Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк " ПРИЁМЫШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  по литературному чтению на районном  семинаре учителей начальных классов.

«Исследовательская деятельность, как механизм реализации ФГОС».

4 класс.

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Цели: 1.Содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.

2. Создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш» Д.Н.Мамина-Сибиряка , с жизнью и творчеством писателя.

3.Способствовать развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления.

Ход урока:

I.Организационный этап.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнём скорей урок!

II.Подготовка к восприятию нового материала.

- Прослушав стихотворение Н.А.Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела.

-Читает учащийся:

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо.

А море без рыб – не море.

А земля без зверей – не земля!

-Чему будут посвящены произведения?

-Раздел называется : «Природа и мы».

III. Актуализация знаний об авторе и его творчестве.

-Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.

-Кто автор всех этих произведений?

-Назовите полное имя и фамилию. ( на доске открывается портрет с надписью)

-Что вы можете о нём рассказать, глядя на его портрет?

-Хочется, что бы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя.

-Сегодня  ваши одноклассники, познакомят вас с некоторыми фактами из биографии писателя. (выступления учащихся).

- Но не только они занимались исследованием творчества Мамина-Сибиряка, но и многие ребята из класса. Все сведения о жизни писателя мы соберём в нашу традиционную папку.

IV.Работа с учебником.

- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете посмотрев содержание в конце учебника (стр.76), (название на доске).

-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово-приёмыш?

-В словаре русского языка Ожегова, говорится так: «Приёмыш-приемный сын или приёмная дочь».

-А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

-Как вы думаете, кого Мамин-Сибиряк называет «Приёмышем» ?

V .Работа над произведением.

Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».

-познакомиться с героями

-определить, кто такой Приёмыш

-выяснить главную мысль

-высказать своё отношение

VI. Словарная работа.

Внимание ! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.

-Проведём игру «Найди пару».

-Необходимо переставить таблички второго столбика так, чтобы было понятно значение слов первого столбика.

-сайма     -    рыбацкая стоянка

-доспехи   - снаряжение

-заводь     - речной залив

-бобылём   - одинокий

- муштровать  - обучать

-протока  - речка, соединяющая два водоёма

VII. Физкультминутка.

VIII.Чтение текста по частям.

  1. Слушая первую часть, исследуем

- Где происходят события?

-Кто участники события?

( Чтение хорошо читающими детьми.)

- Ответы на вопросы.

-Так мы узнали, кто Приёмыш?

- Как нам быть? Что делать?

-Читать дальше.

2.) Чтение второй части.

- Кто оказался Приёмышем?

- Оказывается приёмыш- это не только человек, в нашем рассказе – это ?

- Как Приёмыш оказался у Тараса?

3.) Самостоятельное чтение третьей части.

- Прочитав третью часть, попробуйте несколькими словами

высказать предположение:

- как Тарас относится ко всему окружающему?

4.) Работа над четвёртой частью произведения.

Прогнозирование.

-А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(предположения учащихся)

Чтение 4 части  - учителем.

- Прослушав заключительную часть мы узнаем, совпало ли ваше мнение с авторским? (чтение)

- Совпало?

- А мог ли Тарас не отпустить птицу?

( Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылья, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать вне воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку….. Друзья расстались.)

-А легко ли расстаться с другом?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой жертвуют свое жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей - нам людям.

- Какова же главная мысль этого произведения? ( бережное отношение к природе )

- В какой из пословиц определена идея произведения.

«Легко подружиться, тяжело разлучиться».

IX. Итог урока.

- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный на урок ?

X. Рефлексия.

Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях:

-Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства……

-Рассказ помог понять…..

-Для меня было сложно…..

-Мне понравилось…..

(оценки за урок)

XI.Домашнее задание.

Мы не прощаемся с героями рассказа «Приёмыш», на следующем уроке мы будем говорить о каждом герое.

Дома перечитать произведение и выбрать слова и выражения характеризующие главных героев.

Прозвенел уже звонок,

Значит кончился урок.

Спасибо, ребята, за работу на уроке. Вы меня очень порадовали.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Флипчарт для урока литературного чтения в 3 классе по теме :"Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" можно использовать на интерактивной доске любого типа. При создании флипчарта использовались программы ActivI...

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)

Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтенияЗадачи:Образовательные:Учить доказывать свою точку зрения.Учиться опровергать мнения других ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»"

Организация  деятельности учащихся по ознакомлению  с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...