Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида)
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Абайдулина Татьяна Викторовна

Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

       Учить самостоятельно работать с книгой.Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания             нравственных качеств.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_4kl.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                              

Рабочая программа по  чтению и развитию речи составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон  ФЗ -273 от  29.12.12 «Об образовании»  в Российской Федерации  
  2. Устава  КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
  3. Учебного плана КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида».
  4. Положение  об интернате краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная

       школа–интернат VIII вида»

Программа составлена на основе:

Примерной программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: Москва.  «Просвещение» 2011г.

По программе предусмотрен  УМК, включающий:

- учебник чтение З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева, учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва. «Просвещение» 2010.

Тип программы: образовательная программа специальных  (коррекционных)                       образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  VIII      вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 173 часа.

Форма обучения: очная.

 Режим занятий: на изучение чтения и развития речи в 4 классе начальной школы отводится по 4 часА в неделю. Курс четвёртого класса составляет 136 часа (34 учебные недели).

 Формы контроля: устный опрос.

Основными задачами обучения чтению в 4 классах являются: Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

     Учить самостоятельно работать с книгой.

         Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

           Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

           Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;

У учащегося будут сформированы:

понимание того, что одна  и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

• элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

• элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

• элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

• уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

• интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

• первичного (на практическом уровне) понимания значения  знаний русского языка в жизни человека и первоначальных умений решать практические задания с использованием знаний;

• потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

● понимать, принимать и сохранять учебные задания и выполнять их в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

• составлять под руководством учителя план действий для решения учебных заданий

• выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Учащийся получит возможность научиться:

• принимать учебные упражнения, предлагать возможные способы их выполнения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

• оценивать правильность выполнения действий по решению учебного задания и вносить необходимые исправления;

• выполнять учебные действия в устной  форме;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.*

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• строить речевое высказывание в устной форме;

• уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

• принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты  проделанной работы;

• вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.*

Предметные:

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • читать отрывки по ролям;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • отличать сказку от рассказа;
  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 7-8 стихотворений.

Критерии оценивания.

Фамилия учащегося

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами

отвечать на вопросы по прочитанному

пересказывать содержание

ПРОГРАММА

(5 ч в неделю)

      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

      Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.    

      Общественно полезные дела школьников.

      Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

      Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

      Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

      Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

        Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

    Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Тематическое  планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Что такое хорошо

18

2

Уж небо осенью дышало

20

3

Народные сказки

16

4

О труде и трудолюбии

9

5

Произведения русских и зарубежных писателей

8

6

Идет волшебница зима

12

7

Люби все живое

9

8

Весна идет

18

9

В стране чудес

7

10

Лето наступило

12

11

Внеклассное чтение.

7

Итого

136

Календарно - тематическое планирование

Тема

Коли-чество

 часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Коррекционная работа

Оборудование

Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Чтение. Учебник для 4 класса

1.

1. 1

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО…

В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».

1 ч.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь рассказ»

Сюжетная картинка «Первое сентября»; слоговые таблицы; презентация.

1.2

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

2 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника.

1.3

Е. Седугин «Молоток».

2 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника.

1.4

Е. Пермяк «Пичугин мост».

2 ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника.

1.5

По И. Дику  «Счастливая ручка».

2 ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника.

1.6

По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

«Лелишна Охлопкова».

«Виктор Мокроусов».

2 ч.

2 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника.

1.7

А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть.

А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть.

1 ч.

2 ч.

Развитие логического мышления, памяти, речи  через упражнения «Ответь на вопрос».

Карточки для словарной работы; иллюстрация учебника; портрет писателя

1. 8

В. Осеева «Печенье».

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям»

Портрет писателя, карточки для словарной работы;

1. 9

 Итоговый урок  «Что такое хорошо…»

1 ч.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения

 заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Учебник,  карточки со словами; иллюстрации к рассказам.

11. 1

Внеклассное  чтение. «Жизнь дана на добрые дела».

2 ч.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки»; список пословиц; карточки для индивидуальной работы.

2.

2.1

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…

А. К. Толстой «Осень!».

1 ч.

Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери»

Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, презентация

2.2

По В. Пескову «Осенний лес».

1 ч.

Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос»

Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря,

2.3

А. Твардовский «Лес осенью».

1 ч.

Развитие словесно-логического  мышления на основе упражнения «Сравни описание».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря,

2.4

О. Высотская «Осеннее утро».

1 ч.

Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть»

Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, презентация

2.5

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть

2 ч.

2ч.

2 ч.

2 ч.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

Коррекция памяти, мышления, внимания на основе упражнения «Разминка»

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

презентация, портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке “Лягушка-путешественница”, пословицы, карточки для речевой разминки,

2.6

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1 ч.

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни»

Портрет Крылова И.А., иллюстрации к басне, таблицы со словарными словами, атрибуты для инсценирования басни, выставка книг;  плакаты с пословицами.

2.7

По Д. Мамину-Сибиряку

«Приемыш»

2 ч.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря, геометрические фигуры.

