Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.
рабочая программа по чтению по теме
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, требования к подготовке учащихся по предмету и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа II вида по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010 год и учебника «Букварь 1класс» учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова М.: «Просвещение», 2009 год.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности путем основ овладения чтением, направленное на исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Задачи обучения «Чтению и развитию речи».
Добукварный период.
1. Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения.
2. Привить интерес к обучению.
3. Выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Букварный период.
1. Научить сливать звуки в слоги, слоги в слова.
2. Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление.
3. Обогащать речь обучающихся.
4. Формировать аккуратность, настойчивость, желание трудиться.
Причины составления рабочей программы и её отличие от государственной программы:
Рабочая программа разработана в связи с тем, что основная масса детей не посещала дошкольное учреждение и не обучалась в массовой школе. Дети пришли в школу с разным уровнем развития, с различной готовностью к обучению со слабо развитым слуховым и зрительным восприятием, не развитой пространственной ориентировкой, с глубоким нарушением произношения, а также с не развитыми мышцами рук. Так как в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида отсутствует подготовительный класс, диктуется необходимость добукварного (пропедевтического) периода.
Рабочая программа составлена на 165 часов, в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы | Кол-во часов по программе | |
государственная программа | рабочая программа | ||
1. | Добукварный (пропедевтический) период. | 15 | |
2. | Букварный период. | 148 | |
3. | Повторение пройденного за год. | 2 | |
Итого: | 165 | 165 |
Содержание обучения.
Добукварный период.
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м) различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, м, о, х, с.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: н, ы, л, в, и.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Учащихся можно разделить на два уровня обучаемости:
1 уровень | 2 уровень |
Требования к подготовке учащихся по предмету:
1 уровень.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащиеся должны знать:
- наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
2 уровень.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении с помощью учителя;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;
- читать по слогам слова, предложения;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы с помощью учителя;
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- программа подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010.
- учебник Букварь. 1кл.: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова М.: «Просвещение», 2009.
- «Праздник букваря», - В.В. Волина М.: «АСТ-ПРЕСС», 1995.
- «1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей»/ Сост. Н.Паникоровская. – М: «Астрель»: СПб Сова, 2008.
- «Загадки-смекалки» А.В.Соболева М.: «Просвещение», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...