Пушкин взял для своей сказки и докажите примерами из текста. -Если Вам нужна помощь загляните в волшебный сундучок и выберите только то, что использовал автор. Уч. стр.110,115. -Как начинается сказка? 1.Традиционное начало сказки. Зачин. ( Жил старик со своею старухой) 2.Волшебный помощник. ( Волшебная золотая рыбка) В чем её необычность? (Золотая, умеет говорить, исполняет желания) 3.Цепочка героев ( Старик, старуха, золотая рыбка) 4.Волшебное число 3. (3 раза закидывал невод. Жили тридцать лет и три года.) 5.Повторы - Есть ли повторение сюжета в сказке? -Как они выглядят в нашем учебнике? ( Они выделены желтым цветом) Перечитайте и сравните их. 1,2 часть - вслух. Читают ученики. 3,4,5 часть - про себя. 6 часть - вслух. -Чем они похожи? ( Во все идет разговор старика и рыбки) -Чем отличаются? ( Меняются желания старухи, обращения старика) В 1 отрывке старик ничего не просит. В 6 отрывке золотая рыбка ничего не ответила. -Вывод: разные повторы – вот, что отличает Пушкинскую сказку от народной. -Какие еще изменения происходили в сказке? ( Менялся цвет моря) (С.6) Интерактивное задание №1 -Расставь картинки в верной последовательности так, как менялось море. (С.7)Интерактивное задание №2 -Подбери к каждому рисунку цитату из сказки 1.Море слегка разыгралось. 2. Помутилось 3.Неспокойно синее море. 4.Почернело синее море 5.Видит, на море черная буря. Вывод: Описание природы не встретишь в народных сказках. | Определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, участвуют в диалоге, дополняют высказывания других. Соотносят изображение с соответствующими словами из текста Учащиеся с помощью маркера перетаскивают картинки и расставляют их в нужной последовательности Учащиеся с помощью маркера перетаскивают нужную цитату к подходящей картинке | |
5 | Физминутка | «А над морем чайки кружат, (машут руками) Мы теперь плывем по морю. И резвимся на просторе. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно. (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, | Дети выполняют движения | ||
6 | Реализация плана. (продолжение) | 7.Образы героев - А образы старика и старухи – сказочные или настоящие? Давайте посмотрим, есть ли в тексте подробности, которые нам рассказывают, какие герои по характеру? -Каким мы представили старика? ( Отпустил он золотую рыбку И сказал ей ласковое слово) -Какой увидели старуху? Какой она нам показалась? (злой, сварливой) Какой же характер у старика, и какой у старухи? | Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. | ||
7 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа по карточке 1.(Приложение 1) Соедини стрелкой черты характера с героем (С.8) Взаимопроверка на интерактивной доске
Вывод: В сказке Пушкина описание героев реальное, а в народных сказках - условные. | Соотносят героя с его характером Учащиеся с помощью маркера соединяют слова, обозначающие характер героя с изображением героя | ||
8 | Реализация плана. (продолжение | 8. Добро и зло - В сказке есть всегда добро и зло. Что воплощает старуха? А старик? Кого еще можно отнести к добру? 9. Стихи или проза - Сказка о рыбаке и рыбке – это стихи или проза? (стихи) Вывод: Русские народные сказки не писались в стихах. -Что же мы хотели выяснить? (С.9) Вывод: Итак, мы сейчас выяснили, что А.С. Пушкин создал произведение похожее на народную сказку. В ней изображена жизнь русского народа, она написана простым понятным языком, но она гораздо глубже, содержательнее, в ней автор создает свою особую сказку, делая ее более художественной и интересной. -Мы заканчиваем изучать это произведение. Давайте еще раз обратимся к сюжету сказку. (С.10) -Откройте учебник. Стр.124. Какой значок видим? (Работа в группах) -Поделимся на группы. Прочитайте задание. Что нужно найти? (Найти на линии сюжета узелки событий). Что дается вам в помощь? (схема) 1группа ищет ответ на вопрос: Где история завязалась? (1 выделенный эпизод) 2 группа ищет ответ на вопрос: Где переломная точка сюжета, точка высшего напряжения – кульминация? (Чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках. До конца стр. 123) 3 группа ищет ответ на вопрос: Где история развязалась? (На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто) -Почему же так грустно закончилась сказка? Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»? (остаться ни с чем) -Прочитайте слова А.С. Пушкина « Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам - урок» -Какой же урок преподнес нам великий поэт? (С.11) Выберите точную формулировку: -Как здорово поймать золотую рыбку! -Как плохо быть сварливым и жестоким. -Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять свое счастье. -Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать. -А вы бы, если бы поймали золотую рыбку, как поступили? Выпустили рыбку или все же загадали желание? Дома вы рисовали золотую, волшебную рыбку. Покажите ее нам. Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Кто хочет, может загадать желание, а кто хочет, выпустите ее в наше воображаемое море. Учащиеся моего класса выпустили своих золотых рыбок в воображаемое море. | Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Анализируют, сравнивают. Воспроизводят информацию. Участие в обсуждении | ||
9 | Рефлексия деятельности | -Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? -Удалось нам их реализовать? -Есть ли над чем еще работать? Д/З. Придумать викторину или кроссворд по сказке. -Откройте еженедельник и оцените свою деятельность на уроке. (С.12) -Все молодцы! Похлопайте себе и пожмите друг другу руки. Всем спасибо за урок. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке |
Список использованной литературы
1.А.И. Вороговская «Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса // ООО « Издательство Оникс» 2006г
2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл: В 2ч.-2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.
Интернет ресурсы
1.Фото Пушкина А.С.- http://cvsoci.ru/wp-content/uploads/2014/01/724411251.jpg
2.Фото старика -http://inter.ua/uploads/tv_product/2011/12/27/7e4d4873a57aaec2df6e57821988c3329bc9ddfa.jpg
3.Фото старухи -http://www.moova.ru/_nw/44/17476231.jpg
4. Фрагмент из мультфильма « Сказка о рыбаке и рыбке» Режиссер: Михаил Цехановский,1950г
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Расставь кадры в нужном порядке (N 190885) | Моноформатный, Практический | Интерактивное задание | |
2 | Подбери цитату (N 190931) | Моноформатный, Практический | Интерактивное задание |
Приложение 1
Карточка №1
Соедини стрелкой черты характера с героем сказки
Добрый | ||
Сварливый | ||
Уважительный | ||
Бесхитростный | ||
Злобный | ||
Властный | ||
Покорный | ||
Безвольный | ||
Жадный | ||
Ненасытный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...
Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....
Методическая разработка презентации - теста " Сказки А.С. Пушкина"
Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 3-4 класса после изучения всех сказок А.С. Пушкина. Рекомендовано к использованию во внеклассной работе, в работе по литературному чтению, во внеу...
Учебно-методическая разработка. Путешествие в сказку «Репка» на русском и французском языке.Цикл уроков
Занятие театральной студии на французском языке, 1год обучения в театральной студии и первый год обучения фр.языку.Тема: Знакомство со сказкой «Репка» на русском и французском языке....
Методическая разработка "Путешествие по сказкам"
Данная методическая разработка "Путешествие по сказкам" направлена на закрепление знаний детей русских народных и авторских сказок...
Методическая разработка к занятию "Сказки Пушкина".
Презентация, в которой представлены краткое описание основных фактов биографии А.С.Пушкина и вопросы по наиболее известным сказкам....