2.8

По Д. Мамину-Сибиряку

«Тарас и Соболь".

1 ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря, слоговая таблица, толковый словарь.

2.9

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …»

1 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину»

Презентация; портрет поэта.

2.10

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку».  2 часть

1 ч.

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

2. 11

Итоговый урок  «Уж небо осенью дышало…»

1 ч.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Учебник,  карточки со словами

3.

3.1

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть

2 ч.

2 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Электронное пособие “В гостях у сказки” Компьютер. Проектор. Музыкальный центр.

3.2

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть

2 ч.

2 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

3.3

«Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка).

2 ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря; толковый словарь.

3.4

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

3 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

3.5

«Лиса и волк» (Русская сказка)

2 ч.

Коррекция памяти, внимания через разгадывание кроссворда.

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

3.6

Итоговый урок «Народные сказки»

1 ч.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Карточки со словами; иллюстрации учебника.

4.

4.1

О ТРУДЕ И ТРУДОЛЮБИИ

К. Ушинский «Два плуга».

1 ч.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу»

Предметные картинки инструментов; кроссворд; портрет писателя.

4.2

«Самое дорогое» (Русская сказка)

1 ч.

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

4.3

И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1ч.

Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу»

Предметные картинки деревьев: береза, вяз, орешник; иллюстрация учебника, портрет И. Крылова.

4.4

Айога (Нанайская сказка)

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

4.5

С. Маршак «Лодыри и кот»

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

4.6

И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня)

1 ч.

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Посмотри, прочитай»

Иллюстрация с  изображением Лебедя, Рака и Щуки; портрет баснописца.

4.7

А. Тетивкин «Школа»

1 ч.

Коррекция внимания , наблюдательности через упражнение “Квадрат из букв”.

Сюжетные картинки: профессии; карточки со словами

4.8

Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

1 ч.

Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка»

толковый словарь русского языка;

выставка книг Е.Пермяка по теме урока.

4.9

Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии».

1 ч.

Корригировать устную речь, память  через систему вопросов.

Пословицы о труде; иллюстрации учебника; карточки со словами.

5.

5.1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть

2 ч.

2 ч.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и выбери"

Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает"

Аудиозапись, видеозапись, портрет А.С.Пушкина, костюмы для инсценировки, опорные слова, картинки по каждой части сказки,  карточки с пословицами, игровое оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме: "Сказки А. С.Пушкина".

5.2

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 1 часть

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 2 часть

1 ч.

1 ч.

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Расскажи»

портрет Д.Свифта, книга с иллюстрациями, учебники, слова-помощники.

5.3

Братья Гримм

«Соломинка, уголек и боб».

1 ч.

Развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек».

Аудио запись сказки; иллюстрация учебника.

5.4

Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».

1 ч.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Иллюстрации учебника; вопросы; карточки

11.2

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии.

1ч.

Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы».

Выставка книг; карточка с половицей.

6.

6.1

ИДЕТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

И. Никитин «Встреча зимы».

1 ч.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок

Презентация; слоговые таблицы.

6.2

По И. Соколову-Микитову

«Зима в лесу».

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения»

Магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года»,   презентация, выставка книг.

6.3

И. Антонов «Сад друзей».

1 ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Предметные картинки птиц; сюжетная картинка «Кормушка»

6.4

И. Суриков

«Детство».

1ч.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

Портрет поэта; сюжетные картинки «Зимние забавы»

6.5

Л Н. Толстой

«Филипок».

1ч.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Карточки со словарными словами; книга Л. Н Толстого; иллюстрация учебника.

6.6

Н. Некрасов

«Мужичок с ноготок».

1 ч.

Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу»

Портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова,  "Толковый словарь" С.И. Ожегов.

6.7

Ю. Дмитриев

«Для чего нужен снег».

1 ч.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Иллюстрация учебника.

6.8

Н. Некрасов

«Не ветер бушует»

1 ч.

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

Портрет Н.А. Некрасова, карточки со словами.

6.9

Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть

Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть

1ч.

1 ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ».

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

Портрет Н. Носова; иллюстрация учебника

6.10

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Сюжетные картинки по теме «Зима»

6.11

Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима».

1 ч.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Иллюстрации учебника; вопросы; карточки

11.3

Внеклассное чтение.  Зимушка – зима.

1ч.

Коррекция памяти, мышления на основе дидактической игры «Угадай, какой это месяц».

Мультимедийная презентация; пословицы о зиме, загадки о зиме, иллюстративный материал.

7.

7.1

ЛЮБИ ВСЕ ЖИВОЕ

По В. Костылеву «Береза»

1ч.

Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «»Расположи в нужной последовательности»

Предметные картинки березы в разное время года.

7.2

Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»

1ч.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

7.3

По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».

1ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

7.4

В. Тарасов «Четвероногий друг».

1 ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Озаглавь части»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

7.5

М. Пришвин «Гаечки».

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Портрет писателя; карточки со словами

7.6

М. Горький «Воробьишко».

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

учебник, аудиозапись, портрет М. Горького, выставка книг, рисунок воробья.

