1.Этап самоопределения к деятельности. Приветствие учителя: - Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету вам скажу, Будет интересно! (заставка) Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия. Покажите, пожалуйста, в книжке настроений, с каким настроением начинаете урок. (Ребята показывают карточку с соответствующим настроением)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. А)Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, отгадайте загадку. Работа в парах. Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.
- Прочитайте первую загадку. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность отгадки (на партах толковые словари с закладками для выяснения лексического значения незнакомых слов).
Я работаю в артели У корней мохнатой ели, По буграм тащу бревно – Больше плотника оно. На парте картинки с насекомыми: мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы. Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.
- Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)
- О муравьях есть много пословиц. Прочитайте ( слайде №1) Мал муравей телом, да велик делом. Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.
- Какая пословица вам понравилась больше и почему? - Прочитайте вторую загадку. Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо ... Работа над отгадкой аналогична первой про муравья. - Почему стрекозу сравнили с аэропланом? -Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей) Б) )Работа по составлению слов из частей. На доске карточки: о за Стре ко вей ра Му сень(слайд №2) Какое задание предлагаете выполнить? - Составьте слова из карточек. На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей. -Какой вопрос хотите задать? Дети: Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? Высказывают предположение. В)Послушайте стихотворение об осени русского поэта А. Плещеева “Скучная картина” (слайд № 3клип). Скучная картина Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном,
| Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!..
|
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения? Почему?
Из Словаря настроений дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению. - Почему у вас было такое настроение? Д) - Как могут быть связаны между собой слова осень, Cтрекоза, Муравей? Составьте с ними предложение - предположение. Дети высказывают предположения. 3. Этап постановки учебной задачи. Сегодня на уроке мы определим, кто из ребят оказался прав. Для этого изучим произведение великого русского писателя. Он перед вами( слайд №4) Вспомните, кто это? В своем произведении он рассказал, как живут Стрекоза и Муравей осенью. ( слайд №5) – Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке? ( слайд №6) – Небольшой объём, – герои-животные или растения, – о животных говорится, как о людях, – часто стихотворная форма, – поучительность (обычно выделяется мораль). Верно, это басня. Чему же мы будем учиться? (Будем вдумчиво читать басню, учиться оценивать поступки героев, инсценировать). Чтобы у нас всё получилось, необходимо работать дружно, уважать своих товарищей. Свою работу вы будете оценивать в «Оценочных листах».За правильный ответ ставим «+», за неправильный «- «
4. Этап первичного восприятия текста. Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..” - Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение) Дочитывание басни. - Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу? - Назовите героев басни? - Чем была занята все лето Стрекоза? - А чем был занят Муравей? - О чем попросила Муравья Стрекоза? - Что ответил Муравей?
- Понравилась вам басня? Посмотрите на слайд и скажите, верно ли художник изобразил героев.(Слайд №7 ) 5. Физкультминутка. Фонограмма “Звуки леса”. Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков) Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте) На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков) Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо) Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков) Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо) Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков) Мись-мись-мись-мись. (приседания) 6. Построение проекта выхода из затруднения . Анализ литературного произведения. А)Чтение басни учащимися. Б) Чтобы понять басню, необходимо объяснить все незнакомые слова и словосочетания. Проведем игру « Огонь по стоявшему».Заранее подготовленный ученик отвечает на вопросы детей: - зима катит в глаза;
- помертвело чисто поле;
- тоской удручена;
- кум милый;
- вешних дней;
- в мягких муравах;
- голову вскружило
Какие качества осуждает автор? Вопрос на слайде. .(Слайд № 8 ) -Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? (Нет, надо понаблюдать за персонажами) -Что произошло со стрекозой? Почему? -Как повел себя муравей? Во всем ли он прав? -Восстановим цепочку событий..(Слайд № 9 )
Проследим, как меняется стрекоза. Красивая не поет жалостливая осталась Беспечная удручена просит у разбитого корыта Веселая злая умоляет резвая нужда порхает голод перелетает отдыхает попрыгунья Как автор относится к стрекозе? За что злится на стрекозу автор? ( за беспечность, легкомыслие) Найдите строчку, которая подводит итог жизни стрекозы летом. Лето целое все пела. Каким словом можно назвать стрекозу?(лентяйка)
стрекоза
беспечная беззаботная
порхает кружится веселится Лето целое все пела. лентяйка Что у нас получилось? Мы составили синквейн..(Слайд № 10 ) В)Работа в парах. Составление синквейна про муравья.(используют нетбуки) муравей
трудолюбивый старательный работает носит старается трудился все лето труженик После работы проверяем полученные синквейны. .(Слайд № 11 ) Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос?(слайд №8) 7. Этап первичного закрепления. А)чтение басни . Б)фронтальная беседа.
В басне под именами животных подразумеваются люди, их дела и поступки. – Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне? – Какие слова являются моралью данной басни? (слайд 12) – Как относится автор к героям своей басни? Чтобы ответить на вопрос, поработаем в паре. Дети выбирают из предложенного задания нужное: один для Стрекозы, другой для Муравья.(работа с нетбуками) Проверка на слайде: С насмешкой, с презрением, с любовью, с юмором, с добротой, с восхищением, с теплотой..(Слайд № 13 ) В)Проверка . (Правильный ответ на слайде) Сочувствуете ли вы стрекозе? Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Вывод по этапу урока: Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла. 8.Этап включения в систему знаний.(Чтение по ролям. Радиотеатр.) А)Работа над выразительностью с помощью рабочей тетради. «Кумушка, / мне странно это: // Да работала ль ты в лето?» - // Говорит ей Муравей. // «До того ль, голубчик, было? // В мягких муравах у нас / Песни, / резвость всякий час, / Так, / что голову вскружило». /// Б) Работа в парах. Несколько пар читают вслух у доски. В)Озвучивание отрывка из мультфильма..(Слайд № 14 ) 9. Этап закрепления. Работа в группах. А)Задание для первой группы. Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне. Поспешишь, потехе час. Лето пролежишь, людей насмешишь. Семь раз отмерь, зимой с сумой побежишь. Много захочешь, один отрежь. Делу время - тот плачет зимой. Лето прохлопали, осень протопали, последнее потеряешь.
Кто веселится весной, а тут снег на голову. Задание для второй группы Показать басню мимикой и жестами. Задания для третьей группы. Составить свое продолжение басни. Задание для четвертой группы. Прочитайте басню Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравей»,найдите отличия. Сформулируйте мораль басни. Л.Н. Толстого. Б) Проверка. Выступления групп. 10.Этап подведения итогов. С какой басней мы сегодня познакомились? Сколько главных героев в басне? Что вы для себя поняли из этой басни, какой вывод для себя вы сделали? Оцените, как вы работали сегодня на уроке. ( учащиеся подсчитывают, сколько «+» заработали) Учитель оценивает детей. 11. Этап информации о разноуровневом домашнем задании..(Слайд № 15 ) 1. Выучить басню наизусть. 2. Выполнить задание №2 в тетради на стр.21 3. Создать несколько слайдов презентации к басне. 12.Рефлексия деятельности. «Для меня сегодняшний урок…»
Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал | 3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
С каким настроением мы заканчиваем урок? Покажите карточку с соответствующим лицом. Урок окончен. Спасибо за работу..(Слайд № 16 )
|