Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Характеристика урока
Автор | Мелешкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла», первая квалификационная категория |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 класс |
УМК | «Школа 2100» |
Тема урока | Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Урок-диалог |
Задачи урока |
|
Оснащение урока | Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч. Ч. 1., Ч.2, - Изд. 4-е, перераб.- М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. - 208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Ч. 2. - Изд. 4-е, перераб.- М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. - 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Рабочая тетрадь: Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 2 кл./ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.- Изд. 3-е, испр.. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 64с. (Образовательная система «Школа 2100; Серия «Свободный ум»)., Компьютер, мультимедийный проектор, презентация. |
Технология построения урока | Технология формирования типа правильной читательской деятельности |
Формы организации деятельности | Фронтальная, индивидуальная |
Тематический контроль (тест/текст) | Задания в рабочей тетради |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия 1 | Осуществляемые действия 2 | Формируемые способы деятельности 3 | Осуществляемые действия 4 | Формируемые способы деятельности 5 | Осуществляемые действия 6 | Формируемые способы деятельности 7 |
I Этап урока «Организационный момент (мотивационный этап») | ||||||
Мотивирует и активизирует познавательную деятельность учащихся. Беседа по актуализации знаний. -Как называется новый раздел, над которым мы начали работать на прошлом уроке? («Самое обыкновенное чудо») -Что можно назвать чудом? -Может чудо быть самым обыкновенным? -Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? | Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Строят точные устные высказывания. Строят рассуждения. | Слушать собеседника. Строить понятные для слушателей высказывания. | Контролируют правильность ответов | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания |
II Этап урока «Проверка домашнего задания» | ||||||
1.Организует чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся: -на развитии сюжета; -выразительности чтения. 2.Организует анализ «палитры» переживаний главного героя по иллюстрациям. 1.Прочитайте наизусть стихотворение Г.Горбовского «Розовый слон». -Проанализируйте выразительность чтения. 2.Рассмотрите иллюстрации, на которых вы изобразили главного героя. -Проследите, какие чувства переживал слон на протяжении всего произведения. | 1.Обучающиеся выразительно читают стихотворение наизусть. Анализируют выразительность чтения. 2.Классифицируют иллюстрации, которые полностью отражают настроение слона: -веселый; -задумчивый; -грустный. Устанавливают иллюстративную последовательность, которая показывает, как менялось настроение слона. | 1.Уметь анализировать: - степень выразительности чтения; -содержание поэтического произведения 2.Уметь распознавать «палитру» настроений главного героя по внешнему виду, поведению, по речи, по мыслям. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. | 1.Все обучающиеся во фронтальном режиме слушают текст стихотворения. Обучающиеся анализируют чтение наизусть по эталону: громкость, темп, интонация. Высказывают собственное мнение. 2. Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения. Внимательно слушают собеседников. Задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы | 1.Воспринимать на слух выразительное чтение. Уметь выражать свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста 2.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Осознанно строить речевое высказывание понятное для собеседников. Речевая рефлексия своих действий. | 1.Оценивают себя и других по следующим параметрам: громкость, темп, интонация, эмоциональность. 2.Контролируют правильность классификации и последовательности и полноту доказательств. Исправляют ответы собеседников, уточняют, дополняют ответы. | 1.Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. 2.Удерживать учебную задачу. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников |
III Этап урока «Работа с текстом до чтения» | ||||||
1.Организует обсуждение проблемного вопроса урока. 2.Организует работу с текстом до чтения на определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на ключевые слова и читательский опыт. 3.Организует постановку цели урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. 1.Прием «Мозговой штурм». Ответьте на вопрос: -Чего не могут взрослые? -Определите цель урока 2.Чтение имени автора и заглавия, ответы на вопросы. -Кто герой произведения? (Принц) -Какой он? (Маленький) -Как вы думаете, это о возрасте или о росте? -Кто автор произведения? -Можете ли вы по фамилии предположить, где жил автор? (Во Франции). -Мы будем читать не все произведение, а отрывки. 3.Рассматривание иллюстраций. -Расскажите, что вы видите на иллюстрации. -Как могут быть связаны самолет и Маленький принц? 4.Чтение ключевых слов. Летчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолета, необыкновенный малыш -Какие вопросы, предположения у вас возникли? -Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать: историю из жизни или сказку? 5.Рассказ учителя об авторе. Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время второй мировой войны он был военным летчиком, и погиб при полете над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта. Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже не молод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолета. Друзья старались сберечь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло 6 часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на 6 часов полета. Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает. В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нем с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолета. 