7.7

А. Барков «Пожарник Карл».

1 ч.

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Перескажи по плану»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

7.8

По Г. Скребицкому «Медвежонок».

1 ч.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря.

7.9

Итоговый урок «Люби все живое».

1 ч.

Развитие памяти, внимания в процессе

 нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

11.4

Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных.

1 ч.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

Выставка книг

8.

8.1

ВЕСНА ИДЕТ!

Ф. Тютчев

«Весенние воды»

1 ч.

Развитие логического мышления на основе игры «Угадай»

Пейзажные картины всех времен год;  слайд-шоу «Весенние воды»

8.2

В. Ситников «Утро».

1ч.

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет»

Предметные картинки домашних животных; иллюстрация учебника

8.3

По Л. Толстому «Весна».

1ч.

Коррекция памяти  на основе упражнения «Назови клички»

Картины-весны;  слова для словарной работы.

8.4

И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…»

1ч.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет»

Картины-весны;  слова для словарной работы.

8.5

По А. Платонову  «Еще мама». 1 часть

По А. Платонову  «Еще мама».2 часть

По А. Платонову  «Еще мама». 3 часть

По А. Платонову  «Еще мама». 4 часть

По А. Платонову  «Еще мама». 5 часть

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос»

Иллюстрация учебника; карточки слов из словаря; презентация.

8.6

Н. Саконская

«Разговор о маме».

1ч.

Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай"

Презентация; сюжетные картинки; карточки со словами

8.7

Л. Квитко

«Бабушкины руки».

1ч.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Иллюстрация учебника; карточки со словами.

11.5

Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях.

1 ч.

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

Выставка книг; иллюстрации колчана со стрелами; фоторепродукции бри на море.

8.9

По Е. Кононенко «Резеда».

1ч.

Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям.

Иллюстрация учебника; карточки со словами.

8.10

Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы».

1ч.

Коррекция мышления, речи, памяти на основе упражнения «Опиши»

Выставка книг, портрет писателя, толковый словарь. Картина Левитана; картина «Дедушка Мазай и зайцы»

8.11

А. Барков «Яшка».

1ч.

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части»

Предметные картинки птиц;

8.12

Ф. Тютчев

«Весенняя гроза».

1ч.

Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «Сравни»

Портрет писателя; сюжетная картинка.

8.13

В. Орлов «Лесной цветок».

1ч.

Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть.

Предметные картинки первоцветов; карточки со словами

8.14

Н. Сладков

«Медведь и Солнце» (сказка).

1ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

8.15

Итоговый урок по теме: «Весна идет».

1ч.

Развитие памяти, внимания в процессе

 нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

9.

9.1

  В СТРАНЕ ЧУДЕС.

И. Токмакова «В чудной стране»

1 ч.

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»».

Иллюстрация учебника; сюжетные картинки.

9.2

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть

1 ч.

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи».

Презентация; портрет писателя; иллюстрация учебника

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть

1 ч

1 ч.

1 ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Расшифруй»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти  и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи».

Книга А. Толстого; сюжетные картинки из сказки; иллюстрация учебника; слова для словарной работы.

9.3

Итоговый урок по теме: «В стране чудес».

1 ч.

Развитие памяти, внимания в процессе

 нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

10.

10.1

ЛЕТО НАСТУПИЛО.

И. Никитин «Вечер ясен и тих…»

1ч.

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»».

Презентация; иллюстрация учебника

10.2

По К. Паустовскому  «Заботливый цветок».

1ч.

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание»

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

10.3

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1ч.

Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы».

портрет Н. А. Некрасова; лента времени;  цветок – ноготок (с отрывными лепестками); презентация.

10.4

По Н. Носову «Огородники». 1 часть

По Н. Носову «Огородники». 2 часть

По Н. Носову «Огородники». 3 часть.

По Н. Носову «Огородники». 4 часть

   1 ч

1ч.

1ч.

1ч.

Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка»

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Объясни»

Коррекция речи, памяти на основе упражнения «Расскажи»

Портрет писателя, иллюстрации к тексту; карточки со  словарными  словами.  Карточки с именами героев, карточки с действиями Мишки и чертами его характера, карточки для исключения лишнего. Аудиозапись « Утро в лесу».

10.5

И. Антонов «У речки».

1ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

10.6

М. Пришвин «Золотой луг».

1ч.

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово»».

Портрет писателя;  карточки со словами

10.7

В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1ч.

Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям».

Портрет писателя;  карточки со словами

10.8

М. Бородицкая «Последний день учения».

1ч.

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка»

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

10.9

Итоговый урок  «Лето наступило».

1ч.

Развитие памяти, внимания в процессе

 нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее».

Карточки со словами; иллюстрация учебника.

11.6

Внеклассное чтение. Лето наступило.

1 ч.

Коррекция памяти, мышления на основе дидактической игры «Угадай, какой это месяц».

Мультимедийная презентация;  загадки о лете, иллюстративный материал.

Литература

        1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.

        2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная

1.  Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши.  – М.: Просвещение, 2005.

2.  Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.

5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида

В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида....