Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n._tolstoy_lev_i_sobachka_tekhnologicheskaya_karta_uroka_.doc | 91.5 КБ |
lev_i_sobachka.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||
I. Организация начала урока | – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||
II. Проверка домашнего задания | Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Как он относится к людям? Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя. - Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? - А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты. - Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом. | «Акула», «Прыжок» Выполняют тестовые задания Самопроверка | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. Осуществляют самопроверку. | |||
III. Постановка учебной задачи / Разминка | - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. - А сейчас прочитайте стихотворение про себя Бедная собака – бросили её – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.) – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) - Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. – - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Читают стихотворение Читают стихотворение про себя Чтение стихотворения хором Беседа
Прослушивание Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Физкультминутка Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.) | Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. Выполняют физкультминутку | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения Работа в парах (составить диалог героев) | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. - Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. - Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки) | Выполняют задания, отвечают на вопросы. – Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи | |||
Работа с иллюстративным материалом | – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? - А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? | – Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. – В дружбу. | ||||
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) - Отчего лев умер? Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. | – Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение. | |||||
Работа в группах | 1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу. а) “Лев и собачка друзья лучших лет, б) Лев и собачка хорошие друзья, 2, 5 группа портрет героя – льва 3, 6 группа портрет героя – собачки – Какой конец в этой истории? (Печальный.) – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это… – Кого вам сейчас жалко? Почему? – Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. | Отвечают на вопрос. | Полно и точно выражают свои мысли | |||
V. Домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
А. Его сковал страх за детей, за сына.
Б. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
6. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
7. Когда мальчик опомнился?
А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.
Б. Когда открыл глаза.
8. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС)
В данном материале содержится подробное описание урока по литературному чтению (ФГОС) Описывается деятельность учителя и деятельность ученика, методы и ууд....
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
Технологическая карта урока по литературному чтению (Кычырары) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"
Делюсь своим опытом работы. Представляю разработку урока по литературному чтению (Кычырары, с использованием ИКТ. Урок составлен по требованию ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе (Обучение грамоте) по ФГОС .УМК "Школа России"
Разработка урока по литературному чтению (Обучение грамоте). 1 класс по ФГОС...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....