Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии, используемые в разработке данного урока,  помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим и привить учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение  к прочитанному, делать выводы и обобщать.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Заранко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова» г.Рязани.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока:     Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».

Аннотация: Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии, используемые в разработке данного урока,  помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим и привить учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение  к прочитанному, делать выводы и обобщать.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова, уметь анализировать басню.

Метапредметные

•        познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

•        коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

•        личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: Мультимедийный проектор,  презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, эталон для учащихся по работе с баснями,   маршрутные  листы,  аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, учебник “Литературное чтение” 2класс, 1 часть.

Ссылки на Интернет:  

http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»

(http://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»

ХОД УРОКА.

  1. Самоопределение  к  деятельности.

Включение  учащихся  в  деятельность.

Весь урок сопровождается презентацией.

Долгожданный  дан  звонок, начинается  урок.

К  нам  без  опоздания  приходи  старание.

Помоги  нам  потрудиться, мы  пришли  сюда  учиться.

- Что  значит  учиться? (открывать  новые  знания)

-Что  это  значит? (Понять, что я не знаю и самому найти способ)

-Какие  качества  помогают  ученику  узнавать  новое?

-Пожелайте  друг  другу  удачи.

Пусть  урок  принесёт  радость  общения,  а  помощниками  будут  внимание, старание, находчивость!

Прочитайте  выражение:

Чтение  без  размышления – пустое  занятие.

       - Как вы  его  понимаете?

            (Читать  нужно  осмысленно)

Цели  урока

  1. Этап актуализации знаний.

      -Расшифровав  ребус  вы  узнаете,  с  каким  литературным  жанром  будем  работать на сегодняшнем  уроке. (Басня)

-Каковы  особенности  басни? Проверка  домашнего  задания.

Работа  с  маршрутным  листом.

Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

-высмеивает пороки людей,

-есть мораль,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски:

-Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

-  Какой  приём  используют  в  басне?

 Первым кто стал использовать приём иносказание-  был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными.

 Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам И.А.Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.  

        -Возьмите  маршрутный  лист и прочтите текст об И.А.Крылове.

             Прочитайте  текст  по  цепочке.

  • Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 году в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу.Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным, известным человеком.

- Задайте  друг  другу  вопросы  о  прочитанном. (работа  в  парах)

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете, разгадав загадки:

Две  горошины – глаза,

Ножки – грабелькой,

Хвостик – сабелькой,

Крылья – бантиком.

        (Стрекоза)

В  лесу  у  пня  беготня, суетня,

Народ  рабочий  весь  день  хлопочет,

Себе  дом  строит.

        (Муравей)

-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

 Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.  После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

  • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино

Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

В) Формулирование проблемы.

-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и  симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в  маршрутном листе):

-Для  чего  мы  будем  выполнять  это  задание?

- Это  поможет  открыть  новые  знания.

-Групповая  работа.  Вспомним  правила  работы  в  группе.

ЭТАЛОН к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

6.Какое выражение басни стало крылатым?

  1. Открытие нового знания.

А) Беседа – анализ текста( по  эталону)

-В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

- Где  мы  можем  найти  информацию?

Работа  со  словарём.   Не  страшно  не  знать  чего-то.  Главное  понимать,  как  найти  нужную  информацию,  из  каких  источников.

Объяснение  слов, которые  понадобятся  для  открытия  новых  знаний:

попрыгунья- та, которая  любит  попрыгать, повеселиться. Это  слово  разговорного  жанра;

мурава – зелёная, свежая  трава;

резвость- веселье;

удручена – огорчена, опечалена;

вешние  воды- весенние  воды;

всякий  час-  всё  время;

кум – родственница, приятельница.

    Иван  Андреевич  Крылов  обогатил  русскую  речь  крылатыми  выражениями. (Показать  словарь  «Крылатые  выражения»)

-Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (маршрутный  лист)

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.

Физпауза  -  гимнастика  для  глаз (Посадили  стрекозу  на  кончик  пальца)

  1. Закрепление  нового  знания.

Работа  по  смысловым  частям

-Какие  действующие  лица?

-Как  изображена  в  басне  Стрекоза?

 Найдите  подтверждение  в  тексте.     (беззаботная, весёлая, резвая, грациозная, легкомысленная, ленивая)

Поработаем  со  смысловыми  частями.1  часть

-Как назвал  автор  Стрекозу?

-Почему Стрекоза  осталась  без  жилья?

-Прочитайте, как  Стрекоза  показана  в  начале.

-Что  наступило  с  холодной  зимой  для  Стрекозы?

-Как  вы  думаете,  рада  была  зиме  Стрекоза?

-Из  каких  слов  видно, что  зима  наступила  для  Стрекозы  неожиданно?

2  часть

-Что  наступило  с  холодной  зимой?

- Как  об  этом  сказано, прочитайте!

-Как  чувствует  себя  Стрекоза?

-Почему  ползёт, а не  летит?

- Как  она  обращается  к  муравью? Зачитайте.

3  часть

-О чём  спрашивает  муравей  стрекозу?

- Как  рассказывает  стрекоза, вспоминая  о  лете?9оживилась,голубчик)

Стрекоза  так  увлеклась  воспоминаниями, что  не  даёт  говорить  муравью.

Прочитаем  по  ролям-3  часть.

-Кто  же  виноват  в  несчастье  стрекозы?

-Почему  стрекоза  пришла  именно  к  муравью?

-Почему  он  отказал  Стрекозе  в  помощи?

-Какие  людские  недостатки  и  пороки высмеиваются  в  басне?

-Соотнесите  основную  мысль  с  пословицей.

  1. Повторение, включение  в  систему  имеющихся  знаний.

Вывод по проблеме:

  • Достигли  поставленной  цели? Какова  мораль  басни?
  • Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  • Нужно ли изучать басни?
  • Чему они учат?

Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа».

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

  1. Рефлексия.

Оценивание работы на уроке.

Что  особенно  понравилось?

Какие  испытывали  затруднения?

Домашнее задание.

  • Выразительное чтение басни по ролям.
  • Придумать своё окончание басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Конспект урока литературного чтения по басне Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и Муравей"...

Урок литературного чтения во 2 классе Б. Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы)

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Гармония". На уроке дети знакомятся с творчеством Яна Бжехвы....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

Урок литературного чтения в 4 классе "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели: -создавать условия для ознакомления с содержанием  басни;- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.- способст...

Урок по литературному чтению на тему: Б. Заходер «Муравей» УМК "Гармония" 2 кл.

Урок поможет познакомить детей с творчеством Б. Заходера; формировать навык выразительного чтения; учить находить нужный отрывок в тексте; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать нравст...