Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по чтению 4 класс | 27.39 КБ |
презентация к уроку | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс №____
Тема: И.А.Крылов. Басня «Лебедь,щука и рак» Дата : 14.04.2016г
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с биографией Ивана Андреевича Крылова и с его баснями.
2. Приобщать детей к чтению басен.
3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.
4. Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения.
5. Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи
Планируемые результаты |
Предметные: Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль произведении, подбирать пословицы и соотносить их с текстом Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.Находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Личностные: Проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов.Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами. |
Ресурсы урока: Портрет И.А.Крылова, иллюстрации памятника Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга. Толковые словари С.И.Ожегова, компьютер. Мультимедийный проектор, экран, учебники, выставка книг с баснями И.А.Крылова.
Ход урока:
Предварительный просмотр:
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2 класс
Предмет: Литературное чтение
Программа: «Школа России»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учитель: Лебедева Елена Ивановна
Тема урока: Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец.
Басня «Лебедь, щука и рак».
Цель урока: Научить определять басню как жанр литературы по характерным
признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в
произведении, подбирать пословицы и соотносить их с текстом.
Задачи урока: 1. Ознакомить учащихся с биографией Ивана Андреевича Крылова и с
его баснями.
2. Приобщать детей к чтению басен.
3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.
4. Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения.
5. Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Оборудование: Портрет И.А.Крылова, иллюстрации памятника Крылову в Летнем саду
Санкт-Петербурга. Толковые словари С.И.Ожегова и Даля, компьютер, Мультимедийный проектор, экран, учебники, выставка книг с баснями И.А.Крылова. Иллюстрации к басням, выставка рисунков детей к басням.
Ход урока:
- Организационный момент.
Мы начинаем урок чтения. Тема сегодняшнего урока зашифрована. Посмотрите на экран и постарайтесь прочитать.
НАВИ ВОЛЫРК
Учитель: Прочитайте справа налево.
Дети: Крылов Иван.
Учитель: Именно так подписывал свои басни Крылов. Перед вами записан псевдоним
известного русского писателя. Псевдоним – это вымышленное имя писателя.
Учитель: Иван Андреевич Крылов будет главным героем на нашем уроке. А какими
произведениями прославился И.А.Крылов?
Дети: Он писал басни.
Учитель: Молодцы! Вы сами определили тему нашего урока.
Тема: «И.А.Крылов – великий русский баснописец. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Перед вами выставка книг И.А.Крылова и ваших рисунков к его басням.
Давайте хором прочитаем заголовок к этой выставке.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
И.А.Крылов.
Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством И.А.Крылова.
Будем активно работать на уроке, думать, анализировать и сопоставлять. В конце урока мы должны будем решить проблему и объяснить смысл высказывания великого баснописца. Задумайтесь, что хотел сказать он этими словами, а также узнаем что такое басня и какие отличительные особенности она имеет?
Работа на уроке будет проходить по следующему плану:
- Расшифровка темы урока.
- Знакомство с биографией И.А.Крылова.
- Физкультминутка.
- Знакомство с новой басней.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Знакомство с биографией И.А.Крылова.
Учитель: Своё путешествие в мир басен мы начнём со знакомства с биографией
И.А.Крылова. В этом нам помогут группа дикторов и группа журналистов.
Рассмотрим портрет Крылова, опишите, каким вы представляете его
по характеру?
Дети: Добрый, умный, справедливый, честный, открытый…
Учитель: Сейчас группа дикторов прочитают для нас статью в учебнике на стр. 102.
Очень внимательно послушайте, после прочтения сделаете выводы: какие черты характера баснописца описывает автор?
(Группа детей читают цепочкой текст в учебнике на стр. 102)
Учитель: Так какими чертами характера обладал И.А.Крылов?
Дети: Он был очень трудолюбивым человеком, упорным, умел добиваться цели.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали и смогли сделать выводы.
А сейчас группа журналистов из 2 класса подготовила нам репортаж о жизни и творчестве Крылова. Вы послушаете внимательно и постараетесь ответить на вопрос: кого изображал Крылов под видом животных?
Ученик 1: Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Особенно ему нравилась басня про ворона, нашедшего кусок мяса, и лисицу, которой очень хотелось полакомиться мясом, и она стала расхваливать ворона.
Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а в 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.
Ученик 2: Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.
Ученик 3: Крылова окружают глупая Ворона и хитрая льстивая Лисица, злой голодный Волк, сытая самодовольная Свинья, невежественный фанфарон-Петух.
Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.
Учитель: Так кого же изображал в своих баснях Крылов под видом животных?
Дети: В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей.
Учитель: Итак, мы узнали, что под видом животных, Крылов изображал в своих баснях
людей. Такое свойство басни именуется аллегорией (иносказанием).
