Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида)
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_4kl.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон ФЗ -273 от 29.12.12 «Об образовании» в Российской Федерации
- Устава КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
- Учебного плана КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
- Положение об интернате краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа–интернат VIII вида»
Программа составлена на основе:
Примерной программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: Москва. «Просвещение» 2011г.
По программе предусмотрен УМК, включающий:
- учебник чтение З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва. «Просвещение» 2010.
Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 4 класса КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 173 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: на изучение чтения и развития речи в 4 классе начальной школы отводится по 4 часА в неделю. Курс четвёртого класса составляет 136 часа (34 учебные недели).
Формы контроля: устный опрос.
Основными задачами обучения чтению в 4 классах являются: Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
• первичного (на практическом уровне) понимания значения знаний русского языка в жизни человека и первоначальных умений решать практические задания с использованием знаний;
• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
● понимать, принимать и сохранять учебные задания и выполнять их в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных заданий
• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Учащийся получит возможность научиться:
• принимать учебные упражнения, предлагать возможные способы их выполнения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебного задания и вносить необходимые исправления;
• выполнять учебные действия в устной форме;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.*
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме;
• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.*
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
- осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
- читать про себя;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
- определять главную мысль произведения;
- читать отрывки по ролям;
- пересказывать содержание прочитанного;
- отличать сказку от рассказа;
- читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 7-8 стихотворений.
Критерии оценивания.
№ | Фамилия учащегося | осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами | отвечать на вопросы по прочитанному | пересказывать содержание |
ПРОГРАММА
(5 ч в неделю)
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Что такое хорошо | 18 |
2 | Уж небо осенью дышало | 20 |
3 | Народные сказки | 16 |
4 | О труде и трудолюбии | 9 |
5 | Произведения русских и зарубежных писателей | 8 |
6 | Идет волшебница зима | 12 |
7 | Люби все живое | 9 |
8 | Весна идет | 18 |
9 | В стране чудес | 7 |
10 | Лето наступило | 12 |
11 | Внеклассное чтение. | 7 |
Итого | 136 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Коли-чество часов | Дата по плану | Дата по факту | Коррекционная работа | Оборудование Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Чтение. Учебник для 4 класса | |
1. 1. 1 | ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО… В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!». | 1 ч. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь рассказ» | Сюжетная картинка «Первое сентября»; слоговые таблицы; презентация. | |||
1.2 | Э. Шим «Брат и младшая сестра» | 2 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника. | |||
1.3 | Е. Седугин «Молоток». | 2 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника. | |||
1.4 | Е. Пермяк «Пичугин мост». | 2 ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника. | |||
1.5 | По И. Дику «Счастливая ручка». | 2 ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника. | |||
1.6 | По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». «Лелишна Охлопкова». «Виктор Мокроусов». | 2 ч. 2 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника. | |||
1.7 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть. А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть. | 1 ч. 2 ч. | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос». | Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника; портрет писателя | |||
1. 8 | В. Осеева «Печенье». | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | Портрет писателя, карточки для словарной работы; | |||
1. 9 | Итоговый урок «Что такое хорошо…» | 1 ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Учебник, карточки со словами; иллюстрации к рассказам. | |||
11. 1 | Внеклассное чтение. «Жизнь дана на добрые дела». | 2 ч. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки»; список пословиц; карточки для индивидуальной работы. | |||
2. 2.1 | УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО… А. К. Толстой «Осень!». | 1 ч. | Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери» | Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, презентация | |||
2.2 | По В. Пескову «Осенний лес». | 1 ч. | Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос» | Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, | |||
2.3 | А. Твардовский «Лес осенью». | 1 ч. | Развитие словесно-логического мышления на основе упражнения «Сравни описание». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря, | |||
2.4 | О. Высотская «Осеннее утро». | 1 ч. | Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть» | Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, презентация | |||
2.5 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть | 2 ч. 2ч. 2 ч. 2 ч. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. Коррекция памяти, мышления, внимания на основе упражнения «Разминка» Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | презентация, портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке “Лягушка-путешественница”, пословицы, карточки для речевой разминки, | |||
2.6 | И. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 ч. | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | Портрет Крылова И.А., иллюстрации к басне, таблицы со словарными словами, атрибуты для инсценирования басни, выставка книг; плакаты с пословицами. | |||
2.7 | По Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш» | 2 ч. | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря, геометрические фигуры. | |||
2.8 | По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболь". | 1 ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря, слоговая таблица, толковый словарь. | |||