6. Чтение посвящения. После чтения: -Прочитайте еще раз сами и отметьте фразу, которая заставила задуматься (Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит) -Как вы это понимаете? 7. Постановка цели. -Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения. | 1. Выдвигают предположения Определяют цель урока исходя из вопроса 2.Анализируют заглавие, отдельные слова в заглавии, делают вывод. Выдвигают гипотезы. Правильно читают фамилию, имя, отчество автора. Выдвигают гипотезу о проживании автора 3.Рассуждают. Устанавливают взаимосвязь между изображениями на иллюстрации и выдвигают гипотезу. 4.По ключевым словам прогнозируют содержание произведения и жанр произведения 5.Запоминают факты из жизни писателя 6.Чтение посвящения про себя. Отмечают фразу. Формулируют мысленно объяснение. 7.Осмысливают цель предстоящей работы | 1. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. 2.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) 3.Анализировать иллюстрацию, устанавливать взаимосвязь и делать выводы 4.Анализировать ключевые слова, устанавливать взаимосвязь между ними, делать умозаключения, прогнозировать содержание 5.Сопостовлять и находить взаимосвязь между ключевыми словами произведения и фактами из жизни писателя 6.Уметь выделять главное в тексте, ключевые фразы 7.Уметь выстраивать последовательность этапов достижения цели | 1.Взаимодействуют в парах: обсуждают ответы, рассуждают. Строят окончательное устное высказывание 2.Строят рассуждения на основе анализа заголовка. Аргументируют свою точку зрения 3.Описывают содержание иллюстрации. Строят рассуждение 4.Участвуют в обсуждении возможного содержания произведения 5.Весь класс во фронтальном режиме слушает сообщение учителя о писателе 6.Слушают чтение учителя. Зачитывают фразы. Объясняют значение ключевой фразы. Участвуют в обсуждении. 7. Слушают и осознают учебную цель | 1.Выслушивать мнение собеседника, высказывать собственное мнение, уточнять, корректировать высказывание 2.Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста 3.Оформлять свои мысли в устной доказательной форме 4.Слушать и понимать речь других. Уметь формулировать собственное мнение. 5.Понимать на слух текст сообщения 6.Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать и высказывать собственное мнение. 7.Слушать и понимать речь других | 1.Соотносят ответы других с собственными, контролируют собственные ответы, оценивают правильность собственного высказывания 2. Осуществляют само и взаимоконтроль 3.Работают по предложенному учителем плану. Оценивают собственные и чужие рассуждения. Уточняют чужие рассуждения, корректируют собственные рассуждения. 4.Работают по предложенному учителем плану 5.Осуществляют самоконтроль по запоминанию информации 6.В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществлять самоконтроль понимания ключевой фразы 7.Определяют последовательность этапов для достижения цели | 1.Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 2. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с заглавием, с фамилией, именем и отчеством автора 3. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией 4. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с ключевыми словами 5.Удерживать и сохранять учебную цель и задачу во время слушания 6.Учиться работать по предложенному учителем плану 7.Удерживать и сохранять учебную цель |
IY Этап урока «Работа с текстом во время чтения» | ||||||
Организует первичное чтение текста, используя прием аналитического чтения. Организует диалог с автором через текст, комментированное чтение 1.Чтение 1-й части. Текст (в скобках объяснения учеников) Когда мне было шесть лет, в книге по названием «Правдивые истории, где рассказывалось про девственные леса (нетронутые человеком), я увидел однажды удивительную картинку. (В. Что же это за картинка?) На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу. (П. Вот, что увидел герой) Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот, что я нарисовал. (В. Что же это может быть? Ответы детей) Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. (В. Интересно, почему же им должно быть страшно?) -Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять Это мой рисунок №2. (П. Вот почему страшно) Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. (В. Как интерес к географии и истории связан с профессией летчика? Ответы детей) Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути. (П.) На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собою. (В. Зачем? Ответы детей) Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. (П.) Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. 2.Вопросы после чтения. -От чьего лица ведется повествование? -Что в рисунке мальчика видели взрослые? -Какой вывод сделал наш герой? -Согласны ли вы с ним? -Кем же стал герой сказки? -Где побывал? -Чему научился? -Изменилось ли его мнение о взрослых людях? -Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»? -Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему? -Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? -Найдите в тексте подтверждение. -Одиноко ли летчику? -Автор не называет героя, от имени которого ведется повествование, не дает ему имени. -Как вы думаете почему? -Нам придется называть его или летчик, или «наш герой». 3. Выполните задание №2 в тетради на с.45. | 1.Учащиеся читают текст, объясняют по ходу чтения непонятные слова и выражения, ведут диалог с автором по расставленным в тексте сигналам: В – вопрос (найди, задай); О – ответ (ответь на этот вопрос); П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста). Объясняют значение выражения «девственные леса». Задают вопрос автору. Высказывают предположения. Проверяют предположения. Задают вопрос автору. Высказывают предположения. Задают вопрос автору. Высказывают предположения. Проверяют предположения. Задают вопрос автору. Высказывают предположения. Проверяют предположения. Задают вопрос автору. Высказывают предположения, проверяют их. 2. Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в беседе, ведут диалог. Объясняют смысл выражений. Находят нужную информацию в тексте для подтверждения собственного мнения Анализируют качества главного героя, устанавливают взаимосвязь | 1. Уметь распознавать в тексте сигналы, требующие обращения к автору. Уметь объяснять значения слов и выражений Уметь задавать правильные вопросы по прочитанному Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Выдвигать гипотезы и обосновывать их. Уметь проверять предположения, сравнивая их с фактическим материалом. Уметь устанавливать взаимосвязь между фактами. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2.Уметь структурировать знания; выделять существенную информацию из прочитанного; использовать информацию для доказательства. Уметь работать с информацией: находить ее, анализировать, преобразовывать. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Уметь анализировать информацию и преобразовывать ее в схемы | 1.Строят высказывание, объясняющее лексическое значение слова, выражения. Формулируют вопросы к автору. Формулируют ответ на вопрос. Формулируют предположения. Участвуют в устном диалоге с автором. Участвуют в обсуждении содержания текста. 2.Формулируют ответы на вопросы. Строят небольшое монологическое высказывание. Рассказывают, как выполнили задание | 1.Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать текст. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. 2.В коммуникации строить понятные для собеседников высказывания с учетом учебной задачи. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. Формулировать устные высказывания, понятные для слушателей | 1.В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста. Осуществляют взаимоконтроль. 2.В ходе беседы, диалога осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; самооценку и взаимооценку ответам на вопросы Выполняют задания, осуществляют самоконтроль и самооценку | 1. Удерживать и сохранять учебную цель. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. 2. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок. Учиться работать по предложенному учителем плану. Контролировать и оценивать себя. |
Y Этап урока «Работа с текстом после чтения» | ||||||
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. -Узнали ли мы что-нибудь о Маленьком принце? -А что узнали из 1-й части? -Почему книга о Маленьком принце начинается размышлениями героя о взрослых людях? -Как это может быть связано с названием раздела «Самое обыкновенное чудо», который мы начали читать? -Найдите и прочитайте в посвящении главное для понимания 1-й части предложение. -Как бы вы ответили на вопрос темы урока «Чего не могут взрослые?» | 1.Выделяют нужную информацию в тексте. 2.Анализируют полученную информацию. 3.Размышляют над тем, почему автор начал свое произведение с размышлений. 4.Устанавливают взаимосвязь между содержанием произведения и названием раздела «Самое обыкновенное чудо». 5.Выделяют главное в прочитанном, основную мысль произведения. 6.Отвечают на главный вопрос урока «Чего не могут взрослые?» | 1.Уметь работать с информацией: выделять существенные факты; преобразовывать информацию. 2-5. Уметь осмысливать информацию, устанавливать связь между содержанием, заглавием, главной мыслью. 6.Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта и сравнивать свои выводы с выводами главного героя | 1.Строят точные устные высказывания. 2.Строят цепочку рассуждений для установления взаимосвязи. 3.Зачитывают главную мысль произведения. 4.Отвечают на главный вопрос урока. | 1.Слушать собеседника. 2.Строить понятные для слушателей высказывания. 3.Выразительно читать текст. 4.Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | 1.В ходе заслушивания ответов обучающихся, осуществляют самоконтроль понимания текста. 2.Исправляют ответы собеседников, дополняют ответы, оценивают правильность ответов. 3.Контролируютправильность нахождения главной мысли произведения. | 1.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом учебника. 2.Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. 3.Осуществлять контроль устных высказываний. 4.Удерживать и сохранять учебную цель. |
YI. Домашнее задание | ||||||
Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок родителям, другим взрослым (догадаются ли они, что это такое). Провести мини-исследование на тему: «Чего не могут взрослые?» | Осознают домашнее задание. Продумывают систему вопросов для взрослых. | Понимать цель и задачи предстоящей деятельности. Отбирать необходимые средства для достижения результата. | Задают уточняющие вопросы по предстоящей домашней работе. | Уметь понимать собеседника. Формулировать уточняющие вопросы. | Выполняют домашнее задание, придерживаясь рекомендаций учителя. Спланировать микро-исследование. Осуществляют самоконтроль и самооценку. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Самостоятельно планировать свою деятельность, исходя из учебной задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе
Разработка урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Где правда, там и счастье" (Корейская сказка "Честный мальчик")....
методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"
МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка» ...
Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).
Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....
Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")
Султанова Рамиля Талгатовнаучитель начальных классовМБОУ СОШ № 14 г.НевинномысскПрограмма «Гармония»учебник под редакцией Кубасовой О.В.Аннотация к разработке урока по литературному чтениюпо теме Л. Н...
Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса на тему "Наш театр. И.А. Крылов "Квартет". Инсценирование".
Материал предназначен для учителей начальных классов. Разработку урока можно использовать для проведения урока литературного чтения в 3 классе. Урок разработан с учётом требований ФГОС НОО. Работ...
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса...