Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по письму 2 класс VIII вида | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Тальменского района
Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Рассмотрено Утверждаю.
на заседании ШМО Директор школы:
Руководитель ШМО Екшибарова Т.А.
Протокол № Приказ №
Рабочая программа
по письму и развитию речи
2 класс
специальная коррекционная программа
для умственно-отсталых детей
VIII вид
2012 – 2013 учебный год
Срок реализации: 1 год
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
Составитель:
Аболенцева В.В. – учитель
начальных классов
Анисимово 2012
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник: В.В. Воронкова, «Русский язык», 2 класс, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М, 2006.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи
В курсе «Письмо и развитие речи. 2 класс» центральное место отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово и предложение.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Сроки реализации программы. Опираясь на базисный план для специальных коррекционных образовательных учреждений РФ и исходя из индивидуальных особенностей ученика, на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов, по 5 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения русского языка на данном уровне: обучение и сотрудничество, учёт индивидуальных особенностей учащегося, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основная форма обучения – классно-урочная.
Формы оценивания – письменные контрольные и проверочные (самостоятельные) работы. Уровень усвоения образовательной программы оценивается по пятибалльной системе.
Рабочая программа реализуется через УМК:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
- Учебник: В.В. Воронкова, «Русский язык», 2 класс, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», М, 2006.
Таблица основных тем по четвертям
№ п/п | Тема | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
Повторение | 28 | 15 | 43 | |||
Звуки и буквы | 2 | 21 | 31 | 54 | ||
Слово | 3 | 17 | 20 | 17 | 57 | |
Предложение | 7 | 9 | 16 | |||
Всего | 40 ч. | 38 ч. | 51 ч. | 41 ч. | 170 ч. |
Таблица контрольных работ по четвертям
Вид работ | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
Контрольное списывание | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Диктант |
| 2 | 2 | 4 | |
Словарный диктант | 1 | 1 | |||
Всего | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
Содержание программы
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
- различение основных частей хорошо знакомых предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
- группировка действий по признаку их однородности;
- различение предметов по их действиям;
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
1) Практическое знакомство с построением простого предложения:
- составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- заканчивание начатого предложения;
- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
- выделение предложения из текста.
2) Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала
по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин);
содержание занятий связывается с материалом урока)
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определённой буквы, определённого слога и т.д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов-подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из 3-4 данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам.
Устная речь
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление знакомых слов при ответах на вопросы и составлении предложений. Использование предлогов и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4-пункта).
Тематический поурочный план
№ п/п | Наименование темы и её содержание | Кол- во часов на тему | Из них | Примечание | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические | Экскурсии | ||||
I | Повторение. | 28 | 1 | |||
1 | Повторение. Звуки и буквы. | 1 | ||||
2 | Звуки и буквы (строчные и прописные). | 1 |
| |||
3-5 | Звуки и буквы. Соотношение звуков и букв. | 3 | ||||
6 | Буквы, сходные по написанию | 1 | и-ш, х-ж, л-м | |||
7-8 | Написание букв, отличающихся наличием или отсутствием какого-либо элемента. | 2 | о-а, и-ц, ш-щ, ь-ы, и-й, е-ё, И-Ц, Ш-Щ, Е-Ё, Л-А, Г-Б | |||
9-10 | Буквы, сходные по написанию. | 2 | и-ш, Л-М, П-Т, Х-Ж, Ц-Щ, Р-В | |||
11-12 | Буквы, сходные по написанию, отличающиеся пространственным расположением элементов. | 2 | б-д, в-д, З-Е. У-Ч | |||
13-14 | Пары слов, отличающиеся одним звуком. | 2 | Кот-кит, сон- сок | |||
15-16 | Пары слов, отличающиеся последовательностью звуков в слове. | 2 | Кот-крот, сон-слон | |||
17 | Пары слов, отличающиеся количеством звуков. | 1 | вол-волк тигр-тигры | |||
18-22 | Слова, отличающиеся стечением согласных. | 5 | ||||
23-24 | Составление предложений из 2-3 слов. | 2 | ||||
25-26 | Предложение, слово. Слог, звук и буква. | 2 | ||||
27 | Контрольное списывание текста. | 1 | 1 | |||
28 | Закрепление пройденного. | 1 | ||||
II | Наша речь. | 12 | 1 | |||
29-31 | Деление слов на слоги. | 3 | ||||