2.9 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …» | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину» | Презентация; портрет поэта. | |||
2.10 | Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 2 часть | 1 ч. 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
2. 11 | Итоговый урок «Уж небо осенью дышало…» | 1 ч. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Учебник, карточки со словами | |||
3. 3.1 | НАРОДНЫЕ СКАЗКИ «Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть «Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть | 2 ч. 2 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Электронное пособие “В гостях у сказки” Компьютер. Проектор. Музыкальный центр. | |||
3.2 | «Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть «Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть | 2 ч. 2 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
3.3 | «Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка). | 2 ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря; толковый словарь. | |||
3.4 | «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка). | 3 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
3.5 | «Лиса и волк» (Русская сказка) | 2 ч. | Коррекция памяти, внимания через разгадывание кроссворда. | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
3.6 | Итоговый урок «Народные сказки» | 1 ч. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Карточки со словами; иллюстрации учебника. | |||
4. 4.1 | О ТРУДЕ И ТРУДОЛЮБИИ К. Ушинский «Два плуга». | 1 ч. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу» | Предметные картинки инструментов; кроссворд; портрет писателя. | |||
4.2 | «Самое дорогое» (Русская сказка) | 1 ч. | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
4.3 | И. Крылов «Трудолюбивый медведь». | 1ч. | Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу» | Предметные картинки деревьев: береза, вяз, орешник; иллюстрация учебника, портрет И. Крылова. | |||
4.4 | Айога (Нанайская сказка) | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
4.5 | С. Маршак «Лодыри и кот» | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
4.6 | И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня) | 1 ч. | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Посмотри, прочитай» | Иллюстрация с изображением Лебедя, Рака и Щуки; портрет баснописца. | |||
4.7 | А. Тетивкин «Школа» | 1 ч. | Коррекция внимания , наблюдательности через упражнение “Квадрат из букв”. | Сюжетные картинки: профессии; карточки со словами | |||
4.8 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны». | 1 ч. | Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка» | толковый словарь русского языка; выставка книг Е.Пермяка по теме урока. | |||
4.9 | Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии». | 1 ч. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | Пословицы о труде; иллюстрации учебника; карточки со словами. | |||
5. 5.1 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть | 2 ч. 2 ч. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери" Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает" | Аудиозапись, видеозапись, портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки, опорные слова, картинки по каждой части сказки, карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме: "Сказки А. С.Пушкина". | |||
5.2 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». 1 часть Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». 2 часть | 1 ч. 1 ч. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Расскажи» | портрет Д.Свифта, книга с иллюстрациями, учебники, слова-помощники. | |||
5.3 | Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб». | 1 ч. | Развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек». | Аудио запись сказки; иллюстрация учебника. | |||
5.4 | Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей». | 1 ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Иллюстрации учебника; вопросы; карточки | |||
11.2 | Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии. | 1ч. | Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы». | Выставка книг; карточка с половицей. | |||
6. 6.1 | ИДЕТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА И. Никитин «Встреча зимы». | 1 ч. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Презентация; слоговые таблицы. | |||
6.2 | По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу». | 1 ч. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения» | Магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», презентация, выставка книг. | |||
6.3 | И. Антонов «Сад друзей». | 1 ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Предметные картинки птиц; сюжетная картинка «Кормушка» | |||
6.4 | И. Суриков «Детство». | 1ч. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | Портрет поэта; сюжетные картинки «Зимние забавы» | |||
6.5 | Л Н. Толстой «Филипок». | 1ч. | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Карточки со словарными словами; книга Л. Н Толстого; иллюстрация учебника. | |||
6.6 | Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 1 ч. | Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу» | Портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, "Толковый словарь" С.И. Ожегов. | |||
6.7 | Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 1 ч. | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Иллюстрация учебника. | |||
6.8 | Н. Некрасов «Не ветер бушует» | 1 ч. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | Портрет Н.А. Некрасова, карточки со словами. | |||
6.9 | Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть | 1ч. 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ». Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | Портрет Н. Носова; иллюстрация учебника | |||
6.10 | По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Сюжетные картинки по теме «Зима» | |||
6.11 | Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима». | 1 ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Иллюстрации учебника; вопросы; карточки | |||
11.3 | Внеклассное чтение. Зимушка – зима. | 1ч. | Коррекция памяти, мышления на основе дидактической игры «Угадай, какой это месяц». | Мультимедийная презентация; пословицы о зиме, загадки о зиме, иллюстративный материал. | |||
7. 7.1 | ЛЮБИ ВСЕ ЖИВОЕ По В. Костылеву «Береза» | 1ч. | Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «»Расположи в нужной последовательности» | Предметные картинки березы в разное время года. | |||
7.2 | Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом» | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
