Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк " ПРИЁМЫШ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов.
«Исследовательская деятельность, как механизм реализации ФГОС».
4 класс.
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Цели: 1.Содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.
2. Создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш» Д.Н.Мамина-Сибиряка , с жизнью и творчеством писателя.
3.Способствовать развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления.
Ход урока:
I.Организационный этап.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок!
II.Подготовка к восприятию нового материала.
- Прослушав стихотворение Н.А.Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела.
-Читает учащийся:
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо.
А море без рыб – не море.
А земля без зверей – не земля!
-Чему будут посвящены произведения?
-Раздел называется : «Природа и мы».
III. Актуализация знаний об авторе и его творчестве.
-Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.
-Кто автор всех этих произведений?
-Назовите полное имя и фамилию. ( на доске открывается портрет с надписью)
-Что вы можете о нём рассказать, глядя на его портрет?
-Хочется, что бы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя.
-Сегодня ваши одноклассники, познакомят вас с некоторыми фактами из биографии писателя. (выступления учащихся).
- Но не только они занимались исследованием творчества Мамина-Сибиряка, но и многие ребята из класса. Все сведения о жизни писателя мы соберём в нашу традиционную папку.
IV.Работа с учебником.
- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете посмотрев содержание в конце учебника (стр.76), (название на доске).
-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?
-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».
-А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
-Как вы думаете, кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем» ?
V .Работа над произведением.
Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».
-познакомиться с героями
-определить, кто такой Приёмыш
-выяснить главную мысль
-высказать своё отношение
VI. Словарная работа.
Внимание ! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.
-Проведём игру «Найди пару».
-Необходимо переставить таблички второго столбика так, чтобы было понятно значение слов первого столбика.
-сайма - рыбацкая стоянка
-доспехи - снаряжение
-заводь - речной залив
-бобылём - одинокий
- муштровать - обучать
-протока - речка, соединяющая два водоёма
VII. Физкультминутка.
VIII.Чтение текста по частям.
- Слушая первую часть, исследуем
- Где происходят события?
-Кто участники события?
( Чтение хорошо читающими детьми.)
- Ответы на вопросы.
-Так мы узнали, кто Приёмыш?
- Как нам быть? Что делать?
-Читать дальше.
2.) Чтение второй части.
- Кто оказался Приёмышем?
- Оказывается приёмыш- это не только человек, в нашем рассказе – это ?
- Как Приёмыш оказался у Тараса?
3.) Самостоятельное чтение третьей части.
- Прочитав третью часть, попробуйте несколькими словами
высказать предположение:
- как Тарас относится ко всему окружающему?
4.) Работа над четвёртой частью произведения.
Прогнозирование.
-А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(предположения учащихся)
Чтение 4 части - учителем.
- Прослушав заключительную часть мы узнаем, совпало ли ваше мнение с авторским? (чтение)
- Совпало?
- А мог ли Тарас не отпустить птицу?
( Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать вне воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку….. Друзья расстались.)
-А легко ли расстаться с другом?
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой жертвуют свое жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей - нам людям.
- Какова же главная мысль этого произведения? ( бережное отношение к природе )
- В какой из пословиц определена идея произведения.
«Легко подружиться, тяжело разлучиться».
IX. Итог урока.
- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный на урок ?
X. Рефлексия.
Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях:
-Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства……
-Рассказ помог понять…..
-Для меня было сложно…..
-Мне понравилось…..
(оценки за урок)
XI.Домашнее задание.
Мы не прощаемся с героями рассказа «Приёмыш», на следующем уроке мы будем говорить о каждом герое.
Дома перечитать произведение и выбрать слова и выражения характеризующие главных героев.
Прозвенел уже звонок,
Значит кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке. Вы меня очень порадовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" можно использовать на интерактивной доске любого типа. При создании флипчарта использовались программы ActivI...
Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)
Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтенияЗадачи:Образовательные:Учить доказывать свою точку зрения.Учиться опровергать мнения других ...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»"
Организация деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....