Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии, используемые в разработке данного урока, помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим и привить учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Заранко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова» г.Рязани.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Аннотация: Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии, используемые в разработке данного урока, помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим и привить учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова, уметь анализировать басню.
Метапредметные
• познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
• коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.
• личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, эталон для учащихся по работе с баснями, маршрутные листы, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, учебник “Литературное чтение” 2класс, 1 часть.
Ссылки на Интернет:
http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»
(http://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»
ХОД УРОКА.
- Самоопределение к деятельности.
Включение учащихся в деятельность.
Весь урок сопровождается презентацией.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда учиться.
- Что значит учиться? (открывать новые знания)
-Что это значит? (Понять, что я не знаю и самому найти способ)
-Какие качества помогают ученику узнавать новое?
-Пожелайте друг другу удачи.
Пусть урок принесёт радость общения, а помощниками будут внимание, старание, находчивость!
Прочитайте выражение:
Чтение без размышления – пустое занятие.
- Как вы его понимаете?
(Читать нужно осмысленно)
- Этап актуализации знаний.
-Расшифровав ребус вы узнаете, с каким литературным жанром будем работать на сегодняшнем уроке. (Басня)
-Каковы особенности басни? Проверка домашнего задания.
Работа с маршрутным листом.
Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей,
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски:
-Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
- Какой приём используют в басне?
Первым кто стал использовать приём иносказание- был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными.
Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам И.А.Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
-Возьмите маршрутный лист и прочтите текст об И.А.Крылове.
Прочитайте текст по цепочке.
- Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 году в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу.Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным, известным человеком.
- Задайте друг другу вопросы о прочитанном. (работа в парах)
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете, разгадав загадки:
Две горошины – глаза,
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой,
Крылья – бантиком.
(Стрекоза)
В лесу у пня беготня, суетня,
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравей)
-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.
Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
- о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино
Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
В) Формулирование проблемы.
-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в маршрутном листе):
-Для чего мы будем выполнять это задание?
- Это поможет открыть новые знания.
-Групповая работа. Вспомним правила работы в группе.
ЭТАЛОН к работе над басней
1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что осуждается в басне?
6.Какое выражение басни стало крылатым?
- Открытие нового знания.
А) Беседа – анализ текста( по эталону)
-В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
- Где мы можем найти информацию?
Работа со словарём. Не страшно не знать чего-то. Главное понимать, как найти нужную информацию, из каких источников.
Объяснение слов, которые понадобятся для открытия новых знаний:
попрыгунья- та, которая любит попрыгать, повеселиться. Это слово разговорного жанра;
мурава – зелёная, свежая трава;
резвость- веселье;
удручена – огорчена, опечалена;
вешние воды- весенние воды;
всякий час- всё время;
кум – родственница, приятельница.
Иван Андреевич Крылов обогатил русскую речь крылатыми выражениями. (Показать словарь «Крылатые выражения»)
-Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (маршрутный лист)
Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. | Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. |
Физпауза - гимнастика для глаз (Посадили стрекозу на кончик пальца)
- Закрепление нового знания.
Работа по смысловым частям
-Какие действующие лица?
-Как изображена в басне Стрекоза?
Найдите подтверждение в тексте. (беззаботная, весёлая, резвая, грациозная, легкомысленная, ленивая)
Поработаем со смысловыми частями.1 часть
-Как назвал автор Стрекозу?
-Почему Стрекоза осталась без жилья?
-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале.
-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
-Как вы думаете, рада была зиме Стрекоза?
-Из каких слов видно, что зима наступила для Стрекозы неожиданно?
2 часть
-Что наступило с холодной зимой?
- Как об этом сказано, прочитайте!
-Как чувствует себя Стрекоза?
-Почему ползёт, а не летит?
- Как она обращается к муравью? Зачитайте.
3 часть
-О чём спрашивает муравей стрекозу?
- Как рассказывает стрекоза, вспоминая о лете?9оживилась,голубчик)
Стрекоза так увлеклась воспоминаниями, что не даёт говорить муравью.
Прочитаем по ролям-3 часть.
-Кто же виноват в несчастье стрекозы?
-Почему стрекоза пришла именно к муравью?
-Почему он отказал Стрекозе в помощи?
-Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басне?
-Соотнесите основную мысль с пословицей.
- Повторение, включение в систему имеющихся знаний.
Вывод по проблеме:
- Достигли поставленной цели? Какова мораль басни?
- Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа».
Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!
- Рефлексия.
Оценивание работы на уроке.
Что особенно понравилось?
Какие испытывали затруднения?
Домашнее задание.
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Придумать своё окончание басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"
Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Конспект урока литературного чтения по басне Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и Муравей"...
Урок литературного чтения во 2 классе Б. Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы)
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Гармония". На уроке дети знакомятся с творчеством Яна Бжехвы....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...
Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"
В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....
Урок литературного чтения в 4 классе "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"
Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели: -создавать условия для ознакомления с содержанием басни;- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.- способст...