32-33 | Предложение. | 2 | ||||
34-36 | Текст. | 3 | ||||
37-38 | Звуки и буквы. Ударный слог. | 2 | ||||
39 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | |||
40 | Повторение изученного. | 1 | ||||
Звуки и буквы. | ||||||
III | Ударный слог. Ударные и безударные гласные. | 17 | 1 | |||
41-42 | Ударный слог. Ударные и безударные гласные (повторение). | 2 | ||||
43-44 | Слова с буквой ё. | 2 | ||||
45-46 | Перенос слов. | 2 | ||||
47-48 | Слова с буквой э. | 2 | ||||
49-51 | Гласные буквы и, е, ё, ю, я. | 3 | ||||
52-53 | Слова с буквами и и й. | 2 | ||||
54-55 | Повторение пройденного. | 2 | ||||
56 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | |||
57 | Повторение изученного. | 1 | ||||
IV | Согласные звонкие и глухие. | 23 | 1 | |||
58-60 | Согласные звонкие и глухие. | 3 | ||||
61-62 | Различай б-п. | 2 | ||||
63-64 | Различай д-т. | 2 | ||||
65-66 | Различай г-к. | 2 | ||||
67-68 | Различай в-ф. | 2 | ||||
69-70 | Различай з-с. | 2 | ||||
71-72 | Различай ж-ш. | 2 | ||||
73-74 | Различай звонкие и глухие согласные. | 2 | ||||
75-76 | Повторение изученного. | 2 | ||||
77 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | |||
78 | Повторение изученного. | 1 | ||||
79-80 | Различай р-л. | 2 | ||||
V | Шипящие и свистящие согласные звуки. | 8 | ||||
81-83 | Звуки ж, ш, ч, щ – шипящие согласные. | 3 | ||||
84-86 | Звуки з, с, ц – свистящие согласные. | 3 | ||||
87-88 | Закрепление пройденного. | 2 | ||||
VI | Мягкие и твёрдые согласные звуки. | 5 | 1 | |||
89-91 | Гласные и, е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных звуков. | 3 | ||||
92 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | |||
93 | Повторение изученного. | 1 | ||||
VII | Мягкий знак в конце слова. | 16 | 1 | |||
94-98 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков на письме. | 5 | ||||
99-103 | Разделительные ь и ъ знаки. | 5 | ||||
104-107 | Повторение изученного. | 4 | ||||
108 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
109 | Повторение изученного. | 1 | ||||
Слово | ||||||
VIII | Слова, обозначающие предметы. | 24 | 1 | |||
110-111 | Слова, отвечающие на вопросы что? | 2 | ||||
112-113 | Слова, отвечающие на вопросы кто? | 2 | ||||
114 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | ||||
115-117 | Различение слов, отвечающих на вопросы кто? что? | 3 | ||||
118-119 | Один предмет, много предметов. | 2 | ||||
120-121 | Упражнение в различении слов, обозначающих один предмет и много предметов. | 2 | ||||
122 | Большая буква в именах людей. | 1 | ||||
123 | Большая буква в фамилиях людей. | 1 | ||||
124-125 | Закрепление пройденного материала по теме. | 2 | ||||
126 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
127 | Повторение изученного. | 1 | ||||
128-129 | Повторение изученного материала. | 2 | ||||
130-131 | Большая буква в кличках животных. | 2 | ||||
132 | Названия животных пишутся с маленькой буквы. | 1 | ||||
133 | Большая буква в написании кличек животных. | 1 | ||||
IХ | Слова, обозначающие действия предметов. | 7 | ||||
134-135 | Слова, обозначающие действия предметов. | 2 | ||||
136 | Слова, отвечающие на вопрос что делает? | 1 | ||||
137 | Слова, отвечающие на вопрос что делают? | 1 | ||||
138 | Различение слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? | 1 | ||||
139-140 | Упражнение в различении слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? | 2 | ||||
Х | Предлоги. | 6 | ||||
141 | Что такое предлоги? | 1 | ||||
142-134 | Отдельное написание предлогов от других слов. | 2 | ||||
144 | Предлоги относятся к другим словам. | 1 | ||||
145-146 | Упражнение в написании предлогов с другими словами. | 2 | ||||
ХI | Повторение. | 6 | 1 | |||
147-148 | Закрепление пройденного материала. | 2 | ||||
149 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
150 | Повторение изученного. | 1 | ||||
151-152 | Повторение изученного материала. | 2 | ||||
Предложение. Текст. | ||||||
ХII | Предложение. | 5 | ||||
153 | Понятие о предложении. Схема предложения. | 1 | ||||
154 | Правила написания предложений. | 1 | ||||
155 | Составление предложений по схемам. | 1 | ||||
156-157 | Упражнение в оформлении предложений на письме. | 2 | ||||
ХIII | Текст. | 4 | ||||
158 | Признаки текста. | 1 | ||||
159 | Упражнение в восстановлении деформированного текста. | 1 | ||||
160 | Заголовок текста. | 1 | ||||
161 | Правила оформления текста. | 1 | ||||
ХIV | Повторение изученного за год. | 9 | 2 | |||
162 | Звуки и буквы. | 1 | ||||
163 | Слог и слово. Словарный диктант. | 1 | 1 | |||
164-165 | Предложение. Текст. | 2 | ||||
166 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | |||
167 | Повторение изученного. | 1 | ||||
168-170 | Повторение изученного за год. | 3 | ||||
Итого | 170 | 10 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 1 класса школы VIII вида
Данная программа составлена на основе «Программы 0-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочая программа по письму и развитию речи 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи 3 класс...
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...