7.3 | По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака». | 1ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
7.4 | В. Тарасов «Четвероногий друг». | 1 ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Озаглавь части» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
7.5 | М. Пришвин «Гаечки». | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Портрет писателя; карточки со словами | |||
7.6 | М. Горький «Воробьишко». | 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | учебник, аудиозапись, портрет М. Горького, выставка книг, рисунок воробья. | |||
7.7 | А. Барков «Пожарник Карл». | 1 ч. | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Перескажи по плану» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
7.8 | По Г. Скребицкому «Медвежонок». | 1 ч. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря. | |||
7.9 | Итоговый урок «Люби все живое». | 1 ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
11.4 | Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных. | 1 ч. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Выставка книг | |||
8. 8.1 | ВЕСНА ИДЕТ! Ф. Тютчев «Весенние воды» | 1 ч. | Развитие логического мышления на основе игры «Угадай» | Пейзажные картины всех времен год; слайд-шоу «Весенние воды» | |||
8.2 | В. Ситников «Утро». | 1ч. | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет» | Предметные картинки домашних животных; иллюстрация учебника | |||
8.3 | По Л. Толстому «Весна». | 1ч. | Коррекция памяти на основе упражнения «Назови клички» | Картины-весны; слова для словарной работы. | |||
8.4 | И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…» | 1ч. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | Картины-весны; слова для словарной работы. | |||
8.5 | По А. Платонову «Еще мама». 1 часть По А. Платонову «Еще мама».2 часть По А. Платонову «Еще мама». 3 часть По А. Платонову «Еще мама». 4 часть По А. Платонову «Еще мама». 5 часть | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. | Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям. Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос» | Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря; презентация. | |||
8.6 | Н. Саконская «Разговор о маме». | 1ч. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | Презентация; сюжетные картинки; карточки со словами | |||
8.7 | Л. Квитко «Бабушкины руки». | 1ч. | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Иллюстрация учебника; карточки со словами. | |||
11.5 | Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях. | 1 ч. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Выставка книг; иллюстрации колчана со стрелами; фоторепродукции бри на море. | |||
8.9 | По Е. Кононенко «Резеда». | 1ч. | Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям. | Иллюстрация учебника; карточки со словами. | |||
8.10 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1ч. | Коррекция мышления, речи, памяти на основе упражнения «Опиши» | Выставка книг, портрет писателя, толковый словарь. Картина Левитана; картина «Дедушка Мазай и зайцы» | |||
8.11 | А. Барков «Яшка». | 1ч. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части» | Предметные картинки птиц; | |||
8.12 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1ч. | Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «Сравни» | Портрет писателя; сюжетная картинка. | |||
8.13 | В. Орлов «Лесной цветок». | 1ч. | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | Предметные картинки первоцветов; карточки со словами | |||
8.14 | Н. Сладков «Медведь и Солнце» (сказка). | 1ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | ||||
8.15 | Итоговый урок по теме: «Весна идет». | 1ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
9. 9.1 | В СТРАНЕ ЧУДЕС. И. Токмакова «В чудной стране» | 1 ч. | Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»». | Иллюстрация учебника; сюжетные картинки. | |||
9.2 | По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть | 1 ч. 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Презентация; портрет писателя; иллюстрация учебника | |||
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть | 1 ч 1 ч. 1 ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Расшифруй» Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Книга А. Толстого; сюжетные картинки из сказки; иллюстрация учебника; слова для словарной работы. | ||||
9.3 | Итоговый урок по теме: «В стране чудес». | 1 ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
10. 10.1 | ЛЕТО НАСТУПИЛО. И. Никитин «Вечер ясен и тих…» | 1ч. | Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»». | Презентация; иллюстрация учебника | |||
10.2 | По К. Паустовскому «Заботливый цветок». | 1ч. | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
10.3 | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1ч. | Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы». | портрет Н. А. Некрасова; лента времени; цветок – ноготок (с отрывными лепестками); презентация. | |||
10.4 | По Н. Носову «Огородники». 1 часть По Н. Носову «Огородники». 2 часть По Н. Носову «Огородники». 3 часть. По Н. Носову «Огородники». 4 часть | 1 ч 1ч. 1ч. 1ч. | Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Объясни» Коррекция речи, памяти на основе упражнения «Расскажи» | Портрет писателя, иллюстрации к тексту; карточки со словарными словами. Карточки с именами героев, карточки с действиями Мишки и чертами его характера, карточки для исключения лишнего. Аудиозапись « Утро в лесу». | |||
10.5 | И. Антонов «У речки». | 1ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
10.6 | М. Пришвин «Золотой луг». | 1ч. | Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»». | Портрет писателя; карточки со словами | |||
10.7 | В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 1ч. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | Портрет писателя; карточки со словами | |||
10.8 | М. Бородицкая «Последний день учения». | 1ч. | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка» | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
10.9 | Итоговый урок «Лето наступило». | 1ч. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Карточки со словами; иллюстрация учебника. | |||
11.6 | Внеклассное чтение. Лето наступило. | 1 ч. | Коррекция памяти, мышления на основе дидактической игры «Угадай, какой это месяц». | Мультимедийная презентация; загадки о лете, иллюстративный материал. |
Литература
1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2011.
Дополнительная
1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.
5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....
Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида
В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида....