Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Гурина Татьяна Владимировна

 

            Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 2008 год).

            Программа рассчитана на 170 часов,  в том числе на внеклассное чтение – 4 часа соответственно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Тёткинская специальная      (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 вида»

Принята

 методическим объединением

начальных классов

Протокол № 1   от «28» августа 2013 г.

        Утверждаю:

 Директор школы - интерната

____________Ю.В. Антонов

Приказ № 22    от « 29» 08. 2013 г.

Рабочая программа

 по предмету « Чтение и развитие речи.»

 на 2013 – 2014 учебный год

для 3 «б» класса

 

Составитель:

Гурина Т. В.    

учитель начальных классов,

II кв. категория

п. Тёткино

    Пояснительная записка.

        Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 2008 год).

        Программа рассчитана на 170 часов,  в том числе на внеклассное чтение – 4 часа соответственно.

        В 3 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

        Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется  орфоэпическое выразительное чтение с переходом на чтение целыми словами.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.

        Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:  учебник (В.В.Воронкова, Л.В.З.Д. Будаева.  Чтение 3 класс. Учебник для  3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII – Ч77 вида; ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003. - 127с. и учебник З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Книга для чтения» учебник для 3 кл., Москва «Дрофа» 2007г.)

3 класс

(5 ч в неделю)

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
      трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
      отвечать на вопросы по прочитанному;
      высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
      пересказывать содержание прочитанного;
      устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
      Учащиеся должны 
знать:
      наизусть 5—8 стихотворений.

Цель программы обучения:

овладение навыком чтения целыми словами.

Основные задачи программы обучения чтению в 3 классе:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст  вслух и про себя;
  • осмысленно воспринимать прочитанное вслух;
  • активизировать словарь учащихся;
  • передавать содержание прочитанного в лицах;
  • учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.

Содержание образовательной программы.

           На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида  под   редакцией В.В.Воронковой 2008 года издания, учащиеся 3 класса усваивают:

Раздел

Кол  - во часов.

Краткое содержание раздела

Требования к уровню подготовленности учащихся

«Сентябрь начинается школьным звонком”

5

 «Мы хотим учиться». Г. Белова

«Лисёнок - первоклассник». В. Сухомлинский.

«Стихи о человеке и его часах». С. Баруздин

«Как я под партой сидел». В. Голявкин


Чтение по слогам, целыми словами; уметь полно отвечать на вопросы.

«Вспомним лето!».

9

«Луг». Г. Демченко

«Одуванчик».  Е. Серова.

«Незабудки».  По И. Соколову – Микитову.

«Рассвет в лесу».  И. Соколов – Микитов.

«Ливень». С. Козлов.

«Жаркий день». По Л.  Воронковой.

«Летний дождь». Т. Днепропетровская

Выразительное чтение целыми словами; уметь заучивать небольшие стихи наизусть.

«Осенняя пора».

18

«Листья опадают с клёнов». По В. Пескову.

«Осени щедрые дары». По В. Бианки.

«В поле». По Я. Тайцу.

 «Два лентяя».    (Русская сказка)

«Осень на пороге». Н. Сладков.

«Посмотри, как день прекрасен!» И. Мазнин.

«Осыпаются астры в садах…» И. Бунин.

«Как птицы и звери к зиме готовятся». Г. Снегирёв.

«Яблоко». По В. Сутееву.

«Осень». Г. Скребицкий.  

Внеклассное чтение. «Верблюжья варежка» по Г. Снегиреву.

Загадки о грибах.

« Осень» Е. Трутнева

«Улетают журавли» И. Соколов – Микитов.

«Грибы» В. Катаев

«В лес по грибы» А. Прокофьев        

«Эхо» Н. Сладков

«Рябиновая скороговорка» Е. Григорьева.

«Рыжие листья» Н. Грибачёв.

Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами; отвечать на вопросы по прочитанному.

«Учимся трудиться»

6

«Важные дела». С. Михалков

«Мои работники». М. Пожаров

«Смородинка». По Е. Пермяку.

«Телёнок». По О. Донченко

«Какого цвета ремёсла». Дж. Родари

«Чем пахнут ремёсла». Дж. Родари

«Колосок»(Укр. сказка)

«Зимушка – зима, как ты хороша».

24

«Зима». Л. Яхнин.

«Какая бывает зима». М. Пляцковский.

«Зимнее утро».  А. Пушкин.

«Отчего у белого медведя нос чёрный?» (Сказка народов севера).

«Загадка». А. Шабаев.                              

   «Суд над Декабрём». Н. Сладков

«Загадки на снегу».   Е. Ровинская.

«Лиса и волк»  (Русская сказка в обработке А. Толстого).  

«Как на горке, на горе». А. Прокофьев.

«Чудная картина…» А. Фет.

«Редкая гостья». По Г. Скребицкому.

«Лиса и журавль» (рус.ск.)

«Заяц – хвастун»( рус. ск.)

«Как мужик волка спас» (мордов.ск.) Внеклассное чтение. «Как я встречал Новый год». По В. Голявкину

Высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного.

«О хорошем и плохом»

9

«Урок дружбы». М. Пляцковский.                   «Как трудно бить баклуши!».

По М. Бартеневу.

«Просто старушка» . В. Осеева.

«Смелый, да не очень». М. Зощенко.

«Ко мне пришёл гость». По Б. Бушелевой.

«Три товарища». В. Осеева.

«Два пирожных». Ю. Ермолаев.

«Удивительная веревка» М. Басина

«Уехали» А. Барто

«Вот какая история»  К. Киршина

«Что сказала бы мама?» Л. Воронкова

«Кем быть и кем не быть?» (по Я. Пинясову)

«Огурцы» (по Н. Носову)

«Волшебное слово» В. Осеева

«Бумажный змей» Е. Пермяк

«Как же так получилось?»  А. Котовщикова

«Трус»        Л. Пантелеев

«Честное слово» (по Л. Пантелееву)

«Мальчики и девочки» Р. Сеф

«Мойдодыр» К. Чуковский

Внеклассное чтение.  «Удачливый рыбак» Е. Пермяк.

Уметь пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. Самостоятельно готовиться к выр. чтению проанализированного на уроке текста. Уметь выполнять требования учителя.

«Хитрость, мудрость и смекалка».

14

«Как мужик гусей делил». (Русская сказка).

«Каша из топора». (Русская сказка).

«Ворона и рак». (Русская сказка).

«Двое на одном бревне». Н. Сладков.

«Палочка – выручалочка». По В. Сутееву.

«Мужик и медведь» (Русская сказка).

Уметь читать в заданном темпе. Уметь классифицировать.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Уметь находить в учебнике указанные тексты.

«Весна пришла».

14

«Весна». Г. Ладонщиков.

«Весна». По Л. Толстому.

 «Подснежник». Е. Серова.

«Подснежник». Х. К. Андерсен.

«Весенняя песня». В. Бирюков.

«Поздравляем с Женским днём!». Н. Найдёнова.

«Как Миша хотел маму перехитрить». Е. Пермяк.

«К нам весна шагает». И. Токмакова.

«Улетела злая вьюга».  А. Усанова.        

Уметь работать с учебником. Уметь слушать учителя и делать выводы. Уметь управлять собственным вниманием.

«О тех, кто рядом с нами».

9

«Никого не обижай».  К. Россетти.

«Лев и собачка».  По Л. Толстому.

«Как слон спас хозяина от тигра». Б. Житков.                               «Пожарные собаки». Л. Толстой.

«Двойка». Е. Пермяк.

 «Хрюшка обижается». В.Орлов.

«Где сметана?». И. Демьянов

Внеклассное чтение. «Тихо-тихо».                             А. Седугин.

Высказывать свое отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного. Уметь классифицировать.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

«Месяц май»

19

«Ландыш». Е Серова.

«Ландыши» (В сокращении). И. Соколов – Микитов.

«Девятое мая». Г. Виеру.

«Вечный цветок». А. Митяев.

«Черёмуха». И. Соколов – Микитов.

«Драчуны». И. Яковлева.

«Лесной голосок». Г. Скребицкий.

«Что такое лето?» В. Фетисов

«Колокольчики мои» А. Толстой

«Лето в лесу» И. Соколов-Микитов

«Гроза в лесу» Л. Толстой

«Купание медвежат» (по В. Бианки)

«Акула» Л. Толстой

«Вот и лето подоспело» М. Ивенсен

Уметь читать целыми словами, уметь анализировать ответы товарищей. Уметь заучивать небольшие стихотворения .

Внеклассное чтение

Произведения

Дата

1

«Верблюжья варежка» по Г. Снегиреву.

2

 «Как я встречал Новый год».  По В. Голявкину.

3

«Тихо-тихо».  А. Седугин.

4

«Удачливый рыбак».   Е. Пермяк.

Календарно-тематическое планирование по чтению

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален.сроки

Планируемые результаты

Знания

Умения

Обще - учебные умения, навыки

и способы деятельности

I четверть – 44ч

  1. «СЕНТЯБРЬ НАЧИНАЕТСЯ ШКОЛЬНЫМ ЗВОНКОМ» (5ч)

1.

 «Мы хотим учиться». Г. Белова.

Знать название стихотворения.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Уметь выполнять советы учителя по подготовке рабочего времени.

Уметь работать с текстом.

2.

«Лисёнок - первоклассник». В. Сухомлинский.

Знать значения слов: прилежный, пролепетал.

У. трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам.

3.

«Стих о человеке и его часах». С. Баруздин.

Знать значения выражений: жить по часам, ценить каждый час.

Уметь ценить время.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

4.

«Как я под партой сидел». В. Голявкин

Знать как вести себя на уроке.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь активно участвовать в беседе.

5.

Вопросы и задания по теме.

Знать понимание раздела «Сентябрь начинается школьным звонком».

Уметь высказывать своё отношение к поступкам  героев на уроках, на перемене.

Уметь работать с текстом, с пословицами об учении, о знаниях.

  1. «ВСПОМНИМ ЛЕТО!». (9ч)

6.

«Луг». Г. Демченко.


Знать наизусть  стихотворение.

Уметь выразительно читать стихотворение перед классом.

Уметь составлять рассказ по картинкам.

7

«Одуванчик». Е.Серова

Знать названия луговых цветов.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь слушать учителя.

8

«Незабудки». По И. Соколову – Микитову.

Знать значения выражений: в лепестках как бы отразилась голубизна неба, над макушками высокого леса.

Уметь объяснять слова и выражения, употребляемые в тексте.

Уметь слушать одноклассников.

9

« Рассвет в лесу» И. Соколов – Микитов..

Знать  природные явления: восход солнца, роса

У. находить в тексте диких зверей и птиц..

Уметь пользоваться выборочным видом чтения.

10 - 11

«Ливень».С. Козлов.

Знать значение слов и выражений: сухо звенели, засуха, ни пройти, не проехать, сыпучая пыль.

У. пересказывать содержание прочитанного произведения и отвечать на вопросы.

Уметь планировать свою работу.

12.

«Жаркий день».   По Л. Воронковой.

Знать  о поведении гусей, употребляя слова: ныряли, булькали, плескались.

У. описывать жаркий день и жару.

Уметь выражать свои мысли и сравнивать со словами автора.

13

«Летний дождь» Т. Днепровская.

Знать значение выражений: солнышко палило, млела знойная земля, напоённый влагой лес.

Уметь читать стихотворение выразительно.

Уметь находить общее в рассказе и в стихотворении.

14

Вопросы и задания по теме.

Знать летние месяцы и природные явления.

Уметь обобщать и делать выводы.

Уметь отгадывать загадки.

  1. «ОСЕННЯЯ ПОРА». (18ч)

15

«Листья опадают с клёнов» По В. Пескову.

Знать осенние признаки и значения выражений: золотым ковром, снуют под ногами.

У. пересказывать содержание прочитанного произведения.

Уметь следить за осанкой.

16

« Осени щедрые дары». По В. Бианки.

Знать о труде людей осенью.

Уметь выделять главную мысль произведения.

Уметь организовывать рабочее место.

17

«В поле» По Я. Тайцу.

Знать о полевых растениях.

Уметь читать по ролям.

Уметь объяснять значение пословиц.

18

«Два лентяя»(сказка)

Знать о роли труда в жизни людей.

Уметь читать сказку по ролям.

Уметь рассказывать сказки.

19

«Осень на пороге» Н. Сладков.

Знать о жизни зверей с приходом осени.

Уметь находить признаки осени.

Уметь вести диалог.

20

«Посмотри, как день прекрасен!» И. Мазнин.

Знать значение слов: небосклон, пылает, багряный, рубины, рдеют, алые, пурпурный.

Уметь читать выразительно.

Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

21

Загадки о грибах.

Знать наизусть загадку.

Уметь читать выразительно.

Уметь отгадывать загадки.

22

«Осыпаются астры в садах» И. Бунин

Знать наизусть стихотворение.

Уметь читать  выразительно выученное стихотворение.

Уметь оценивать себя и других.

23 – 24 - 25

« Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирёв

Знать значение слов: откочевать, на речной отмели, жернова перетрут, трухлявый.

Уметь находить ответы в тексте.

Уметь читать выборочно и по абзацам.

26 - 28

« Яблоко» По В. Сутееву.

Знать значение выражения: рассуди по справедливости.

Уметь придумывать конец сказки.

Уметь читать по ролям.

29  - 31

«Осень» Г. Скребицкий

Знать признаки осени.

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы.

Уметь сравнивать и обобщать.

32

« Осень» Е. Трутнева

Знать осенние признаки.

Уметь читать выразительно.

Уметь выражать свои мысли.

33

«Улетают журавли» И. Соколов – Микитов.

Знать названия перелётных птиц.

Уметь отвечать на вопросы. Пересказывать содержание текста.

Уметь пользоваться различными видами чтения.

34

«Грибы» В. Катаев

Знать названия съедобных и ядовитых грибов.

Уметь находить нужный ответ  в тексте.

Уметь передать своё отношение к прочитанному.

35

«В лес по грибы» А. Прокофьев

Знать содержание произведения.

Уметь определять главную мысль произведения.

Уметь выполнять требования учителя.

36

«Эхо» Н. Сладков

Знать значение слова: эхо.

Уметь выразительно читать.

Уметь отвечать на вопросы.

37

«Рябиновая скороговорка» Е. Григорьева.

Знать скороговорку наизусть.

Уметь выделять главные слова в предложениях.

Уметь поддерживать беседу.

38 - 42

«Рыжие листья» Н. Грибачёв.

Знать повадки животных с приходом осени.

Уметь читать по ролям.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

43

Вопросы и задания по теме.

Знать осенние месяцы, признаки осени и изменения в природе.

Уметь находить нужные произведения.

Уметь отгадывать загадки. Находить к ним рисунки.

44

Внеклассное чтение. «Верблюжья варежка» по Г. Снегиреву.

Знать особенности сказок.

Уметь отвечать на вопросы. У. пересказывать содержание прочитанного произведения.

У. соблюдать последовательность чтения коллективной работы.

II четверть – 35ч.

  1. «УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ». (6ч)

1

«Важные дела». С. Михалков


Знать о роли труда в жизни человека.

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение

Уметь сравнивать стихотворения, песенки, потешки.

2.

«Мои работники». М. Пожаров

Знать  о пользе труда.

Уметь отвечать на вопросы. У. пересказывать содержание прочитанного произведения.

Уметь строить монологические высказывания по заданному вопросу.

3

«Смородинка». По Е. Пермяку.

Знать о пользе труда.

Уметь читать произведение плавно, целыми словами.

У. оценивать свой вклад и общий результат, договариваться, распределять роли.

4 -5

«Телёнок». По О. Донченко

Знать домашних животных, об уходе за ними.

Уметь читать выборочно.

Уметь пользоваться учебником.

6

«Какого цвета ремёсла». Дж. Родари

Знать названия профессий.

Уметь выразительно читать вслух  стихотворение.

Уметь сравнивать стихотворения.

7

«Чем пахнут ремёсла». Дж. Родари

Знать названия профессий.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь объяснять пословицы о труде.

8 - 11

«Колосок»(Укр. сказка)

Знать особенности сказок.

Уметь читать по ролям.

Уметь пересказывать сказки близко к тексту.

  1. «ЗИМУШКА-ЗИМА, КАК ТЫ ХОРОША!» (24ч)

1

«Зима». Л. Яхнин.

Знать признаки зимы.

 Уметь выразительно читать стихотворение.

Уметь корректировать ошибки одноклассников.

2. - 3

«Какая бывает зима». М. Пляцковский

Знать признаки зимы, зимующих животных.

Уметь определять главную мысль произведения

Уметь выражать свои мысли.

4

«Зимнее утро»  А. Пушкин.

Знать стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Уметь оценивать себя и других.

5 - 6

«Отчего у белого медведя нос чёрный?» (сказка народов севера)

Знать особенности сказок.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Уметь пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.

7

«Загадка». А. Шабаев.

Знать признаки зимы. Значение слова: клюка.

Уметь отгадывать загадки по определённым признакам.

Самостоятельно готовиться к выр. чтению проанализированного на уроке текста.

8 -9

«Суд над декабрём». Н. Сладков

самоуправство , скучища, сверху не держит и до земли не дороешься..  Знать названия зимних месяцев. Знать повадки животных.

У. выделять главных  героев, высказывать к ним своё отношение.

Уметь выполнять требования учителя.

10

«Загадки на снегу». В. Осеева.

Знать признаки зимы, зимние детские игры.

Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию.

Уметь анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи.

11- 14

«Лиса и волк » (р.ск. в обработке А. Толстого)

Знать повадки животных.

Уметь давать характеристику главным героям.

Уметь читать выразительно по ролям.

15

«Как на горке, на горе» А. Прокофьев.

Знать стихотворение наизусть.

Уметь читать выразительно.

Уметь описывать зимние развлечения детей.

16

«Чудная картина»А. Фет

Знать признаки зимы.

Уметь читать выразительно.

Уметь описывать время года.

17 - 18

«Редкая гостья» По Г. Скребицкому

Знать зимующих птиц и зверей.

Уметь читать выборочно.

Уметь высказывать своё мнение о прочитанном.

19

Вопросы и задания по теме

Знать зимние месяцы, признаки зимы, повадки зверей.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь обобщать, систематизировать.

20

Внеклассное чтение. «Как я встречал Новый год». По В. Голявкину.


Знать зимние праздники.

Уметь озаглавливать части текста с помощью учителя. Пересказывать содержание прочитанного.

Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

21

«Лиса и журавль» (рус.ск.)

Знать особенности сказок.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту.

Уметь передать своё отношение от прочитанного.

22

«Заяц – хвастун»( рус. ск.)

Знать особенности сказок.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту.

Уметь передать своё отношение от прочитанного.

23 - 24

«Как мужик волка спас» (мордов.ск.)

Знать особенности сказок.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту.

Уметь передать своё отношение от прочитанного.

III четверть – 52 ч.

  1. «О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ». (38ч)

1

«Урок дружбы»

М. Пляцковский

Знать о хороших и плохих качествах.

 Уметь устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Уметь читать в заданном темпе. Уметь классифицировать.

2 -3

«Как трудно бить баклуши!» (по М. Бартеневу).

Знать значение выражения: бить баклуши.

Уметь находить ответы на вопросы  по тексту.

Умет отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

4

«Просто старушка».

В. Осеева

Выучить диалог наизусть.

Уметь читать по ролям.

Уметь инсценировать прочитанное.

5

«Смелый, да не очень».

М. Зощенко

Знать значение выражения: благовоспитанный мальчик.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Уметь классифицировать.  Оценивать ответы товарищей.

6

7

8

«Ко мне пришел гость». (по Б. Бушелевой).

Знать правила поведения в гостях. Знать выражения: полуисписанный лист бумаги, презрение к вкусам хозяина, туалетный столик,  критически оглядел.

Уметь высказывать своё отношение к произошедшему.

Следить за правильной осанкой.

9

«Три товарища»

В. Осеева

Знать значение выражения: кто скоро помог, тот дважды помог.

Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

Уметь оценить  свои поступки и поступки других.

10

«Два пирожных»

Ю. Ермолаев

Знать поговорки о труде и лени.

Уметь помогать близким и товарищам.

Уметь находить подходящие пословицы и поговорки.

11

Вопросы и задания по теме

Знать хорошие и плохие поступки.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь объяснять пословицы и поговорки.

12

«Удивительная веревка»

М. Басина

Знать о хороших поступках.

Уметь высказывать своё отношение к поступкам других.

Уметь логически мыслить.

13

«Уехали»

А. Барто

Знать  о человеческих качествах: доброте, заботе, безразличии.

Уметь читать выразительно.

Уметь оценить  свои поступки и поступки других.

14-15

«Вот какая история»

К. Киршина

Знать содержание произведения.

Уметь читать про себя.

Уметь делать выводы.

16 -17

«Что сказала бы мама?»

Л. Воронкова

Знать культуру поведения в семье.

Уметь высказывать своё отношение к героям.

Уметь соблюдать последовательность коллективной работы.

18

«Кем быть и кем не быть?» (по Я. Пинясову)

Знать содержание текста.

Учить анализировать свои поступки и поступки других.

Учить выполнять свои обязанности.

19

20

21

«Огурцы» (по Н. Носову)

Знать содержание рас – сказа.

Учить задумываться над своими поступками.

Учить уважать труд других людей.

22

23

24

25

«Волшебное слово»

В. Осеева

Знать «волшебные слова».

Учить быть внимательным к близким людям.

Уметь озаглавливать части рассказа.

26

«Бумажный змей»

Е. Пермяк

Знать правила дружбы.

Учить анализировать свои поступки.

Уметь слушать других.

27 -28

«Как же так получилось?»

А. Котовщикова

Знать правила поведения в разных ситуациях.

Учить анализировать своё поведение.

Следить за осанкой, за зрительным режимом.

29

«Трус»        

Л. Пантелеев

Знать содержание рассказа.

Учить поддерживать других в трудную минуту.

Учить выходить из трудной жизненной ситуации.

30

31

32

«Честное слово» (по Л. Пантелееву)

Знать воинские звания, значение труднопроизносимых слов: кавалерист.

Учить анализировать свои поступки.

Уметь озаглавливать части рассказа.

33

«Мальчики и девочки»

Р. Сеф

Знать содержание рассказа.

Уметь пересказывать близко к тексту.

Учить следовать поведенческим нормам и качествам.

34 35

36

«Мойдодыр»

К. Чуковский

Знать средства гигиены и способы ухода за  телом и лицом.

Учить пользоваться средствами личной гигиены.

Учить  самообслуживанию, умению ухаживать за собой.

37

Вопросы и задания к теме

Знать правила поведения в разных жизненных ситуациях.

Учить делать выводы исходя из разных ситуаций.

Уметь самостоятельно читать, отвечать на вопросы.

38

Внеклассное чтение.

«Удачливый рыбак» Е. Пермяк.

знать содержание выбранного произведения.

Учить подбирать нужную литературу.

Уметь самостоятельно пользоваться дополнительной литературой.

  1. «ХИТРОСТЬ, МУДРОСТЬ И СМЕКАЛКА». (14ч)

1 - 2

«Как мужик гусей делил». (Рус.ск.)

Знать содержание произведения. Молотить.

У. читать по ролям, высказывать  своё отношение к поступку героя, событию.

Уметь логически мыслить.

3 - 4

«Каша из топора» (Рус.ск.)

Знать  значение выраж: премудрости постиг. Знать наизусть 1 стихотворение.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

У. выделять главное в тексте. Переходить с одного вида чтения на другой.

5

«Ворона и рак» (Рус.ск.)

Знать особенности сказок. Чехарда.

Уметь читать по ролям. Уметь выраз. читать по ролям. Уметь высказывать своё отношение к поступку героев, событию.

Уметь читать с интонацией, соблюдая знаки препинания.

6

7

8

«Двое на одном бревне»

Н. Сладков

Невзлюбить, падчерица, без толку, отруби.

Уметь находить в учебнике указанное произведение.

9

10

11

12

«Палочка-выручалочка» (по В. Сутееву)

Знать правила поведения в гостях.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Уметь читать про себя. Уметь соотносить пословицы и поговорки с содержанием рассказа.

Уметь работать с учебником.

13

«Мужик и медведь» (Рус.ск.)

Знать содержание текста.

Уметь слушать учителя и делать выводы.

14

Вопросы и задания по теме

Знать содержание текста. Добудь, прясть.

Уметь управлять собственным вниманием.

IV четверть – 42ч

  1. «ВЕСНА ПРИШЛА». (14ч)

1

«Весна»

Г. Ладонщикова

Знать признаки весны. Знать стихотворение наизусть.

Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Уметь оценивать ответы товарищей.

2

«Весна» (по Л. Толстому)

Знать признаки весны и значение слов и выражений.

Уметь выбирать из текста весенние признаки.

Уметь соблюдать последовательность  чтения коллективной работы. Уметь поддерживать беседу.

3

«Подснежник»

Е. Серова

Знать признаки весны.

Уметь пересказывать содержание прочитанного.

4

5

6

7

«Подснежник»

Х. К. Андерсен

Знать признаки весны, первые весенние цветы.          

Уметь читать по ролям с соответствующей интонацией, озаглавливать  части рассказа.

Уметь пользоваться дополнительной литературой

8

9

«Весенняя песня»

В. Бирюков

Знать автора произведения.

Уметь читать рассказ по ролям.

Уметь  пользоваться советами учителя и применять их в жизни.

10

«Поздравляем с женским днем!»

Н. Найденова

Знать весенние месяцы, праздники.

Уметь выразительно читать стихотворение.

У. самостоятельно подготавливаться к выр. чтению проанализированного произведения.

11

«Как Миша хотел маму перехитрить»

Е. Пермяк

Знать признаки весны. Значение слов: башмак. Крепко задумался.

Уметь выразительно читать вслух произведение.

Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем.

12

«К нам весна шагает»

И. Токмакова

Знать признаки весны, проталины, весна шагает быстрыми шагами.

 Уметь выразительно читать стихотворение.

Уметь поддерживать беседу на данную тему.

13

«Улетела злая вьюга»

А. Усанова

Выучить наизусть понравившиеся строки.

Уметь читать  стихотворение с  соответствующей интонацией.

Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем.

14

Вопросы и задания по теме

Знать весенние месяцы и признаки весны.

 Уметь выразительно читать стихотворения. Отвечать на вопросы.

Уметь поддерживать беседу на данную тему.

  1. «О ТЕХ, КТО РЯДОМ С НАМИ». (9ч)

1

«Никого не обижай»

К. Россетти

 Знать название стихотворения.

 Уметь осознанно и правильно читать стихотворение вслух целыми словами после работы над ним.

Уметь работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.

2

«Лев и собачка» (по Л. Толстому)

Знать содержание произведения.

Уметь соотносить предложения с иллюстрацией.

Уметь описывать иллюстрацию в учебнике.

3  

«Как слон спас хозяина от тигра»

Б. Житков

Знать содержание произведения..

У. трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам

Уметь нацелить себя на поставленные задачи.

4

«Пожарные собаки»

Л. Толстой

Знать хорошие и плохие привычки.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Уметь находить в учебнике заданные тексты.

5

«Двойка»

Е. Пермяк

   Знать значение слов: кудлатая, смолкли..

У. читать сознательно, правильно текст вслух целыми слова с соблюдением знаков препинаний и нужной интонации.

Уметь определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении.

6

«Хрюшка обижается»

В. Орлов

Знать значение слов: атласный, лиловый.

Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы..

Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения.

7

«Где сметана?»

И. Демьянов

Знать значение слов: караулил.

Уметь нацелить себя на поставленные задачи.

Уметь выбрать слова, характеризующие героя.

8

Вопросы и задания по теме

Знать  названия прочитанных произведений.

Уметь  отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

Уметь поддерживать беседу на данную тему.

9

Внеклассное чтение. «Тихо-тихо».                             А. Седугин.

Знать содержание произведения

Уметь работать самостоятельно

Умение выполнять задачи, поставленные учителем

  1. «МЕСЯЦ МАЙ». (19ч)

1

«Ландыш»

Е. Серова

Знать стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать вслух произведение.

Уметь организовать рабочее место.

2

«Ландыши»

И. Соколов-Микитов

Знать признаки лета, летние месяцы, летние цветы.

Уметь читать вслух  и объяснять значение выделенных слов.

Уметь оценивать ответы товарищей.

3

«Девятое мая»

Г. Виеру

Знать стихотворение наизусть.

Уметь находить в тексте предложения для ответа на вопросы.

Уметь сравнивать два произведения.

4

«Вечный цветок»

А. Митяев

Знать содержание произведения.

Уметь читать про себя.

Активно участвовать в беседе. Дополнять ответы товарищей.

5

«Черемуха»

И. Соколов-Микитов

Знать растения, цветущие весной.

Уметь читать про себя.

Выполнять требования учителя. Активно участвовать в беседе. Дополнять ответы товарищей.

6

«Драчуны»

И. Яковлева

Знать признаки первой грозы.

Уметь читать вслух.

Уметь грамотно и логично правильно излагать собственные мысли.                                                      Уметь поддерживать беседу на данную тему.                                    Дополнять ответы товарищей.

7

8

9

«Лесной голосок»

Г. Скребицкий

Знать содержание произведения.

Уметь читать про себя.

10

Вопросы и задания по теме

Знать весенние цветы, признаки и месяцы.

Уметь обобщать и отвечать на вопросы.

Уметь работать самостоятельно.

11

«Что такое лето?»

В. Фетисов

Знать стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать вслух произведение.

Уметь выбрать слова характеризующие лето.

12

«Колокольчики мои»

А. Толстой

Знать стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать вслух произведение.

Уметь оценивать работу товарищей.

13

«Лето в лесу»

И. Соколов-Микитов

Знать признаки наступившего лета..

Уметь находить признаки лета.

Следить за осанкой и зрительным режимом.

14

«Гроза в лесу»

Л. Толстой

Знать признаки приближающейся грозы.

Уметь вести себя во время грозы.

Уметь пересказывать части текста.

15

«Купание медвежат» (по В. Бианки)

Знать о жизни диких животных.

Уметь описывать иллюстрации к тексту.

Уметь поддерживать коллективную беседу.

16

17

18

«Акула»

Л. Толстой

Знать правила поведения на море.

Уметь оценить поступки героев.

Уметь оценить  свои поступки и поступки других.

19

«Вот и лето подоспело»

М. Ивенсен

Знать признаки лета и летние месяцы.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Уметь поддерживать беседу на данную тему.

Чтение и развитие речи.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале и конце года проводится проверки техники чтения. Рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма:1 класс – 10 слов, 2 класс – 15 – 20 слов, 3 класс – 25 – 30 слов, 4 класс – 35 – 40 слов.

В первом классе учащиеся данной категории не оцениваются.

Проверка техники чтения проводится с учётом времени. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения и содержанием читаемого в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

3 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он читает по слогам правильно с 1 – 2 ошибками короткие тексты, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывает прочитанное, опираясь на вопросы учителя.

Оценка «4» ставится ученику, если он читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже лёгкие слова, допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз, но исправляет их при помощи учителя, допускает неточности при пересказе, но исправляет их с помощью учителя, допускает при чтении стихотворения наизусть 3 – 4 самостоятельно исправленные ошибки, читает недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он затрудняется в чтении по слогам трудных слов, допускает 5 – 6 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз, отвечает на вопросы и пересказывает содержание с помощью учителя, обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже лёгких слов, допускает более 8 ошибок при чтении, в ответах на вопросы обнаруживает непонимание текста.

Оценка «1» не ставится.

Список литературы

Литература для учащихся

Основная:

  1. В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь»: Учебник по обучению грамоте и чтению, Москва «Просвещение», 2007 г.
  2. В. В. Воронкова, И. Е. Пушкова «Чтение»: учебник для 2 кл., Москва «Просвещение», 2003 г.
  3. З. Н. Смирнова, Г.М. Гусева «Книга для чтения»: учебник для 3 кл.,  Москва «Дрофа» 2007 г.
  4. З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Книга для чтения»: учебник для 4 кл., Москва «Дрофа 2002 г.
  5. В. В. Воронкова,  З. Д. Будаева  «Чтение»: учебник для 2кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 ч 77 вида, ВЛАДОС,2003г.
  6. В. В. Воронкова, З. Д. Будаева «Чтение»: учебник для 3 кл. спец. (корекционных) образоват. Учреждений 8 вида, ВЛАДОС,2004г.
  7. В. В. Воронкова, З. Д. Будаева «Чтение»: учебник для 4кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений 8вида, ВЛАДОС, 2005г.

Дополнительная:

1.И.Л. Гаркунова «Вопросы и задания для уроков чтения в 1 – 3 классах».

2.Б. А. Буяльский «Искусство выразительного чтения».

3. В. Г. Горецкий «Чтение. Контрольные работы в начальной школе».

4.И. Л. Гаркунова «Обучение чтению младших школьников».

5.В. Волина «Праздник букваря», «Откуда пришли слова».

6. «Дружок» - книга для внеклассного чтения 1 класс.

7. «Родничок» - книга для внеклассного чтения 1 класс.

8. В. Волина «18 знаменитых азбук в одной».

9. З. И. Романовская «Живое слово»  учебник для 1 класса 1 часть, Москва «Дом педагогики» 1998 г.

10. З. И. Романовская «Живое слово» учебник для 1 класса 2 часть, Москва «Дом педагогики » 1998 г.

11. З. И. Романовская «Живое слово» учебник для 2 класса 1 часть, Москва «Дом педагогики» 1999 г.

12. З. И. Романовская «Живое слово» учебник для 2 класса 2 часть, Москва «Дом педагогики» 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 года № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федера...

Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида

              Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развит...