Открытый урок с использованием ИКТ и ЭОР по литературному чтению во 2 классе по теме Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной"...
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Честнова Тамара Юрьевна

Урок проводится с применением ИКТ и ЭОР. К уроку составлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_po_fgos.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКТ и ЭОР.

ФИО (полностью) Честнова Тамара Юрьевна.

Место работы: ГБОУ СОШ с Кашпир Приволжского района Самарской области.

Должность: учитель начальных классов.

Место проведения: ГБОУ СОШ с Кашпир.

Уровень: школьный.

Дата проведения: 08.10.2015 года.

Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.

Задачи:

1. Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.

2. Метапредметные:
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.

 Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Презентация к уроку.

2.Слайд-шоу «Пришла  к нам в гости Осень».

3. Запись стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении А.Смирнова.

4.Музыкальная физкультминутка «Дождик».

5. Видеофрагмент « Рисунки детей про осень».
6. Листочки , «Дерево настроения».

7. Аудиофрагмент симфонии П.И.Чайковского «Времена года».

                                                     Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Создание положительной  мотивации.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы –ученики!

Дети поворачиваются, здороваются, потом тихо садятся.

Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению.

Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.

-Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте

послушаем  ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?

-Какое же время года пришло в гости?

- Правильно, к нам в гости на урок пришла Осень.(Слайд 1)

-Таинственная принцесса Осень одела деревья в золотые наряды, промочила землю дождём. Сколько ярких красок принесла она

с собой. Ребята, а как вы думаете: «Осень-это скучная пора или  нет»? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

-Осени посвятили свои произведения поэты и писатели, художники и композиторы, об этом времени года режиссёры сняли много фильмов.

Просмотр слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень» с музыкальным сопровождением. http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

-Какие приметы осени показаны в этом произведении?

-Откройте учебник на с.68 и определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать.

-Прежде чем прочитать стихотворение, ребята расскажут нам о биографии автора и об истории создания стихотворения.

Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень».

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

 Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Листья жёлтые шуршат,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Листопад)  

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

 «Что за время года?»- спросим?

Нам ответят: «Это…»

(Осень)

-У нас в гостях Осень.

Листья изменили свою окраску, начались дожди, птицы улетают в тёплые края, но дети не унывают и гуляют под  дождём.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной».

 (Слайд 2и3)

-Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября в имении Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии. Его отец служил в гвардейском полку, а мать занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. По традиции начальное образование получил дома. Закончил Московский

Университет. Стихи начал писать ещё подростком. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» было написано 22 августа 1857 года по дороге из своего имения в Москву на основе наблюдений и впечатлений.

Коммуникатив-

ные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Личностные: создание заинтересованности у ребят.

Личностные: создание эмоционального настроя.

обмен впечатлениями.

Познавательные: анализировать содержание.

Коммуникатив-

ные  проявлять интерес к суждениям товарищей.

Коммуникатив-

ные: умение слушать ответы своих товарищей.

                                     Первичное восприятие стихотворения.

-А сейчас послушайте стихотворение (исполняется в записи А.Смирнова). http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

Слушают стихотворение.

Личностные: умение выражать свои мысли, чувства, проявлять эмоциональную реакцию на текст.

                                                Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам стихотворение? Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?

-Какую пору поэт называет «дивной»?

Высказывают

 своё мнение.

Эту короткую осеннюю пору называют «Бабье лето».

Выступление ученицы.

«Бабье лето»(так называют в народе этот период осени)-это яркое мгновение среди тусклых осенних дней. Многие люди в спешке не замечают этой красоты. И это печально. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое даёт человеку природа, оставляют след в душе. Именно  на это хотел обратить внимание Ф.И.Тютчев.

Обще учебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом, умение выделять существенное.

Личностные: обмениваться впечатлениями.

Коммуникатив

ные:умение слушать ответы других детей.

                                           Музыкальная физкультминутка«Дождик».

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

Дети делают упражнения, повторяя движения за забавными зверюшками.

Личностные: создание эмоционального настроя.

Коммуникатив-

ные УУД:

(лидерство и согласованность действий с партнёрами).

                                 Этапы перечитывания и анализа художественного произведения.

-Прочитайте первый столбик и ответьте на вопросы:

-Когда бывает эта дивная пора? Каким поэт видит день?

Прочитайте. Почему он называет его хрустальным?

Что автор говорит о вечерах? Почему они лучезарны? Работа со слайдами 4 и5.

Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:

Что пишет поэт о поле, какое оно? Какие слова подчёркивают пустоту поля?  С чем автор сравнивает паутину? А как вы понимаете словосочетание «Праздная борозда»?

Работа со слайдами:6, 7.

Прочитайте  последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы.

Как поэт описывает небо? Какое чувство у вас эта картина? Слайды8, 9.

Какие слова были непонятными? Где мы сможем узнать значение непонятных слов?

Слайды 10,11.

Есть в осени первоначальной. Она только что наступила.

-День как бы хрустальный (ясный, прозрачный, как хрусталь).

Лучезарны- полны светом.

Поле пустое, лишь паутина блестит.

 Тютчев сравнивает паутину с тонким волосом.

Урожай убран и поле отдыхает.

Значение непонятных слов можно узнать в толковом словаре.(Дети работают со словарями).

Словарная работа в парах.

Серп -ручное сельскохозяйственное орудие, в виде изогнутого полукругом острого ножа.

Борозда-это углубление (канавка) между грядками, след от плуга.

Лазурь-синева, светло-синий цвет.

На праздной борозде-  поле отдыхает, урожай убран.

Личностные УУД: умение выражать свои мысли, чувства. проявлять эмоциональную реакцию на текст

Познавательные УУД: анализировать содержание произведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникатив-

ные: проявлять внимание к суждениям товарищей.

                                               Выразительное чтение стихотворения.

-Ребята, нам надо научиться читать выразительно это

стихотворение.

-В каком темпе его надо читать? Здесь нет восклицательных знаков, поэтому читаем  спокойно, обращая внимание на паузы.

(Чтение стихотворения учителем, соблюдая паузы).

Кто хочет прочитать выразительно?

-Читаем медленно, напевно.

Дети расставляют паузы в учебнике.

Чтение стиха учащимися.

Личностные: дети учатся выражать своё отношение к различным сферам окружающего мира.

Коммуникатив-

ные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

                                         Выставка рисунков про осень.

-Ребята, каждый из вас подготовил свой рисунок про осень и составил к нему рассказ Используются ЭОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354--590046976b5b/i01_11_06.swf

Рисунки вывешены на доске. Ученики по очереди выходят и знакомят одноклассников со своей работой.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникатив-

ные: умение слушать своего товарища.

                                  Этап объяснения домашнего задания.

-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть и подготовиться к его исполнению. Слайд12.

Записывают в дневники домашнее задание.

Личностные: формировать наличие мотивации к работе на результат.

                                            Подведение итогов. Рефлексия.

-С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? Для чего необходимо знакомиться  с творчеством  художников, композиторов, поэтов? Что бы вы рассказали  о сегодняшнем уроке своим родителями? (Оценивается работа учащихся).

-Ребята, на столах у вас лежат два осенних  листочка. Один красного цвета, а другой жёлтого.(Листочки изготовлены на уроке технологии из цветного картона). Мы будем украшать осеннее дерево листочками.(В цветочном горшке в земле сухая веточка).Если вам понравился урок, то вешаем на дерево красный листочек. Если урок показался скучным, то жёлтый.

-Посмотрите, ребята, какое у нас получилось красивое дерево, усыпанное багряными листочками.

-Ребята, в начале урока я задала вам вопрос: «Осень-какое время года»?

Завершается урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И.Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь». http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

Ответы детей.

Каждый ребёнок вешает свой листочек на дерево.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока.

-Осень -замечательное время года! Под ногами шуршат разноцветные листья, мы любуемся красивой природой, несмотря на унылые дожди радуемся каждому новому дню.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.

Приложение к  уроку

                    _ Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени    

     первоначальной…»______________________________________

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Слайд-шоу «Пришла к нам в гости Осень»

 

Слайд-шоу

http://easyen.ru/load/muzyka/raznoe/slajd_shou_prishla_k_nam_v_gosti_osen/32-1-0-34896

2.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

исполняет

        Аудиотекст

http://www.liveinternet.ru/users/1700710/post109577989/

 

3.

Музыкальная физкультминутка

Презентация с анимацией и музыкальным сопровождением

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dozhdik/319-1-0-32107

 

4.

 Видеофрагмент «Рисунки детей об осени»

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000ec-1000-4ddd-9354--590046976b5b/i01_11_06.swf

 

5

Чайковский П.И. «Времена года. Осенняя песнь.»  

аудиофрагмент

http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....