Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
"Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse_i_veter.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ЧТЕНИЕ БАСНИ К. Д. УШИНСКОГО «ВЕТЕР И СОЛНЦЕ»
ЦЕЛЬ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; активизировать знания о выразительном чтении (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп, указывать паузы, выделять логическое ударение, наблюдать за употреблением знаков препинания; в процессе работы над текстом развивать орфографическую зоркость; учить ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения; развивать эмоциональный мир детей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Ученики узнают, что К. Д. Ушинский раскрывает в своей притче
- Ученики смогут определить мотивы поступков персонажей
- Ученики повторят существенные признаки жанра притча
- Будут продолжать развивать навыки выразительного чтения.
Метапредметные:
- Ученики смогут установить причинно-следственные связи
- Смогут обобщить результат анализа произведения
- Будут высказывать свою точку зрения;
- Будут выслушивать других.
Личностные:
- Расширять кругозор
- Будут учиться размышлять о таких качествах личности как доброта, милосердие.
- Увеличивать словарный запас.
ХОД УРОКА.
- Проверка домашнего задания
ЗАГАДКА.
По полю рыщет,
Поёт и свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер.)
- Посмотрите, как пишется слово «ветер» - это словарное слово.
Что вы знаете о ветре?
(Ветер – это движение воздуха по поверхности земли.)
- Как называется очень сильный ветер?
(Ураган. Он сносит крыши домов, ломает деревья, всё разрушает на своём пути.)
- Какой рассказ вы читали дома о ветре?
(«Девочка с камнем» Р. Фраермана.)
- Как автор описывает ураган? Расскажите.
(Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья. Какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через улицу. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку. Марья Ивановна вышла на крыльцо. Ветер тот час же обнял её за плечи и с силой повернул к стене.)
- Как боролся дуб с ветром? Расскажите.
(Он один не сгибался под бурей. Но он весь звенел и ронял на землю сучья, шумел листвой.)
- Почему дубу понравилась девочка Аня Мамедова?
(Аня не испугалась урагана, как и дуб, мимо которого она проходила.)
- Какой в этом рассказе ветер?
(Злой, жестокий, сильный.)
- Что можно сказать об Ане Мамедовой?
(Она бесстрашная, сообразительная, смелая.)
- Подготовительная работа
Загадка.
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце.)
- Обратите внимание, как пишется слово «солнце» - с буквой «л», солнышко.
- Что вы знаете о солнце?
(Солнце – это раскалённый шар. Вокруг Солнца движется Земля. Солнце нагревает Землю. Чем оно выше над Землёй, тем сильнее греет. Солнце необходимо всему живому.)
- Сегодня вы познакомитесь с произведением К. Д. Ушинского, где главные герои ветер и солнце.
- Что вы знаете об авторе? (Ответы детей.)
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ АВТОРЕ:
К. Д. Ушинский родился в г. Тула. Константин Дмитриевич написал много рассказов, сказок и посвятил их детям. Но кроме этого Ушинский был умнейшим учителем и написал замечательные учебники «Детский мир» и «Родное слово». Он стремился к тому, чтобы в России было как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Этот хороший человек очень любил детей и в своих произведениях всем сердцем стремился помочь им глубже познакомиться с окружающим миром, с миром животных, растений, с красотой родного края. Из рассказов Ушинского всем известно, что счастливым бывает тот, кто честный, трудолюбивый и добрый.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз – наклон, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
- Ветер. Солнце. Как хочется произнести эти слова?
(Солнце – радостно, ветер – сердито.)
- Что хотелось бы узнать о них из произведения, которое мы будем изучать на уроке?
- Работа над новым произведением
1. Чтение произведения хорошо читающими детьми. Беседа по первому восприятию.
- О чём этот рассказ?
(Как спорили ветер и солнце – кто из них сильнее.)
- Каким вы представили себе ветер?
(Сердитым, страшным, сильным.)
- А солнце?
(Добрым, ласковым.)
2. Групповая работа.
Задание: разделить текст на части.
- Чтение произведения по частям и анализ.
1ЧАСТЬ.
- Как автор описывает спор ветра и солнца? Найдите слова, которые помогают описать спор.
(Затеяли, долго спорили, помериться силами решили.)
2 ЧАСТЬ.
- Как ветер старался доказать свою силу?
(Ветер начал дуть что было мочи, сердился, свирепел, осыпал дождём и снегом.)
- Объясните значение слова «свирепел».
- «Что было мочи» - как сказать по-другому.
- Как чувствовал себя путешественник?
(Кутался в плащ, ворчал на непогоду, надел плащ в рукава, подвязался поясом.)
- Что чувствуете вы, читая эту часть?
3 ЧАСТЬ.
- Как повело себя солнце? Найдите слова – подсказки в тексте.
(Улыбнулось, обогрело, обсушило землю и путешественника.)
- Как тепло солнечных лучей подействовало на путника?
(Он приободрился, благословил солнце, снял плащ.)
- Что значит «приободрился»? «Благословил солнце»?
- А что почувствовали вы?
4 ЧАСТЬ.
- Как солнце добилось того, что путешественник поддался ему?
(Лаской, добротой.)
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Прочитаем слово «ветер»
а) тихо;
б) произнесём чуть громче;
в) громко.
- Какая сила голоса подходит к чтению этого произведения? (Громко.)
- Как будем читать о солнце?
(Тихо, нежно, ласково.)
- Хороший читатель всегда вкладывает в чтение своё настроение, чувства.
Постарайтесь сейчас сделать это.
5. Выразительное чтение вслух.
- Каким ещё бывает ветер?
(Тёплым, ласковым.)
- Какой совет даёт автор?
(«Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.»)
6. Определение жанра произведения.
- К какому жанру относится это произведение?
(Это басня, потому что главные герои явления природы, а подразумеваются люди. В этом произведении есть нравоучение.)
- Закрепление
1. Групповая работа.
Задание: у вас на столах конверты. Распределите вопросы в нужной последовательности и перескажите по ним басню.
План – вопросник.
- О чём спорили ветер и солнце?
- Как ветер старался показать свою силу?
- Как вёл себя путешественник?
- Что понял ветер?
- Что сделало солнце?
- Что происходило в это время с путешественником?
2. Выступления групп.
- Итог урока
- Прочитайте слова, которые записаны на доске.
ЗДРАВСТВУЙТЕ
СПАСИБО
БЛАГОДАРЮ
ПРОСТИТЕ
ПОЖАЛУЙСТА
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ
ДО СВИДАНИЯ
- Какое слово спряталось? (Доброта.)
- Все эти вежливые слова несут доброту, и если их часто произносит человек, значит, в нём есть это важное качество.
- Как вы чувствуете себя рядом с добрым человеком?
(Хорошо, радостно, уютно, тепло.)
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?
(Когда светит солнце.)
- Да, мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова. Значит, в басне «Ветер и Солнце» под явлениями природы подразумеваются какие люди?
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Домашнее задание
Подробный пересказ. Последний абзац наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения."
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Солнце, воздух, вода и… растения." (Условия, необходимые для развития растений.)...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"
Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование знаний о дыхании и питании растений;Планируемые результатыПредметные:Знать, как дышат и питаются растения, взаимосвязь между неживой и живой природой, растениям...
Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...
Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ
На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...