БАСНЯ
Аллегория (иносказание)
Героями басен часто бывают ?
животные, растения,
предметы, а под ними
подразумеваются люди.
Это одна из отличительных особенностей басни. Ещё одно свойство басни нам предстоит найти.
3. Физкультминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!
4. Знакомство с новой басней.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из басен Крылова. Эта басня поможет нам
отыскать ещё одно отличительное свойство басни, а также объяснить смысл
высказывания великого баснописца: «Люблю, где случай есть, пороки
пощипать».
Чтобы решить эту проблему давайте работать дружно, слаженно, сообща.
Откройте учебники на стр. 104. Давайте вместе прочитаем название басни.
Дети: Лебедь, Рак и Щука.
Учитель: А теперь послушаем басню в исполнении Игоря Владимировича Ильинского –
мастера художественного слова. Вы не просто будете слушать, а искать в
тексте слова, смысл которых вам не понятен и отмечать их карандашом
(Дети слушают басню, подчёркивают слова)
Учитель: Понравилась ли вам басня?
(Ответы детей)
Учитель: Какие незнакомые слова попались?
Лад – согласие, мир, порядок.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колёсная повозка или сани с кладью.
Впряглись – в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Значение этих слов взяты из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.
Учитель: А теперь мы будем сами читать басню цепочкой, как мастера художественного
слова.
(Дети читают цепочкой басню «Лебедь, Рак и Щука»)
Учитель: Молодцы! Получилось.
Кто же по вашему мнению читал как мастер художественного слова?
(Ответы детей)
Учитель: Поработаем с текстом басни и постараемся найти ещё одно отличительное
свойство.
Будем искать слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
Найдите, как в басне описан Лебедь, какие действия он совершает?
Дети: «Лебедь рвётся в облака».
Учитель: Верно, он стремительный, упрямый, быстрый.
Какие действия совершает Рак?
Дети: «Рак пятится назад».
Учитель: Правильно, этот герой неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
А какие же действия совершает Щука?
Дети: «Щука тянет в воду».
Учитель: Действительно, она упрямая, только своё дело знает.
Обратите внимание, как точно передаёт Крылов характер каждого героя.
Ребята объясните выражение: «Из кожи лезут вон».
(Ответы детей)
Учитель: Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз?
Давайте прочитаем вопрос №3 в учебнике на стр. 105. Что главного они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
(Дети отвечают)
Учитель: Давайте ответим на вопрос №5 в учебнике.
В чём смысл пословицы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»?
(Дети отвечают)
Учитель: Какое чувство вызывают у вас герои?
Дети: Жалко, что они бестолковые, у них нет согласья, если они друзья, то всё должны
делать дружно.
Учитель: Так что же высмеивает Крылов?
Дети: Отрицательные черты характера людей.
Учитель: Верно, Крылов высмеивал людские пороки.
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство.
Найдите в тексте басни строчки, где заключена главная мысль басни
(Первые три строчки).
(Дети читают)
Учитель: Та часть басни, где содержится нравоучение, совет, поучение – это мораль
басни.
Так давайте сделаем вывод: что такое басня и какие её отличительные
особенности?
Басня – это короткий, чаще всего стихотворный иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. |
Какие отличительные особенности имеет басня?
БАСНЯ
Аллегория Мораль
(иносказание) (нравоучение)
Учитель: Как вы понимаете, что Крылов любил пощипать пороки?
(Дети отвечают)
Учитель: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и
подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости
жизни.
Молодцы, ребята! Вы очень старались, думали, рассуждали, нашли
отличительные особенности басни. А также мы вместе с вами, сообща смогли
объяснить смысл высказывания баснописца Крылова.
5. Итог урока.
Учитель: А теперь подведём итог нашего урока.
Какой автор был главным героем нашего урока?
Дети: И.А.Крылов.
Учитель: Что вам особенно понравилось на уроке?
(Ответы детей)
Учитель: За хорошую работу на уроке я хочу подарить вам картинки для раскрашивания
к басням И.А.Крылова
И стихотворение В.И.Лебедева-Кумача.
«Крылов – это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
В.И.Лебедев-Кумач
6. Домашнее задание.
Учитель: Дома вы раскрасите картинки, определите, к какой басне они относятся, а кто
хочет возьмите в библиотеке текст басни найдите мораль, и на обратной
стороне картинки запишете её.
Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак".
Урок посвящён ознакомлению обучающихся с творчеством И.А.Крылова и полностью соответствует новым стандартам....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс
разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с учетом УУД...
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс
Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...
Конспект открытого урока по теме: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
Открытый урок литературного чтения (Школа России, 2 класс)Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»Тип урока: изучение нового и первичное закрепление...